Смекни!
smekni.com

Принятие и отказ от наследства (стр. 8 из 11)

6 Принятием наследства признается хранение принадлежавших наследодателю документов (сберегательной книжки, документов на автомобиль и т.д.). Нельзя не согласиться с тем, что многие из документов не составляют имущества как такового, а лишь подтверждают права наследодателя на имущество. Однако хранение документов следует рассматривать как принятие мер по сохранению наследственного имущества (конечно, если они попали к наследнику до истечения срока для принятия наследства). Не может свидетельствовать о принятии наследства нахождение у наследника свидетельства о смерти наследодателя, поскольку оно не имеет непосредственного отношения к наследству.

В подтверждение факта принятия наследства могут приводиться любые доказательства, поскольку правил об их допустимости закон не устанавливает. Обычно фактическое принятие наследства подтверждается справками государственных органов и уполномоченных организаций (налоговых органов, жилищно-эксплуатационных организаций и т.д. <18>). Однако возможности нотариуса по сбору и оценке доказательств ограничены. В частности, он не может принимать в качестве доказательств свидетельские показания.

Даже если наследник, принявший наследство путем совершения конклюдентных действий, не является к нотариусу лично, но в наследственном деле есть документы, подтверждающие принятие им наследства, нотариус обязан при оформлении наследства другими наследниками учесть его долю (как принято говорить, "оставить ее открытой"). Если наследник не сможет представить нотариусу документы, подтверждающие принятие наследства, этот факт может быть установлен судом в порядке особого производства. Спор о праве гражданском, возникший при принятии наследства, разрешается в исковом порядке.

2.4 Переход права на принятие наследства

Право наследника на принятие наследства может перейти к другому лицу в силу закона (ст. 1156 ГК РФ). Если наследник, имеющий право на принятие наследства, умер, не успев им воспользоваться, это право переходит к его наследникам. Такой переход называется наследственной трансмиссией, наследник, право которого переходит, называется трансмиттентом, наследник, к которому право переходит - трансмиссаром.

Право на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии переходит к трансмиссару, а потому является производным от права трансмиттента. Это означает, что: 1) трансмиссар получит его только в том случае, если трансмиттент к моменту смерти имел это право (не был лишен его по закону или по завещанию и не отказался от него), 2) трансмиссар получит не более того, что мог получить трансмиттент. Если право на принятие наследства в порядке трансмиссии перейдет к нескольким трансмиссарам, то они вместе смогут наследовать только то, что причиталось бы трансмиттенту. Наследственную трансмиссию следует отличать от случаев:

1) возникновения у наследника самостоятельного права наследования (что имеет место в результате открытия наследства, непринятия или отказа от наследства со стороны других наследников, отстранения их от наследования);

2) наследования по праву представления;

3) возникновения у наследника права на наследство.

В свое время В.И. Серебровский высказал мнение о том, что при направленном отказе право на принятие наследства уступается другому лицу по воле наследника, т.е. имеет место не возникновение права, а переход. Представляется, что закон не дает оснований говорить о возможности уступки права на принятие наследства, в том числе при направленном отказе (ср. п. 2 ст. 1154 ГК РФ - "право возникает" и п. 1 ст. 1156 ГК РФ - "право переходит").

Право на принятие наследства, переходящее в порядке трансмиссии, не входит в состав наследства, открывшегося после смерти трансмиттента (последнее предложение п. 1 ст. 1156 ГК РФ). Иначе говоря, трансмиссар получает два независимых друг от друга права на принятие двух самостоятельных наследственных масс. Например, после смерти Р. у его брата П. возникло право на принятие наследства. П. умер, не успев принять наследство. В результате у сына П. возникло право на принятие наследства, оставленного его отцом П. (право возникло в результате открытия наследства), и право на принятие наследства, оставленного его дядей Р. (право перешло сыну в порядке наследственной трансмиссии). Указанное правило имеет важные практические последствия: долги трансмиттента и наследодателя не смешиваются. Обращаясь к трансмиссару (в нашем примере - сыну П.), кредиторы наследодателя (в нашем примере - Р.) не могут требовать удовлетворения своих требований за счет наследства, оставленного трансмиттентом, а кредиторы трансмиттента, соответственно, не могут претендовать, чтобы расчеты с ними производились за счет имущества, полученного трансмиссаром после наследодателя, т.е. Р. (п. 2 ст. 1175 ГК РФ).

Сказанное позволяет еще раз обратиться к толкованию п. 1 ст. 1152 ГК РФ и п. 3 ст. 1158 ГК РФ в той части, в которой они касаются принятия (отказа от) наследства, полученного в порядке наследственной трансмиссии. В приведенном выше примере сын П. может принять наследство после отца (П.) и отказаться от наследства, оставленного Р., и наоборот. Однако в любом случае он примет одно или другое наследство (после Р. или после П.) целиком. Содержание указанных норм ГК РФ логически вытекает из правила п. 1 ст. 1156 ГК РФ о том, что право на принятие наследства в порядке трансмиссии не входит в состав наследства трансмиттента, из этих норм отнюдь не следует, как указывалось выше, что наследственная трансмиссия является особым основанием наследования.

На практике возникли сложности при определении круга наследников, получающих право наследования в порядке наследственной трансмиссии. В частности, потребовал толкования п. 1 ст. 1156 ГК РФ ("право на принятие причитающегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано - к его наследникам по завещанию"). Кем должно быть завещано "все имущество"? Если признать, что наследодателем, то ст. 1156 ГК РФ теряет смысл в том случае, когда трансмиттент не оставил завещания. Но толкование, приводящее к утверждению бессмысленности закона, недопустимо, иначе говоря - это неверное толкование. Поэтому остается признать, что в указанной статье речь идет о завещании трансмиттента. К тому же выводу приходим при толковании нормы в свете принципа приоритета воли наследодателя. Если завещатель (трансмиттент) выразил волю на то, чтобы все, что он имел, перешло конкретным лицам, то переход к этим лицам и права на принятие наследства будет более соответствовать его воле, чем переход этого права наследникам трансмиттента по закону.

Независимо от того, является ли трансмиссар наследником трансмиттента по закону или по завещанию, наследование в порядке трансмиссии является разновидностью наследования по закону. Именно по закону, поскольку порядок такого наследования не может быть изменен волей трансмиттента. К наследникам трансмитента по завещанию право на принятие наследства переходит не потому, что оно им завещано, а потому, что закон включил их в круг наследников - трансмиссаров.

Получив от трансмиттента право на принятие наследства наследодателя, трансмиссар становится наследником наследодателя наряду с его "собственными" наследниками (в нашем примере - наряду с наследниками Р.). Трансмиттент может в общем порядке принять или не принимать наследство, отказаться он него, в его пользу от наследства может отказаться другой наследник Р., трансмиссар на общих основаниях участвует в разделе наследства.


3. Основания и порядок отказа от наследства

3.1 Сроки осуществления права на отказ от наследства

Институт отказа зародился в древнем Риме. Принимая наследство, лицо приобретало не только права, но и становилось правопреемником по всем долгам умершего. При этом такое правопреемство носило неограниченный характер и не зависело от размера наследства, которое получило лицо, то есть наследник отвечал по долгам не в пределах полученного им наследственного имущества, а всем принадлежащим ему имуществом. Избежать такой неограниченной ответственности можно было, лишь отказавшись от наследства.

В эпоху Римской империи было установлено, что лица, не достигшие 25 лет, должны отвечать только в пределах полученного ими наследства. В праве Юстиниана позднее было установлено, что если наследник с участием нотариуса, оценщика и кредиторов в течение трех месяцев со дня открытия наследства произведет опись и оценку наследственного имущества, то его ответственность ограничивается размером полученного наследства.

В древнем Риме отказ от наследства имел место, если лицо прямо заявило об этом либо не приняло наследство в установленные законом сроки и надлежащим образом. Отказ от наследства приводил к нескольким правовым последствиям:

1) наследство переходило к подназначенному наследнику; 2) наследство могло перейти к наследникам той же очереди, а при их отсутствии – к другой; 3) наследство могло перейти к наследникам по закону; 4) при отсутствии иных наследников имущество становилось вымороченным bonumvacanta.

По общему принципу ГК наследник вправе отказаться от наследства в течение шестимесячного срока, установленного для принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ). Отказаться в течение шести месяцев после открытия наследства от наследства в принципе возможно даже в том случае, если было осуществлено фактическое или юридическое его принятие (п. 2 ст. 1157 ГК РФ). Однако обратного порядка быть не может, поскольку в соответствии п. 3 ст. 1157 ГК РФ отказ от наследства не может быть впоследствии изменен или взят обратно. Это в полной мере касается как отказа после принятия наследства, так и отказа в отсутствие такового. При этом следует учитывать, что отказ от наследства, как и принятие наследства, является односторонней сделкой (действием, направленным на установление правоотношений) и, следовательно, подчиняется общим требованиям о совершении сделок. Признать её недействительной может только суд. И только по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодек сом Российской Федерации (ст. 168-173, 175-179). Если изменилось решение относительно отказа от наследства, то в суде необходимо доказать, что заявление подано под влиянием заблуждения, обмана, угрозы или что при подаче заявления наследник не отдавал отчёта своим действиям, поскольку только в таких случаях указанное заявление может быть признано недействительным. При недосказанности этих фактов придётся действовать согласно заявлению, поданному в нотариальную контору.