Смекни!
smekni.com

Административное право (стр. 14 из 53)

Сохранялись за ним и некоторые другие полномочия, которые касались руководства адвокатурой, нотариатом, юридическими учебными заведениями и научно - исследовательскими институтами, изданием юридической литературы, а также организации работ по подготовке законопроектов и даче разъяснении законодательства. На уровне автономных республик и областей (краев) реформа вылилась в образование наркомюстов автономных республик и управлений юстиции, которые были уполномочены непосредственно руководить судебными и другими органами и подчинялись местным Советам и наркомюстам союзных республик.

Органы специальной юрисдикции в системе Народного Комиссариата юстиции в 20-е годы. Новая экономическая политика, курс на которую был взят на Х съезде партии в марте 1921 г., вызвала подъем товарооборота в стране, усиление хозяйственных связей между предприятиями. В, И. Ленин писал: «Поднятие производительных сил - во что бы то ни стало, немедленно, теперь же - началось, благодаря новой экономической политике». Новые экономические отношения регулировались правом. В связи с этим В. И. Ленин отмечал, что «именно НКЮсту, именно нарсудам ... выпадает ... особенно боевая и особенно ответственная задача».

В 1922 г. для рассмотрения соответствующих дел создавались специальные органы: Арбитражные и Земельные комиссии и трудовые сессии. Арбитражные и Земельные комиссии являлись административными органами, наделенными юрисдикционными функциями. Трудовые сессии народных судов были судебными органами со специальными функциями. Но все они находились в системе Народного комиссариата юстиции и были связаны с ним по линии судебного управления.

Положение о судоустройстве РСФСР 1922 г. устанавливало для рассмотрения дел специальных категорий, требующих необходимых знаний и навыков, наряду с единой системой народных судов РСФСР, временные специальные суды:

1) по делам о нарушениях Кодекса законов о труде - особые трудовые сессии народных судов;

2) по делам о спорах об имущественных правах между государственными органами - центральные и местные арбитражные комиссии, состоящие при Совете Труда и Обороны и губернских экономических совещаниях (ЭКОСО);

3) по делам о земельных спорах - земельные комиссии. В соответствии со ст. 92 «Положения о судоустройстве РСФСР» 1922 г. трудовые сессии народных судов образовывались при каждом губернском суде в составе одного постоянного народного судьи и'' двух постоянных членов суда, из которых один избирался местным губернским профсоюзным советом, другой - местным губернским отделом труда. Трудовые сессии действовали в том же порядке и по тем же правилам, что и народные суды, следовательно на них, как и на народный суд, распространялось судебное управление губернского суда.

Кассационное обжалование решений трудовых сессий осуществлялось в обычном порядке - в губернский суд, которому принадлежало право надзора и наблюдения за деятельностью трудовых сессий народного суда. Порядок занятия должности народного судьи, председательствующего в трудовых сессиях, его назначения и смещения был тот же, что и для остальных судов губернии.

Цель трудовых сессий - приближение суда территориального и по составу к трудящимся и обеспечение быстрого и правильного рассмотрения трудовых дел. Трудовые сессии повсеместно были введены на территории РСФСР постановлением ВЦИК РСФСР от 22 марта 1923 г.

В середине 1924 г. состав трудовых сессий был изменен. Председатель отдела труда заменен представителем от хозяйственных органов. Такая реорганизация освободила органы Народного комиссариата труда от чисто судебных функций и привлекла к участию в разрешении судебных трудовых дел, наряду с профсоюзами, представителей хозяйственных органов. Трудовые сессии существовали при каждом губернском (областном, краевом) суде, а также, в зависимости от количества трудовых дел, организовывались в уездах и промышленных районах. Учреждения трудовых сессий, а также их ликвидация, зависела от пленума губернского суда. Члены трудовых сессий избирались сроками на один год и в своих правах приравнивались к народным судьям.

В их компетенции были:

а) гражданские дела по трудовым спорам (если они не были направлены на рассмотрение в примирительном порядке в расценочно - конфликтные комиссии): дела примирительных камер и третейских судов, независимо от суммы иска и от лица ответчика;

б) все уголовные дела по нарушению трудового законодательства.

Кроме того, к компетенции трудовых сессий относилась выдача исполнительных листов по решениям расценочно - конфликтных комиссий, третейских судов, примирительных камер.

Там, где трудовые сессии не были организованы, трудовые дела рассматривались в общих народных судах вне очереди.

Наблюдение за деятельность трудовых сессий лежало на отделах и инспекциях труда, а также на специальной трудовой прокуратуре. На местах эти функции выполнял помощник прокурора губернии (области, края) по трудовым делам, в центре - особый прокурор по трудовым делам при Верховном суде РСФСР.

Кассационной инстанцией для дел, разрешаемых в трудовых сессиях, являлся губернский (областной, краевой) суд. Особенностью являлось то, что решения и приговоры трудовых сессий могли быть обжалованы в кассационном порядке, кроме сторон и прокурора еще и инспекцией труда. Протест рассматривался пленумом губернского суда. Право такого опротестования принадлежало трудовой прокуратуре, а там, где ее не было - общей прокуратуре, а также председателю губернского суда.

К 1923 г. на территории РСФСР действовало 134 камеры по рассмотрению дел о нарушениях Кодекса законов о труде: 60 из них были расположены в губернских и областных городах, а остальные - в уездных и фабрично - заводских пунктах. В некоторых губерниях и городах наблюдалась тенденция концентрировать дела о нарушениях закона о труде в губернских и уездных центрах по месту расположения трудовых камер.

Принятое в 1926 г. новое Положение о судоустройстве РСФСР более четко регламентировало положение трудовых сессий. В статье 34 (глава 5) указывалось, что особые сессии по трудовым делам образуются по постановлениям пленумов соответствующих судов в главных городах автономных республик, в центральных и областных административно -территориальных объединениях, областных, губернских и окружных городах и промышленных центрах. Кроме этого, в статье 37. Положения о судоустройстве РСФСР 1926 г. закреплялось право надзора Народного комиссариата труда РСФСР за деятельностью трудовых сессий. Народному комиссариату труда РСФСР предоставлялось право истребовать, наряду с органами прокуратуры, любое трудовое дело, разрешенное в особой сессии по трудовым делам или в народном суде, приговоры и решения по которому вступили в законную силу, и опротестовать их в Верховном суде РСФСР. Судебное управление особыми трудовыми секциями оставалось за НКЮ РСФСР и его местными органами.

Административные органы: земельные комиссии. Наряду с трудовыми сессиями народных судов в рассматриваемый период в систему органов юстиции входили и некоторые административные органы, наделенные юрисдикционными функциями, которые имели внешние признаки и форму судебных органов. К ним относятся: земельные и арбитражные комиссии. Земельные комиссии были образованы 24 мая 1922 г. «Постановлением о порядке рассмотрения земельных споров» ВЦИК и СНК РСФСР.

Для разрешения земельных споров, в соответствии с указанным постановлением, создавались волостные, уездные и губернские земельные комиссии, споры в которых разрешались в состязательном порядке. Волостные земельные комиссии состояли при волостных исполнительных комитетах и состояли из председателя, который назначался волостным исполнительным комитетом, и двух членов, избираемых на волостном съезде советов. Уездные и губернские земельные комиссии состояли при уездных и губернских земельных органах в составе председателя и двух членов (заведующего отделом землеустройства и народного судьи). Все члены земельных комиссий при отправлении ими юрисдикционных функций пользовались правами народных судей. Выборные члены земельных комиссий избирались сроком на один год.

Система земельных комиссий РСФСР имела следующую структуру: волостная комиссия рассматривала дела только по первой инстанции; уездная комиссия разбирала дела по существу и одновременно являлась кассационной инстанцией по отношению к волостной земельной комиссии. Губернская земельная комиссия, также в свою очередь, представляла две инстанции. Высший контроль осуществлялся Особой коллегией при Наркомземе.

Это нагромождение инстанций не оправдывало себя и через два с половиной года после своего создания Народный комиссариат земледелия вынужден был произвести реорганизацию земельных комиссий, взяв за образец существующую тогда систему общего суда (волость, губерния, центр).

ВЦИК и СНК РСФСР 1 декабря 1924 г. издали постановление о реорганизации состава, деятельности и объема компетенции земельных комиссий. По этому постановлению волостная или районная земельные комиссии разрешали дела лишь по спорам о правах пользования на землю отдельных лиц, дворов или земельных обществ. Дела, вытекающие из землеустройства, а также споры о праве на землю, где стороной являлось государственное учреждение, были подсудны исключительно уездной комиссии.