Смекни!
smekni.com

Административное право (стр. 16 из 53)

Можно сделать вывод о том, что в рассматриваемый период арбитражные комиссии являлись административными органами, наделенными некоторыми юрисдикционными функциями и действовавшими с позиций хозяйственной целесообразности. Эти органы находились под управлением Наркомата юстиции, который занимался вопросами их организации, ревизиями и инструктированием, в кокой - то мере накладывало на них внешний отпечаток судебных органов. Однако по своему внутреннему содержанию арбитражные комиссии оставались даже в этот период административным аппаратом Совета Труда и Обороны и Областных Экономических Совещаний.

Давая оценку деятельности этих органов в целом, необходимо отметить, что все они занимали различное положение в системе органов юстиции. Если трудовые сессии народных судов являлись судебными органами специальной подсудности, то земельные и арбиражные комиссии всех уровней являлись типичными административными органами, наделенными юрисдикционными функциями. Следовательно, и связь всех этих органов по линии судебного управления с НКЮ РСФСР и его местными органами была неодинаковой. Более близкой она была в трудовых сессиях народных судов, которые по своей юридической природе ближе всего стояли к общим судебным органам, слабее связь в арбиражных и земельных комиссиях.

Наркомат юстиции - союзно - республиканский народный комиссариат. 15 июня 1939 года постановлением СНК СССР было утверждено Положение, в котором говорилось, что Наркомат юстиции СССР в соответствии со ст. 78 Конституции СССР является союзно - республиканским народным комиссариатом.

На Народный комиссариат юстиции СССР Положение возлагало:

- руководство деятельностью народных комиссариатов юстиции союзных республик и через них деятельностью народных комиссариатов юстиции автономных республик и управлений народных комиссариатов юстиции союзных республик при областных и краевых Советах депутатов трудящихся;

- организацию специальных судов, контроль за состоянием работы судебных органов и дачу руководящих указаний по организации и улучшению их работы;

- руководство организаций нотариальных органов и их деятельностью в соответствии с Положением о нотариальных органах;

организацию и руководство деятельностью адвокатуры в соответствии с Положением об адвокатуре;

- подготовку и переподготовку кадров для системы Народного комиссариата юстиции Союза ССР и органов суда, прокуратуры, нотариата, адвокатуры и арбитража;

- систематизацию и подготовку материалов по кодификации законов СССР, указов Президиума Верховного Совета СССР и постановлений Правительства СССР;

- издание кодексов, учебников, учебных пособий, юридических справочников и другой юридической литературы.

Основная задача Наркомата юстиции СССР состояла в разработке вопросов, связанных с организацией работы судебных органов, проведении ревизий деятельности народных комиссариатов юстиции союзных и автономных республик и управлений народных комиссариатов юстиции

союзных республик при областных и краевых Советах депутатов трудящихся; проверке путем ревизий деятельности судов и правильности применения ими законов при рассмотрении уголовных и гражданских дел;

работе с кадрами; в систематизации и подготовке материалов по кодификации законов СССР, указов Президиума Верховного Совета СССР и постановлений Правительства СССР. Наркомат юстиции СССР изучал и обобщал судебную практику и в случае необходимости ставил перед Пленумом Верховного Суда СССР вопросы о даче судам руководящих указаний. Аналогичные задачи в масштабе союзных и автономных республик осуществляли наркоматы юстиции союзных и автономных республик.

Положение устанавливало следующую структуру центрального аппарата Наркомата юстиции СССР:

- Управление общих судов;

- Управление военных трибуналов;

- Отдел линейных судов железнодорожного и военного транспорта;

- Управление учебными заведениями;

- Управление кадров;

- Кодификационный отдел;

- Отдел адвокатуры;

- Отдел нотариата;

- Отдел статистики и др.

В ведении Народного комиссариата юстиции СССР состояли: Всесоюзный институт юридических наук и Юридическое издательство. Народный комиссариат юстиции (НКЮ) СССР издавал журнал «Советская юстиция» - орган НКЮ СССР и Верховного Суда Союза ССР.

Наркоматы юстиции союзных республик выполняли функции судебного управления в отношении судов республики (кроме ее Верховного суда), осуществляли руководство деятельностью наркоматов юстиции АССР и управлений наркоматов юстиции при исполкомах краевых (областных) Советов депутатов трудящихся, контроль за состоянием работы судебных органов и руководящие указания по организации и улучшению их работы. На наркоматы юстиции возлагалась обязанность подготовки и переподготовки кадров, а также проведение мероприятий по повышению квалификации работников суда, юстиции, нотариата и адвокатуры. Наркоматы юстиции союзных республик занимались систематизацией и подготовкой материалов по кодификации республиканского законодательства, указов Президиума Верховного Совета республики и постановлений правительства и организовывали справочную работу по законодательству в местных органах юстиции.

Областные и краевые управления юстиции при исполкомах краевых и областных Советов депутатов трудящихся разрабатывали и представляли Наркомату юстиции союзной республики проекты штатов и смет судебных органов, положения о количестве народных судов в крае, области, а также о количестве подлежащих избранию судей и народных заседателей для всех судов области или края. Важнейшей задачей управления юстиции являлось оказание практической помощи народным судам путем производства ревизий и систематического наблюдения за их работой. На управления было возложено также руководство деятельностью нотариата, контроль за работой судебных исполнителей и общее руководство деятельностью адвокатуры.

6.3 Органы юстиции в 40-50 годы

22 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий», которым устанавливался порядок организации военных трибуналов и порядок ведения имя дел

Трибуналы создавались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах, на железнодорожном транспорте и в речных (морских) бассейнах.

Надзирательными инстанциями для этихтрибуналов были военная, военно-железнодорожная, военная водно-транспортная комиссия Верховного Суда СССР и Пленум Верховного Суда, СССР.

Наркомюст СССР осуществлял организационную работу. Часть территориальных судей и прокуратур (в местностях, где было принято осадное положение) также превращались в военные. Были созданы окружные и областные военные трибуналы НКВД (народные комиссариаты внутренних дел).

До 1943 года трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, со временем - с участием заседателей.

Сроки рассмотрения дел были краткими. Приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию, а пересматривались только в порядке надзора Слушание дел было закрытым.

Командующие армиями и округами, военные Советы могли приостановить исполнение смертных приговоров, которые, как правило, исполнялись незамедлительно после вынесения приговора.

Военная власть сама определяла подсудность конкретного дела и передавала его или общим супам, или трибуналам.

В местностях, которые находились на осадном положении; к провокаторам, шпионам и другим агентам врага, призывавшим к нарушению порядка, расстрел применялся без судебного разбирательства

С введением военного положения были военизированы все звенья прокуратуры Районные, местные и областные прокуратуры были преобразованы в соответствующие военные прокуратуры.

Военные условия требовали необходимости еще большей централизации руководства службами государственной безопасности и охраны общественного порядка.

Еще более репрессивной стала деятельность органов государственной безопасности. Приказ №370 от 16 августа 1941 года подписанный Сталиным, санкционировал уничтожение заключенных советских тюрем. Еще до появления этого приказа массовые уничтожения заключенных происходили во Львове, Самборе, Станиславе, где погибло около 10 тысяч заключенных. В Луцке и Ровно было уничтожено около 5 тысяч человек.

Положения приказа №270 получили развитие в приказе № 237 от 28 июля 1942 года. Органам НКВД было дано право расстрела во внесудебном порядке, право применения оградительных отрядов и штрафных батальонов. Устанавливалась карательная ответственность близких родственников репрессированных.

Сразу же после освобождения Украины возобновили свою работу областные и народные суды, органы прокуратуры.

Много времени уделяли органы прокуратуры работе утвержденной 2 ноября 1942 года Чрезвычайной государственной комиссии по выявлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков и {К соучастников. В УССР были созданы республиканская, областные и местные Чрезвычайные комиссии.