Смекни!
smekni.com

Пути совершенствования уголовно-процессуальной деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел (стр. 10 из 16)

Наиболее оптимальными формами повышения профессионального мастерства дознавателей являются

- совместные с прокуратурой и судом совещания-семинары,

- изучение изменений действующего законодательства, консультации по вопросам расследования отдельных видов преступлений, проводимые сотрудниками образовательных учреждений, прежде всего МВД России,

- обеспечение методической литературой всех сотрудников подразделения дознания,

- использование макетов уголовных дел по наиболее распространенным видам преступлений,

- повышение квалификации в образовательных учреждениях МВД России.

Не менее важна организация периодической информации сотрудников подразделений дознания на местах о наиболее интересных методических пособиях. Необходимо добиваться ознакомления с ними всех дознавателей.

Совершенствование управленческой деятельности, решение многообразных, ответственных и сложных задач, стоящих перед органами внутренних дел, невозможны без кадрового, социально-правового, финансового и материально-технического обеспечения. Приказ МВД России от 14.06.2000 г. №642 регламентирует такие нормы[30].

Результаты работы органов дознания зависят и от уровня научно-технического обеспечения в двух аспектах – компьютеризация и состояние криминалистических средств[31]:

- автоматизация методик расследования отдельных видов преступлений;

- организация автоматизированного обмена нормативно-правовой информацией;

- ведение автоматизированных информационных систем для расследований;

- создание автоматизированных рабочих мест для следователя (дознавателя) и руководителя подразделения.

В зависимости от конкретных следственных ситуаций автоматизированные методики предлагают алгоритм следственных действий с подробным изложением процессуального порядка и особенностей их производства. В них также включен различный справочный материал, необходимый при расследовании отдельных видов преступлений.

Очевидно, что такие разработки крайне необходимы в подразделениях дознания милиции общественной безопасности. Преступления, которое расследуют дознаватели – несложные, документы, составляемые в ходе дознания – более формализованные, а срок расследования – гораздо короче, чем по делам, относящимся к подследственности следователей. Компьютеризация подразделений дознания, программное обеспечение деятельности дознавателей резко повысили бы качество расследования, способствовали сокращению случаев различного рода нарушений законности, а в конечном итоге – служил бы дополнительной гарантией соблюдения законных прав и интересов граждан, участвующих в уголовном процессе.

Надо заметить, что важное значение в данном случае имеет информированность сотрудников о существующих возможностях электронно-вычислительной техники.

Руководителям подразделений дознания органов внутренних дел следует соблюдать специализацию дознавателей при распределении уголовных дел.

Совершенствуя деятельность органов дознания, необходимо устранять и недостатки планирования, негативно сказывающиеся на результатах работы дознавателей. Многие процессуальные нарушения в значительной мере обусловлены дефектами планирования. Так, не выдвигаются и не проверяются все возможные версии; при планировании дальнейшего расследования на низком уровне производится систематизация имеющихся с распоряжения дознавателя материалов, не всегда своевременно учитываются вновь выявленные обстоятельства, существенно влияющие на направление расследования.

Планы следственных действий во многих случаях являются формальными и стереотипными. В основу рациональной организации работы дознавателя должно быть, положено планирование, которое должно быть обязательным, так как от правильной организации зависит качество работы. Представляется необходимым, чтобы начальниками подразделений дознания регулярно утверждались планы расследования дознавателей по уголовным делам, что не противоречит полномочиям указанных должностных лиц.

§ 2. Совершенствование уголовно-процессуальной деятельности

специализированных подразделений дознания органов внутренних

дел

Требует изменения и уголовно-процессуальное законодательство. В первую очередь обоснованную критику практических работников органов дознания вызывает несовершенство законодательства, регламентирующего рассмотрение сообщений о преступлениях и порядок возбуждения уголовного дела.

Стремление к сокращению разрыва между получением сообщения о преступлении и принятием решения о возбуждении уголовного дела, отсутствие в уголовно-процессуальном законодательстве четкой регламентации проведения проверки сообщений о преступлениях породили в юридической науке и в правоприменительной практике дискуссию о целесообразности сохранения в уголовно-процессуальном законодательстве проверки сообщений о преступлениях[32].

Полномочия дознавателя по проверке сообщения о преступлении конкретизированы в ч. 1 ст. 144 УПК РФ, где закреплены права дознавателя требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов, а в случае проверки сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации – требовать от его редакции документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем информацию о совершенном преступлении.

Реализация перечисленных полномочий дознавателя в значительной мере носит проблемный характер, обусловленный тем, что в УПК не закреплены процедурные предписания, устанавливающие порядок проведения проверки сообщения о преступлении.

Путем производства документальных проверок и ревизий могут быть проверены сообщения о преступлениях в сфере экономики, например, о присвоении или растрате чужого имущества, вверенного виновному (ч. 1 ст. 160 УК РФ) и др.

Производству ревизии и документальных проверок в некоторых случаях предшествует изъятие органами милиции необходимой документации. Однако такие действия осуществляются не по УПК РФ, а в соответствии с п. 25 ст. 11 Закона о милиции, согласно которому милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей представляется право «при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность... изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции...».

По смыслу ч. 2 ст. 144 УПК РФ орган дознания может производить проверку сообщения о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, только в том случае, если такое поручение ему дает прокурор. В целях проверки сообщения орган дознания вправе потребовать от редакции средства массовой информации, распространившего сообщение о преступлении, передачи документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию (ч. 2 ст. 144 УПК РФ).

Вместе с тем, следует отметить, что требование прокурора, органа дознания о передаче имеющихся в распоряжении средств массовой информации документов и материалов, предусмотренное ч. 2 ст. 144 УПК РФ, ни в коей мере не предполагает и не допускает какого бы то ни было принудительного изъятия требуемых документов и материалов.

В части 2 статьи 41 Закона о средствах массовой информации, закреплено положение, согласно которому «редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом»[33].

Несогласованность положений Федеральных законов порождает неопределенность в деятельности подразделений дознания по проверке сообщений о преступлениях. Для принятия одного из решений, указанных в ч. 1 ст. 145 УПК РФ, необходима информация об обстоятельствах совершенного или предполагаемого преступления, которая может быть получена от потерпевшего, очевидцев, осмотра места происшествия и т.п.

По УПК РСФСР с этой целью можно было истребовать необходимые материалы и получить объяснения (ч. 2 ст. 109), а также произвести осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 178). В УПК РФ нет указания на истребование необходимых материалов и получение объяснений как способа проверки сообщений о преступлениях, однако в процессуальной литературе сплошь и рядом встречаются утверждения о том, что в целях проверки сообщения о преступления могут быть получены объяснения граждан и должностных лиц, им же могут быть направлены требования и запросы, обязательные для исполнения[34].

При этом в обоснование высказанных суждений иногда приводят закрепленное в ч. 4 ст. 21 УПК РФ положение, согласно которому «требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявляемые в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами». В главе 19 УПК РФ, регламентирующей порядок возбуждения уголовного дела, нет указания на полномочия органа дознания и дознавателя направлять на стадии возбуждения уголовного дела требования, поручения и запросы, за исключением требований, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 144 УПК РФ.

Закон РФ «О милиции» п. 4 ст. 11 устанавливает обязанность граждан и должностных лиц давать необходимые объяснения, представлять сведения, справки, документы, материалы и копии с них и иные сведения, необходимые для разрешения вопросов, находящихся в компетенции прокуратуры, милиции, органов Федеральной службы безопасности[35].