Смекни!
smekni.com

Пути совершенствования уголовно-процессуальной деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел (стр. 4 из 16)

Таким образом, институт дознания в советском уголовно-процессуальном законодательстве занял иное место по сравнению с дореволюционным, став формой расследования уголовных дел, практически не отличающейся от предварительного следствия. Полномочия органов дознания практически были уравнены с полномочиями следователя, и дознание перестало выполнять свое предназначение – раскрывать преступления.

В 50-х гг. при обсуждении проекта уголовно-процессуального кодекса развернулась дискуссия о целесообразности существования полного дознания. Многие ученые предлагали ликвидировать данную форму расследования преступлений, но она была сохранена как в Основах уголовного судопроизводства 1958 г., так и в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР 1960 г. Вместе с тем в 60-е и 70-е гг. перечень преступлений, по которым расследование проводилось в форме дознания, был сокращен до 19 составов.

Однако организационные и кадровые проблемы следственного аппарата привели к тому, что этот перечень вновь был расширен, и к 2001 г. дознание в полном объеме осуществлялось по 84 составам преступлений. Назначение этой параллельной, искусственно созданной формы расследования состояло в том, чтобы «разгрузить» следствие.

Глава 2. Уголовно-процессуальная и организованная деятельность

специализированных подразделений дознания органов внутренних

дел

§ 1. Понятие, виды и процессуальный статус органов дознания в

системе МВД России

Существующим органам дознания в системе МВД России, в особенности милиции, принадлежит главенствующая роль в решении задач по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений. Органы милиции проводят большую часть мероприятий по проверке, рассмотрению разрешению заявлений и сообщений граждан и организаций о преступлениях. В расследовании уголовных дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно органы милиции также занимают первостепенное место. Так по статистическим данным в 2005 году органами дознания в системе МВД России расследовано 2176898 преступлений что составляет 61,2% от общего числа зарегистрированных. Прогнозы развития криминогенной обстановки в стране и тенденции изменения уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего подследственность органов дознания в системе МВД России, свидетельствует о том, что количество уголовных дел, расследуемых органами милиции года будет только возрастать.

Не менее важную роль органы дознания играют в расследовании уголовных дел, по которым производство предварительного следствия обязательно. Дела подследственные следователям различных ведомств своем большинстве более сложны, чем производства, отнесенные к компетенции дознания, поэтому помощь милиции в производстве от следственных действий и оперативном сопровождении расследования в некоторых случаях является неоценимой.

Вместе с тем полномочия, которыми обладают органы дознания, их начальники и дознаватели являются гарантией осуществления органами дознания возложенных на них задач и функций. В связи с этим из вопросов, связанных с процессуальными полномочиями указанных органовявляется весьма актуальным не только для сотрудников органов дознания, но и для иных работников правоохранительных органов.

Прежде чем перейти к понятию и рассмотреть процессуальный статус органов дознания в системе МВД России необходимо разобраться в том, что же представляет собой такая категория как «дознание».

Согласно толковому словарю русского языка под редакцией С.И. Ожегова «Дознание – это предварительное административное расследование»[3]. Подобное уяснение этого слова в толковом словаре обусловлено зарождением дознания. В дореволюционной России деятельность органов дознания (как правило, полиции) связывалась с проведением первоначальных действий по обнаружению признаков преступления и розыска, в том числе и негласного, лиц, причастных к преступлению[4]. Разрушение имперского уголовно-процессуального законодательства изменило характер дознания, переведя его из разряда, по большей части, административных деятельности в разряд уголовно-процессуальной. Поэтому, начиная с принятия УПК РСФСР 1922 г.[5], дознание представляет особую форму расследования уголовных дел.

В ходе реформирования уголовно-процессуального законодательства законодатель остался верен заложенным ранее традициям и определил дознание как самостоятельную форму расследования уголовных дел. Так п. 8 ст. 5 УПК РФ говорит о том, что «дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно».

В отличие от ранее действовавших законодательных актов, регламентирующих уголовно-процессуальную деятельность, нынешний УПК РФ 2001 г. в п. 24 ст. 5 УПК РФ раскрывает и понятие органов дознания, подразумевая под ними «государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия». Перечисляя органы дознания в п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ называет в качестве такового органы внутренних дел Российской Федерации. Помимо ОВД в системе МВД России к органам дознания следует отнести командиров воинских частей и соединений внутренних войск МВД России (п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, Федеральный закон от 06.02.1997 №27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»[6]). Однако применительно к данной теме, хотелось бы отметить, что предметом рассмотрения будут органы дознания ОВД, т.к. именно для них функция проведения дознания является если не основной, то одной из основных. Согласно Положению о службе в ОВД МВД России сотрудниками ОВД России являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России, имеющие специальные звания милиции, юстиции или внутренней службы. Таким образом, органы внутренних дел представляют собой весьма широкий спектр различных служб и подразделений, которые выполняют различные функции в соответствии направлениями деятельности МВД России. Однако неверно говорить о том, что каждый сотрудник ОВД может и должен осуществлять функцию проведения дознания. Так, например, сложно представить, что сотрудник вещевой службы, кадрового аппарата или финансово-экономического подразделения будет расследовать уголовные дела в форме дознания. Проведенный анализ действующих ведомственных актов МВД России позволяет сделать вывод, что к органам дознания в системе МВД можно отвести только те службы, которым в одну из первостепенных задач ставится раскрытие и расследование преступлений, т.е. исключительно отдельные службы милиции общественной безопасности (МОБ) и криминальной милицию (КМ).

Более того, в соответствии со ст. 8, 9 Закона РФ «О милиции», криминальная милиция и милиция общественной безопасности являются самостоятельными органами дознания. Создание в милиции двух органов, наделенных полномочиями органа дознания, на протяжении всего периода их существования вызывало и вызывает вопросы о разграничении их полномочий, в том числе уголовно-процессуальной компетенции. Требовали своего разрешения и вопросы о разграничении процессуальных полномочий между начальником органа внутренних дел и начальниками криминальной милиции и милиции общественной безопасности. С принятием нового уголовно-процессуального закона разрешение указанных вопросов носит еще более острый характер[7].

На КМ возложены задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, по делам, о которых обязательно производство предварительного следствия (ст. 8 Закона РФ «О милиции»). Криминальная милиция является самостоятельным органом дознания, она вправе производить неотложные следственные действия по закреплению следов преступления. Изучение практики показывает, что КМ являясь оперативно-розыскным органом, реализует свои полномочия с целью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, по делам по которым обязательно производство предварительного следствия, и осуществляет расследование по делу лишь в форме проведения неотложных следственных действий, когда возникает необходимость в незамедлительном закреплении следов преступления. При получении сведений о совершении очевидных преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно, подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями передают собранные материалы через начальника органа внутренних дел в специализированные подразделения дознания милиции общественной безопасности.

Задачами милиции общественной безопасности являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по которым производство предварительного следствия не обязательно. В соответствии с Законом РФ «О милиции» милиция общественной безопасности также является самостоятельным органом дознания и осуществляет расследование преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно, в форме дознания, а также при необходимости производства неотложных следственных действий по закреплению следов преступления по делам, по которым обязательно предварительное следствие, производит их.

Исходя из этого можно классифицировать органы дознания ОВД.

Итак, к службам МОБ, наделенными полномочиями по проведению дознания следует отнести:

• отделы (отделения) дознания при РОВД и ЛОВДТ;

• отделы (отделения) дознания при ГИБДД;