Смекни!
smekni.com

Государственная регистрация юридических лиц в Республике Казахстан (стр. 17 из 22)

За неправомерный отказ в государственной регистрации юридического лица либо уклонение от их регистрации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, установлена уголовная ответственность по ст.189 УК РК "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности". [71]

За несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, налагается административный штраф, в размере от 10 до 20 МРП.

Следующей нормой определяющей ответственность должностного лица в нарушении правил и порядка регистрации юридического лица, является ст.361 Кодекса РК "Об административных правонарушениях" под названием "Отказ в постановке на налоговый учет или нарушение сроков постановки на налоговый учет". [72]

Так, текст данной статьи гласит, что: "отказ в постановке налогоплательщика на регистрационный учет или на учет налогоплательщика в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, а равно нарушение должностным лицом налогового органа установленных налоговым законодательством сроков такой регистрации (учета) - влекут штраф на руководителя налогового органа в размере от десяти до двадцати месячных расчетных показателей".

Повторное совершение действий, рассмотренных в ч.1 ст.361 КоАП РК совершенные в течение года с момента наложения административного взыскания на должностное лицо налогового органа, влекут за собой наложение штрафа на руководителя налогового органа в размере от 20 до 40 МРП.

Основные проблемы ответственности за нарушение порядка и правил регистрации юридических лиц, как должностными лицами, так и представителями юридического лица, рассмотренные выше, свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования системы наказаний за нарушение порядка и правил государственной регистрации юридических лиц.

Суммируя все выше сказанное, следует сделать следующий вывод. Государственная регистрация юридических лиц - процесс, необходимый и важный для Республики Казахстан, которая провозгласила себя правовым, социальным государством с рыночной экономикой. В этой ситуации нужно найти наиболее приемлемый вариант построения системы государственной регистрации, который бы полностью соответствовал поставленным принципам. Начало уже было положено принятием Закона РК "О регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств", реформированием органов, осуществляющих государственную регистрацию, снижению административных барьеров в этом процессе. Однако заканчивать на этом не стоит.

3.2 Перспективы развития и предложения по оптимизации законодательства Республики Казахстан в области регистрации юридических лиц

В области развития законодательства Республики Казахстан регламентирующего государственную регистрацию юридических лиц, исходя из мирового опыта, существуют определенные перспективы. Рассмотрим основные из них.

В первую очередь, в Гражданском Кодексе Республики Казахстан, необходимо установить принцип публичной достоверности реестра - этот принцип предполагает, что любое добросовестное лицо, полагавшееся на данные реестра, не затрагивается несоответствием данных реестра фактическим обстоятельствам. Законодательство должно обеспечивать достоверность данных, представляемых для государственной регистрации юридического лица, прежде всего об учредителях и составе его органов, действующих от его имени, а также предусматривать защиту интересов всех участников юридического лица при оспаривании государственного акта о регистрации юридического лица. При этом, целесообразным является закрепление функций по регистрации всех юридических лиц и ведению единого государственного реестра за органами юстиции.

В области реорганизации юридических лиц, возможно установить запрет на преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот (как и запрет на появление некоммерческих организаций в результате реорганизации коммерческих организаций и наоборот - например, на разделение общества с ограниченной ответственностью на другое хозяйственное общество и фонд, выделение фонда из производственного кооператива, преобразование потребительского кооператива в акционерное общество и т.д.). Смысл такого ограничения состоит в предотвращении искажения юридической природы и законодательного деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, который, в конечном счете, также способствует максимальной защите имущественных интересов их кредиторов и всех участников гражданского оборота. Исключение могут составить только унитарные предприятия и учреждения, не являющиеся собственниками своего имущества и потому действующие на базе особых вещных прав на него.

Вместе с тем общность юридической природы корпораций позволяет допустить преобразование любой коммерческой корпорации в другую коммерческую корпорацию (хозяйственного товарищества в кооператив и наоборот), при этом возможно сочетание в одном акте реорганизации ее различных форм (разделение или выделение одновременно со слиянием или присоединением). По аналогии некоммерческие корпорации также могут быть преобразованы в некоммерческие корпорации других организационно-правовых форм. Это не должно касаться фондов и учреждений, которые, не будучи корпорациями, вообще не подлежат преобразованию, а другие формы их реорганизации не могут вести к возникновению иных организационно-правовых форм некоммерческих (и тем более коммерческих) организаций. Иначе говоря, фонды и учреждения могут сливаться, присоединяться, выделяться и разделяться только на другие фонды и учреждения соответственно. Следует отметить, что любая реорганизация учреждений с появлением иных организационно-правовых форм некоммерческих и коммерческих организаций фактически будет означать приватизацию их имущества. При этом преобразование учреждений в унитарные предприятия исключается, так как оно будет способствовать неосновательному увеличению числа последних.

Передаточный акт в процедурах слияния, присоединения и преобразования должен иметь учетное, а не правоустанавливающее значение. В этих случаях отсутствие в указанном акте упоминания о каком-либо праве или обязанности не может означать их прекращения в связи с исключением из государственного реестра реорганизованного юридического лица. При выделении или разделении юридических лиц отсутствие в разделительном балансе или в передаточном акте упоминания о какой-либо обязанности реорганизуемого юридического лица должно влечь солидарную ответственность по ней всех его правопреемников.

Право кредиторов реорганизуемого юридического лица требовать досрочного исполнения обязательств должно быть законодательно ограничено, причем по соглашению этого лица с кредитором оно может быть прекращено.

Право указанных кредиторов требовать предоставления дополнительного обеспечения должно распространяться не только на открытые акционерные общества, но и на другие виды юридических лиц, однако оно должно осуществляться под контролем суда, а в качестве такого обеспечения могут использоваться лишь поручительство, банковская гарантия и залог.

Целесообразным представляется ввести для случаев проведения реорганизации с нарушением закона возможность восстановления участником юридического лица утраченного корпоративного контроля (прежде всего для случаев полного или частичного лишения или утраты доли участия в реорганизованном юридическом лице). Лица, получившие выгоду от данной ситуации, могут быть обязаны по суду к возврату соответствующей (дополнительной) доли участия потерпевшему.

С целью поддержания стабильности гражданского оборота необходимо предусмотреть, что сделки, совершенные юридическими лицами, которые возникли в результате реорганизации, впоследствии признанной незаконной, по общему правилу являются действительными, а юридические лица - существовавшими до момента признания реорганизации недействительной или несостоявшейся. Недействительными могут быть признаны лишь сделки, причинившие ущерб реорганизованному юридическому лицу (или направленные на причинение ущерба) при условии установления недобросовестности контрагентов по таким сделкам.

В области ликвидации юридических лиц возможно внесение ряда изменений в Гражданский кодекс РК, в соответствии с которыми, возможно предусмотреть правило, согласно которому самостоятельным основанием для ликвидации юридического лица является признание судом государственной регистрации юридического лица недействительной.

Помимо этого возможно установить, что солидарная обязанность ликвидировать юридическое лицо должна быть возложена на его учредителей (участников). В случае неисполнения ими обязанности ликвидировать юридическое лицо в определенные сроки такую ликвидацию может проводить назначенный судом ликвидатор, который может быть назначен из числа арбитражных управляющих.

Ликвидация должна осуществляться за счет имущества юридического лица, а при его отсутствии - за счет имущества учредителей (участников).

"Формальные" юридические лица должны ликвидироваться преимущественно за счет лиц, их создавших. В законе нужно установить солидарную обязанность участников (учредителей) или собственников имущества организации (далее - участники) по ликвидации юридических лиц, прекративших свою деятельность. В случае невозможности обязать участников недействующего юридического лица ликвидировать такую организацию должна применяться административная (внесудебная) система исключения недействующих юридических лиц из реестра. Законодательными критериями отнесения юридического лица к "формальному" могли бы быть также: