Смекни!
smekni.com

Пути совершенствования уголовно-процессуальной деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел (стр. 5 из 16)

• отделы (отделения) участковых уполномоченных милиции;

• отделы (отделения) по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

• К службам КМ, наделенными полномочиями по проведению дознания следует отнести:

• отделы (отделения) уголовного розыска;

• отделы (отделения) по экономическим преступлениям;

• подразделения по борьбе с организованной преступностью;

• отделы (отделения) по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Приведенный перечень органов дознания ОВД свидетельствует о том, что по большей части для данных подразделений проведение дознания является факультативной функцией. Исключение из данной категории служб ОВД составляют лишь подразделения дознания РОВД, ЛОВДТ и ГИБДД, для которых функция проведения дознания является основной.

В Большом юридическом словаре под словосочетанием «процессуальный статус» понимается установленное нормами процессуального право положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей[8]. В силу этого процессуальный статус органов дознания ОВД определяет совокупность возложенных на них уголовно-процессуальным законодательством обязанностей по проведению расследования и предоставленных для их успешного выполнения прав. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ на органы дознания возлагается расследование дел в форме дознания, а также проведение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Рассмотрев ранее понятие дознания, как особой формы предварительного расследования, представляется, необходимым немного остановится на исследовании такой категории как «неотложные следственные действия. В соответствии с п. 19 ст. 5 УПК РФ «неотложные следственные действия – действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования». Неотложные следственные действия проводятся в срок не более 10 дней со дня возбуждения уголовного дела (. 3 ст. 157 УПК РФ). Исходя из приведенных положений уголовно-процессуального законодательства, можно сделать вывод, что неотложные следственные действия не относятся к такой форме расследования уголовных дел как дознание. По отношении к предварительному следствию они носят вспомогательный характер. Исходя из этого, неотложные следственные действия представляют собой особый порядок расследования уголовных дел, являющийся частью предварительного следствия, а не дознания.

Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства позволяет сделать вывод, что круг обязанностей органов дознания несколько шире, чем тот, что очерчен ч. 2 ст. 40 УПК РФ. Поэтому помимо проведения неотложных следственных действий и дознания, органы дознания должны выполнять и иные виды деятельности в частности:

• принимать, рассматривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях (ст. 140-145 УПК РФ);

• производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя, начальника следственного отдела, прокурора (п. 11 ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 2 ст. 39, ст. 157 УПК РФ);

• оказывать содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38, 157, 163 УПК РФ);

• проводить розыскные и оперативно-розыскные лиц мероприятия по дела, находящихся в производстве следователя, по которым неустановленно лицо, подлежащие привлечению в качестве обвиняемого (ч. 4 ст. 157 УПК РФ) и по поручению следователя розыск подозреваемого и обвиняемого (ст. 210 УПК РФ).

При этом хотелось быть отметить, что проведение розыскных и оперативно-розыскных мероприятий может быть поручено не всем органам дознания, а лишь тем из них, которые обладают соответствующими полномочиями по курирующим направлениям деятельности. Среди приведенного ранее перечня органов дознания ОВД полномочия на осуществление оперативно-розыскной деятельности не обладают лишь подразделения дознания РОВД, ЛОВДТ и ГИБДД и поэтому им прокурором и следователем может быть поручено лишь проведение мероприятий, носящих процессуальный характер.

Таким образом, обобщая вышеизложенное органы дознания ОВД можно определить как службы КМ И МОЕ, уполномоченные в соответствии уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными актами МВД России, осуществлять расследование уголовных дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно и производство неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, а также выполнение иных действий способствуют и в расследовании дел следователем.

§ 2. Дознаватель и его процессуальный статус

В уголовно процессуальном законе России дознаватель назван в качестве самостоятельного участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения. При этом законодатель впервые закрепил понятие дознавателя, определив его как должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК России (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

Подобная конструкция позволяет утверждать, что дознаватель может быть допущен для участия в производстве по уголовному делу в силу двух обстоятельств. Во-первых, дознаватель может быть изначально правомочен осуществлять расследование, а во-вторых, данный участник может быть уполномочен начальником органа дознания. Об этом свидетельствуют приведенные в приложениях №13 и 14 к ст. 476 УПК РФ бланки постановления о возбуждении уголовного дела и постановления о принятии дела к своему производству, которые в зависимости от должностного положения дознавателя предусматривают необходимость их утверждения начальником органа дознания и тем самым наделения дознавателя правами на производство расследования (приложение №14), либо наличие таких прав имеется изначально (приложение №13) и отсутствует необходимость получения положительной визы начальника. Поэтому среди сотрудников органов дознания ОВД полномочиями на самостоятельное принятие решений о начале производства по уголовному делу вправе принимать только лица, состоящие на должности дознавателя РОВД, ЛОВД или ГИБДЦ. Это исключило существовавшую ранее в период действия УПК РСФСР 1960 г. практику, когда дознаватель выносил постановление о возбуждении уголовного дела на «дежурных сутках» в ночное время, проводил необходимые следственные действия, а по приходу начальника «задним числом» получал резолюцию на постановлении о возбуждении уголовного дела.

Говоря об иных лицах, то они могут приступить к производству расследования в форме дознания после получения соответствующей резолюции начальника органа дознания. Данная резолюция носит характер поручения на производство уголовно-процессуальной деятельности тому должностному лицу, которому она адресована. Поэтому лишь после получения резолюции начальника органа дознания должностное лицо органа дознания, не являющиеся дознавателем по должности, становится обладателем процессуального статуса дознавателя. При этом следует отметить, что подобная резолюция может быть получена только у того лица, которое является непосредственным или вышестоящим начальником сотрудника, вынесшего данное постановление.

Круг процессуальных полномочий по проведению дознания очерчен ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Так в соответствии с данной нормой дознаватель уполномочен:

«1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом».

Анализ этого положения законодательства позволяет утверждать, что дознаватель является относительно самостоятельным участником уголовного судопроизводства. Однако в отличие от следователя ряд решений дознавателя (например, обвинительный акт) подлежат утверждению начальником органа дознания и без получения которого эти решения не обладают юридической силой. Часть 3 ст. 31 носит по большей части отсылочный характер, говоря о том, что дознаватель осуществляет иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. Проанализируем УПК РФ и определим, что это за нормы и как они распространяются на деятельность дознавателя.

Основной массив процессуальных правил деятельности дознавателя содержится в гл. 32 УПК РФ, именуемой «Дознание». Первая статья данной гл. 32 (ст. 223 УПК РФ), как это характерно для всего процессуального закона, носит отсылочный характер, при этом констатирует, что производство дознания допустимо в отношении конкретных лиц, а порядок производства по таким делам аналогичен предварительному следствию, за рядом исключений. Среди которых законодатель приводит сроки дознания, недопустимость предъявления обвинения и окончания расследования составлением обвинительного акта.

Вместе с тем анализ положений УПК РФ, относящихся к производству предварительного следствия, позволяет утверждать, что законодатель в ч. 1 ст. 223 УПК РФ допустил неточность. Так нельзя признать допустимым применение при производстве дознания применение положений ст. 163 УПК РФ, регламентирующей основания и порядок создания и функционирования следственной группы, т.к. решение о производстве следственный группы, во-первых, вправе принять только начальник следственного отдела либо прокурор, а во-вторых, в состав следственной группы входят только следователи, а должностные лица, органов дознания только привлекаются к работе (ч. 2 ст. 163 УПК РФ). Весьма ограничено при производстве дознания действуют правила, предусмотренные гл. 28 УПК РФ, именуемой «Приостановление и возобновление предварительного следствия». В силу специфики дознания, а именно допустимости его проведения в отношении конкретных лиц (ч. 2 ст. 223 УПК РФ) представляется невозможным приостановление предварительного дознания в случае, когда лицо, подлежащие привлечению в качестве обвиняемого не установлено (п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ). Приостановление дознания по уголовному делу в случаях, когда лицо в отношении, которого ведется уголовное преследование, скрылось либо его место нахождения не установлено по иным причинам, не возможно (п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), т.к. приостановление уголовно-процессуальной допустимо лишь по окончании срока расследования, а при наличии подобного обстоятельства дело подлежит передаче для производства расследования в следствие.