Смекни!
smekni.com

Право Древнего Китая (стр. 3 из 5)

Теоретиками учения фацзя были крупный правительствен­ный чиновник Гунсунь Ян, известный под именем Шан Ян, и философ Хань Ян. В их теории оощес1венниш и 1ииудар^1 оси­ного устройства юридический закон становился орудием управ­ления государством. Они резко выступали против конфуцианст­ва с его приверженностью к добрым старым обычаям, стремле­нием к самосовершенствованию и добродетели. С точки зрения легистов любой закон (фа), будь он абсолютно несправедлив, должен неукоснительно соблюдаться, не должен подлежать оцен­ке и обсуждению, а лучший способ обеспечения его исполнения заключается в усилении жесткости политики бюрократического государства в отношении своих подданных. Для достижения це­лей объединения и создания сильного централизованного госу­дарства они допускали любые средства.

Эта идеология последовательно насаждалась в Циньском го­сударстве, ей следовали все правители IV–III вв., начиная с Сяо Гунна. Но свое наиболее полное воплощение она нашла в дея­тельности умного и жестокого правителя Ин Чженя, вошедшего в историю под именем Цинь Шихуанди, что означало Первый божественный владыка, открывший династию Цинь. В 221 г. он принял титул императора всего Китая. Цинь Шихуанди провел ряд реформ, укрепил власть, начал строительство Великой ки­тайской стены (длинной 10 тыс. м, высотой от 6 до 10 м), кото­рую строили 2 млн человек. Стена стала надежной для того вре­мени защитой, хотя и не спасла впоследствии от нашествия войск Чингисхана.

О могуществе Цинь Шихуанди свидетельствует его роскош­ная, изобилующая диковинными украшениями усыпальница, в которой в натуральную величину было установлено 6 тыс. ста­туй солдат его войска. Цинь Шихуанди отличался исключитель­ной жестокостью. Он организовал гонения на конфуцианцев, при­казав закопать живьем 300 их проповедников, и сжег их книги. За этот период было несколько крестьянских войн, которые в ко­нечном счете смели династию Цинь.

Еще в 359–348 гг. до н.э. Шан Ян провел серию реформ, которые способствовали усилению центральной власти. В част­ности, были введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины, но главной была земельная реформа. Его реформы отвечали интересам новой знати, стремящейся к уста­новлению частной собственности на землю. В учении легизма новая аристократия видела идейное обоснование своих эконо­мических и политических притязаний.

Реформы Шан Яна были направлены на разрушение общины, установление частой собственности на землю. Шан Ян провел закон о сводной продаже земли. Все старые межевые знаки унич­тожались, землю можно было приобретать и обрабатывать в не­ограниченных размерах, была отменена система «цзин тянь» – колодезных полей, что и послужило разрушением общины. Земля концентрировалась в руках новой торгово-ростовщической знати, а бывшие общинники лишались своих наделов, превращаясь в зависимых арендаторов. Было проведено насильственное разру­шение крупных крестьянских хозяйств путем введения двойного налога на тех, кто не захочет разделиться.

Старые родоплеменные связи были окончательно разорваны установлением нового административного деления по террито­риальному принципу. Вся территория Цинь была разделена на несколько десятков уездов (сян). Уезды дробились на мелкие хозяйственные единицы, которые находились под властью пра­вительственных чиновников. Объединения из пяти и десяти се­мей связывались круговой порукой, и за каждого, кто преступал закон, ответственность несли все входящие в объединение се­мьи. Ответственности подлежали и те, кто укрывал преступни­ков. Наказания были суровыми, вплоть до поголовного обраще­ния семей в рабство, тем более что строительство Великой ки­тайской стены и других монументальных сооружений требовало множества бесплатной рабочей силы [1, с. 58].

Шан Ян модернизировал налоговую систему в интересах правя­щего класса, возложив основное бремя платежей на тех, кто об­рабатывал господскую землю на правах пользователя. Это сделало реформы крайне непопулярными и породило немало их против­ников. Шан Ян в своих реформах опирался на правителя Сяо Гунна, но не учел сплоченности родовой аристократии, которая по­сле смерти Сяо Гуна добилась казни зарвавшегося реформатора.

В централизованной Циньской империи главой государства являлся император (хуанди), в руках которого была сосредото­чена вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. В управлении империей он опирался на разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами – левым и правым чэнсянами. Их заместителями были секретари. В центральный аппарат входили также цензор (юйши дафу), руководитель управы императорских сокровищ (шаофу), коман­дующий войском (тайвей). К высшим государственным чинам относились начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государст­венного аппарата играли императорские советники. В целом империя цинь – типичный пример восточной деспотии с то­тальным государственным контролем.

Заняв место главы государства, Цинь Шихуанди распростра­нил реформы Шан Яна на всю страну. Империя была разделена на 36 областей, которые в свою очередь делились на уезды, уез­ды – на волости, а волости – на тины, представлявшие собой низшую административную единицу. Во главе ее стоял староста (пичжэн). Была проведена агарная реформа по схеме Шан Яна. Преобразования коснулись финансов (была впервые введена в обращение металлическая монета) и организации армии.

В каждую область императором назначались два управите­ля – представители военной и гражданской власти. Репрессив­ный полицейский режим принял невиданный размах: карались не только деяние, но и неосторожные разговоры, причем ма­лейшее подозрение в нелояльности к власти могло стоить сво­боды, а то и жизни всем, проживавшим на территории. Отменя­лись прежние аристократические титулы, критерием знатности стали богатство и заслуги перед государством.

Суд в империи Цинь был отделен от администрации. Было создано специальное судебное ведомство во главе с тинвэем, которое контролировало порядок применения уголовного зако­нодательства, а также рассматривало по первой инстанции дела о наиболее тяжких преступлениях, особенно, если это касалось представителей чиновничества, злоупотреблявших своим слу­жебным положением. Высшей судебной инстанцией являлся император, в компетенции которого были все вопросы судоуст­ройства. Пенитенциарная система была частью судебной, так как судьи в провинциях выполняли одновременно функции на­чальников мест заключения.

Древний Китай отличался большой внутренней нестабильно­стью. Многочисленные междоусобные войны, отражение нападе­ния кочевников, частые крестьянские восстания и прочие смуты определили роль армии в борьбе за территориальную и государст­венную целостность. Армия выросла из охранных отрядов импе­ратора и столицы и в значительной степени выполняла полицей­ские функции. В период империи Цинь введена воинская по­винность для мужчин от 23 до 56 лет, которые, получив соответствующую годичную подготовку и отслужив один год в гарнизо­не, ежегодно по месяцу служили в ополчении по месту житель­ства. На охрану государственных границ направлялись неоплат­ные должники, бродячие торговцы, определенные категории преступников, а также провинившиеся на службе чиновники.

Как всякий репрессивный режим личной деспотии, режим, созданный Цинь Шихуанди, не мог быть прочным и был обре­чен на внутренние распри. Со смертью жестокого диктатора он был сметен восстанием 207–206 гг. до н.э. под руководством Чэнь Шеня и У Гуана. Гибель обоих руководителей восстания расчистила путь к власти бывшему сельскому старосте и в то же время искусному политику и дипломату Лю Бану, который провоз­гласил себя императором Гао-Цзу.

4. Изменения в государственном устройстве в период правления династии Хань

Так была основана династия Хань, названная так по названию реки, в районе которой была опорная база нового императора. Он правил Китаем с 2006 г. до н.э. по 220 г. н.э. Этот период имеет следующую градацию:

• Западная (Ранняя, или Старшая) Хань (206 г. до н.э. – 8 г.);

• правление Ван Мана (9–23 гг.) и правление Лю Сюаня, или Гэн-ши (23–25 гг.);

• Восточная (Поздняя, или Младшая) Хань (25–220 гг.). Лю Бану досталось тяжкое наследство гражданской войны.

Экономика в упадке, ирригационные сооружения разрушены, поля не обрабатывались, поскольку мужчины воевали. К этому добави­лось несколько неурожайных лет. Цены на зерно поднялись на­столько, что купить его было чрезвычайно трудно. Как следствие в стране царил голод. Больше половины населения вымерло, повсе­местным стал каннибализм. Старый аппарат был уничтожен, а но­вый не создан. Нищета затронула даже верхи общества. Знатные люди ездили на волах, как простолюдины, даже для выезда Сына неба не могли найти четверки лошадей одной масти [5, с. 198].

Лю Бан прежде всего сократил армию, чтобы люди смогли вернуться к своим повседневным хозяйственным занятиям, орга­низовал воссоздание ирригационной системы, отменил ненави­стные циньские законы, особенно связанные с обращением должников в рабство. Многие рабы, потерявшие свободу за долги и преступления, вновь ее обрели. С введением временного судеб­ного кодекса проведена декриминализация многих преступных деяний. Законом карались только убийства, телесные поврежде­ния и грабеж. Правда, как только ситуация в стране улучшилась, был принят более суровый кодекс, куда вошли некоторые статьи из кодекса государства Цинь. Восстановлена прежняя налоговая система и введен подушный налог, которого раньше не было. Сохранилось и циньское аграрное законодательство. Проведена частичная административная реформа.