Смекни!
smekni.com

Жанр литературного путешествия в творчестве М. Шагинян (стр. 1 из 3)

Е. В. Богачева

Рассматривается жанровое своеобразие книги М. Шагинян «Путешествие по Советской Армении». При опоре на исследования В. Гуминского и В. Михайлова анализируются композиция, структура повествования, художественное время и пространство, различные формы воплощения авторской позиции.

Жанр литературного путешествия, генетически восходящий к древнерусским хождениям, является неканоническим. До сих пор в отечественном литературоведении нет единого взгляда на его сущность, не всеми литературоведами принимается факт существования «путешествия» как жанра. В последнее время появился ряд исследований, в которых осуществляются попытки выделения жанрообразующих признаков литературного путешествия [см., например: Гуминский, 1979, 1987; Маслова; Михайлов; Шадрин].

Все исследователи сходятся на том, что «литературное путешествие — жанр художественной литературы, в основе которого лежит описание реального... перемещения в достоверном (реальном)... пространстве путешествующего героя (чаще всего героя-повествователя), очевидца, описывающего малоизвестные или неизвестные отечественные или иностранные реалии и явления, собственные мысли, чувства и впечатления, возникшие в процессе путешествия, а также повествование о событиях, происходивших в момент путешествия» [Михайлов, 163 ].

Литература путешествий на структурном и содержательном уровне способна объединять элементы различных жанровых форм. Анализируя становление и эволюцию травелога 1 , В. А. Михайлов приходит к выводу, что на каждом этапе развития русской литературы доминирующей становится одна из жанровых разновидностей литературного путешествия [см.: Там же, 23 ]. Так, в литературе XX в. отмечается «всплеск жанра путевого очерка» [Сваровская, 58 ], связанный с повышением интереса к историческому, культурному, духовному опыту других народов.

Для М. Шагинян путевой очерк стал одной из форм литературной деятельности, позволяющей дать оценку социальной и политической ситуации в стране, сформулировать свою концепцию общественного, духовного и культурного развития. Ее творчество в последние годы оказалось незаслуженно забытым 2 , между тем жанровые приемы литературного путешествия находят у М. Шагинян свое переосмысление в соответствии с духом эпохи. Ее очерки 1930—1950-х гг. представляют собой интереснейшее литературное явление, так как отражают и определенные умонастроения современников, и направление творческих поисков советских писателей в период индустриализации страны. Этим и обусловлена актуальность данной статьи, направленной на исследование видовых модификаций жанра в книге «Путешествие по Советской Армении».

Создание произведения проходило в три этапа. В 1922 г. редакция газеты «Правда» командирует М. Шагинян в поездку с целью сбора информации о жизни, нуждах и достижениях братских республик. Она едет в длительное путешествие по Армении, испытывая «острое чувство необходимости для новой литературы овладеть и новым материалом, ближе и глубже узнать действительность…» [Шагинян, 1954, 60 ].

Первая ступень — накопление информации (встречи с людьми, разговоры, впечатления от дороги и т. д.) и запись ее в черновые блокноты. На втором этапе Шагинян расшифровывает свои черновые записи, переписывает в дневники, дополняя и расширяя их. И, наконец, приведение отрывочных впечатлений к концептуальному единству. Только в 1950 г. будет опубликована книга очерков «Путешествие по Советской Армении», за которую автор получит Сталинскую премию 3-й степени.

Заглавие произведения жанрово ориентировано, семантический компонент «пространство», указывающий на место действия, носит стандартизированный характер. Но смысл заглавия не исчерпывается категорией информативности. В данном случае выделяется сквозной образ Советской Армении, передающий субъективно-авторское отношение к изображаемому в произведении.

Сквозной образ конкретизируется посредством эпиграфа: «Только идея Советской власти принесла Армении мир и возможность национального обновления». Неоднократно повторяясь (207 раз), слово «советская» выполняет усилительно-выделительную функцию, на основе повтора развертываются образные поля текста, актуализируются смыслы, значимые для его интерпретации.

Итак, предмет повествования — социалистическое строительство в Армении, возникновение новых отношений между людьми. Изменение предмета повествования повлекло за собой обновление содержательного наполнения компонентов жанровой структуры литературного путешествия. Специфика проблематики книги определяется тем, что в художественно-публицистической ткани произведения открыто выражены общественно-политические представления автора. М. Шагинян подняла на новый уровень, углубила и расширила жанровую структуру путешествия, приспособив его к решению новых задач.

Внешняя архитектоника произведения соответствует основным этапам развития художественной идеи. Композиция книги традиционна для путевых очерков, но отражает не только пространственные координаты путешествия. М. Шагинян умело сочетает две формы композиционного построения — хроникальную и структурную. Книга делится на две части. В первой содержатся общие сведения о Советской Армении, ее природе, климате, флоре, фауне, о жизни армянского народа в прошлом, об участии в Великой Отечественной войне. Во второй дается более конкретное описание характерных районов Армении (Зангезур, Айоц-Дзор, Лори и др.) их географического, хозяйственного, культурного облика.

Такие структурные части, как предисловие, приложение и примечания, выполняют роль обрамления: в предисловии проясняется замысел книги, приложение содержит очерк древней и средневековой истории Армении, описание археологических памятников, примечания представляют своего рода выписки, содержащие географические данные, исторические сведения, биографический материал. Благодаря изучению документальных текстов, можно уточнить факты, положенные в основу произведения, установить круг использованных автором печатных источников, проследить направление художественной переработки фактического материала.

М. Шагинян использует различные формы интертекстуальности. Во-первых, повествование строится как «мозаика цитаций» [Кристева, 428—429 ]. Во-вторых, включение писем, дневников, документов, чужих рассказов связано с установкой на достоверность. И главное, широкое использование претекстов содействует созданию наиболее яркого образа Армении, придает лиризм повествованию, художественно подтверждает факты, приведенные очеркистом.

Источники претекстов разнообразны: мифология, Священное Писание, творения Отцов Церкви, произведения и образы фольклора, стихи армянских поэтов Х—ХVI вв. (Григор Нарекаци, Давид Саладзорци) и советского периода (Аветик Исаакян). Интертекстуальные элементы делают повествование более объемным, обладают смыслообразующим потенциалом, выявляют авторскую экспрессию. Подобная структура сравнима с «анфиладным принципом» построения древнерусских летописей, которые объединяют отдельные компоненты повествования в общий «эпос» о мире и его истории.

Исходя из структурно-тематических и содержательных особенностей, жанр произведения можно квалифицировать как литературное путешествие в форме путевого очерка. Из такой формы повествования, по нашему мнению, вытекают все другие жанровые модификации. «Путешествие» М. Шагинян — многожанровый конгломерат, синтезирующий очерки документального, этнографического, географического характера и собственно литературный материал: сценки, рассуждения, лирические отступления.

Автор меняет внутреннюю форму жанра, объединяя документально-художественный и лирико-публицистический типы очерков. Межжанровые отношения приводят к жанровой многослойности. Своеобразие публицистики М. Шагинян в том и заключается, что каждая глава может вбирать в себя несколько самостоятельных жанровых дефиниций: эссе, очерк, притча, легенда и др. Эссеистская, свободная форма построения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях, отражает не только перемещение в пространстве, но и авторскую политико-этическую концепцию.

Жанрово-стилевые черты литературного путешествия у М. Шагинян несут качественно новую идейную нагрузку. «Путешествие по Советской Армении» — новое видовое единство публицистического и художественного начал, образованное на основе жанровых принципов литературного путешествия и путевого очерка, в основе которого лежит функциональная ориентация автора на исследование социально-политической и общенациональной ситуации в эпоху социалистических преобразований.

Личность автора, находящегося в центре повествования, — важнейший структурно-семантический элемент автодефиниции жанра. Автор предстает не в бытовых автобиографических чертах, а в своей литературно-политической роли. Путешественник — художественно сконструированный образ, человек своей эпохи, а отнюдь не автопортрет писателя М. Шагинян. Однако стремление видеть в лице героя «Путешествия...» отблеск личности М. Шагинян не совсем безосновательно.

Личность героя-повествователя подчиняет себе весь эмпирический материал, становясь центральной эстетической категорией текста, определяя его сюжетосложение и композицию. Сюжет выстроен по модели художественной публицистики. Путешественник в традиционной жанрообразующей системе мотивов встреч и пути описывает свои впечатления. Предметом познания становится рефлексия по поводу увиденного. Субъективный фактор (личностный взгляд) оказывается более влиятельным, чем увиденное само по себе. Повествователь включен в структуру как познающий и оценивающий субъект.

Герой-повествователь не персонифицирован, обладает намеренно стертой индивидуальностью. Его присутствие обозначено местоимениями и глаголами 1-го лица ( я тогда не поняла, я не сказала, перечислила ); контактоустанавливающими конструкциями ( сойдем в Минджевани [Шагинян, 158 ] 3 , представим себе [ 220 ]); побудительными предложениями ( следует предпринять еще одно путешествие [ 163 ], продолжим свой путь по оставленному нами шоссе [ 189 ]). Адресатом, фокусом авторских идей выступает абстрактный читатель ( мы проедем с читателем [ 157 ]).