Смекни!
smekni.com

Разбой, как форма хищения (стр. 19 из 22)

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.377,378,388УПК РФ, судебная коллегия определила:приговор Магаданского областного суда от 21 октября 2008 года в отношении Кабдулиной, Юматова изменить: исключить из приговора указание о совершении разбоя по квалифицирующему признаку – «с незаконным проникновением в жилище».

В остальной части тот же приговор оставить без изменения[62].

Необходимо обратить внимание при квалификации разбоя, совершенного группой лиц, на необходимость тщательного сбора в процессе предварительного следствия доказательств наличия между ними предварительного сговора.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании 27 июля 2006 года кассационные жалобы осуждённых Барахтаева С.В., Биктимирова С.И., Васильевой В.А. и адвокатов Черноусовой Р.Ю., Мымриной Л.К. на приговор Красноярского краевого суда от 7 апреля 2006 года, по которому Барахтаев С.В.осуждён по п.«в»ч.4 ст.162 УК РФ к девяти годам лишения свободы; по ч.3 ст. 30 п. «з» ч.2 ст.105 УК РФ к одиннадцати годам лишения свободы.

На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путём частичного сложения наказаний назначено двенадцать лет девять месяцев лишения свободы.

Биктимиров Р.И.осуждён по п. «в» ч.4ст.162 УК РФ к девяти годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Васильева В.А.осуждена по п. «в» ч.4ст.162 УК РФ к девяти годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

Барахтаев, Биктимиров, Васильева признаны виновными и осуждены за разбойное нападение на Баженову М.Р. в целях хищения чужого имущества, совершённое в ночь с 28 на 29 декабря 2004 года в г. Ачинске Красноярского края группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшей.

Кроме того, Барахтаев признан виновным и осуждён за покушение на убийство Баженовой М.Р. 1970 года рождения, совершённое 29 декабря 2004 года в г. Ачинске Красноярского края, сопряжённое с разбоем.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит приговор суда законным и обоснованным.

Так, в период предварительного расследования Биктимиров не отрицал того обстоятельства, что в середине декабря 2004 года Барахтаев предложил ему и Васильевой совершить разбойное нападение на автозаправочную станцию и завладеть имеющимися там деньгами, при этом Барахтаев намеревался убить оператора станции. Перед нападением Барахтаев распределил роль каждого из соучастников.

Из пояснений потерпевшей Баженовой М.Р. в судебном заседании явствует, что с 28 ноября 2004 года она работала оператором на автозаправочной станции. Знала Биктимирова как работника строившейся рядом другой станции. Видела там и Васильеву. 28 декабря на автозаправочную станцию пришла Васильева и попросила лопату почистить снег. Через некоторое время Биктимиров постучал в окно и сказал забрать лопату. Когда она вышла на улицу и взяла лопату, то боковым зрением увидела мужчину, руки которого были вытянуты на уровне груди. Пистолет, который он держал в руках, был направлен прямо в неё. Услышала два одинаковых хлопка (щелчка) и в доли секунды успела закрыть за собой дверь, после чего потеряла сознание. Утром Сочнев вскрыл дверь и её увезли в больницу, где в ходе хирургической операции из лёгкого была извлечена пуля.

В ходе осмотра места происшествия с участием Барахтаева, последний указал место, где был обнаружен полиэтиленовый пакет, в котором находились револьвер с пятью патронами в барабане и металлический кастет с четырьмя отверстиями под пальцы.

По заключению баллистической экспертизы изъятый револьвер является нарезным малокалиберным 6-ти зарядным револьвером бокового боя, изготовленным самодельным способом под патроны кольцевого воспламенения калибра 5,6мм и относится к категории самодельного нарезного огнестрельного оружия.

Тщательно исследовав обстоятельства дела и правильно оценив все доказательства по делу, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о доказанности вины Барахтаева, Биктимирова и Васильевой в разбое, совершённом группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшей, верно квалифицировав их действия по п. «в» ч.4 ст.162 УК РФ.

Выводы суда о наличии у Барахтаева предварительного сговора с Биктимировым и Васильевой на совершение разбоя надлежащим образом мотивированы в приговоре и подтверждаются приведёнными показаниями Изложенные в кассационных жалобах доводы в защиту осуждённых, в том числе об отсутствии предварительного сговора на совершение разбойного нападения, тщательно исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую оценку в приговоре с указанием мотивов их несостоятельности.

Исходя из изложенного, судебная коллегия определила: приговор Красноярского краевого суда от 7 апреля 2006 года в отношении Барахтаева, Биктимирова, Васильевой оставить без изменения[63].

Изученное в процессе проведенной работы уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за преступления против собственности, комментарии к нему, судебная практика показывают, что имеются вопросы и к самому нормативному материалу, и по его практическому применению. Поэтому можно сделать вывод о том, что науке уголовного права предстоит еще проделать значительный объем работы по совершенствованию уголовного законодательства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рассмотрев тему «Разбой как форма хищения» можно сделать следующие выводы.

Прежде всего, для того, чтобы говорить о том, что в действиях лица, совершившего хищение, усматривается состав преступления, предусмотренный статьей 162 Уголовного кодекса РФ (разбой), необходимо знать, что представляет из себя разбой и какова его юридическая сущность.

Наука уголовного права указывает на то, что разбой содержит все объективные и субъективные признаки хищения, так как является его формой. Данной форме хищения посвящено большое количество теоретических и практических рекомендаций. В частности данный состав преступления нашел свое отражение в различных постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, а также в научных работах многих юристов. Так, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27 декабря 2002 года № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» уделил немалое значение тем проблемам, которые возникают при рассмотрении судами уголовных дел о разбоях. При изучении источников, посвященных рассматриваемой теме, можно выделить некоторые основные моменты, отличающие разбой от иных форм хищения.

Кража – это тайное хищение чужого имущества. Тайным хищением является такое хищение, которое совершается в отсутствии собственника или иного владельца этого имущества, или посторонних лиц либо хотя и в их присутствии, но не заметно для них. В тех случаях, когда указанные лица видели, что совершается хищение, однако виновный, исходя из окружающей обстановки, полагал, что действует тайно, содеянное также является тайным хищением чужого имущества.

Грабеж – это открытое хищение чужого имущества. Открытым хищением является такое хищение, которое совершается в присутствии потерпевшего, лиц, в ведении или под охраной которых находится имущество, либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее хищение, сознает, что присутствующие при этом лица понимают характер его действий, но игнорирует данное обстоятельство. Действия виновного квалифицируются как грабеж, если он, намереваясь совершить тайное хищение, будучи застигнутым на месте совершения преступления, продолжил изъятие имущества на глазах у потерпевших или других лиц.

Кража и грабеж признаются оконченными с момента завладения чужим имуществом и получения возможности распоряжаться им по своему усмотрению. Неудавшаяся попытка завладеть тайно или открыто имуществом рассматривается как покушение на кражу или грабеж.

Разбой – это нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Разбой посягает всегда на два объекта. Первый из объектов – общественные отношения собственности, связанные с порядком распределения материальных благ, соответствует объекту любого хищения. Второй объект альтернативен: при применении физического насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевшего, - это общественные отношения, обеспечивающие здоровье человека; при угрозе применения такого насилия – общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни или здоровья человека.

Предмет разбоя полностью совпадает с предметом кражи и грабежа.

По законодательной конструкции состав преступления разбоя является усеченным, и это преступление признается оконченным с момента совершения нападения, соединенного с насилием или угрозой указанной степени интенсивности. На данное обстоятельство указано и в п. 14 постановления № 11 Верховного суда СССР от 5 сентября 1986 года. Для наличия состава оконченного разбоя не требуется, чтобы виновный изъял и обратил в свою пользу или в пользу других лиц чужое имущество и причинил ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. Вместе с тем фактически осуществленные такие изъятие, обращение и причинение ущерба, что, кстати, имеет место в подавляющем большинстве совершенных разбойных нападений, полностью охватывается составом разбоя и дополнительной квалификации по другим статьям УК РФ не требуют.

В дипломной работе были исследованы квалифицирующие признаки разбоя, совершенного группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, разбоя, совершенного с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище или в крупном размере. Кроме того, рассмотрены признаки особо квалифицированного состава разбоя, совершенного организованной группой, в целях завладения имуществом в особо крупном размере и с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего.