Смекни!
smekni.com

Право Древнего Китая (стр. 5 из 5)

От наказания можно было в ряде случаев откупиться высоким штрафом. Помимо казни и членовредительства, применялись тю­ремное заключение, клеймение тушью на лице, битье малой и большой бамбуковой палкой, плетью, превращение женщин в рабынь-затворниц.

Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функ­ции на местах исполняли представители местной администра­ции. Имелись специальные чиновники, разыскивавшие преступ­ников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполне­ние судебные решения).

Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид про­цесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами.

Заключение

Колыбелью ки­тайской цивилизации является обширный район вокруг места впадения р. Вэйхэ в Хуанхэ, где уже в V тыс. до н.э. возникли сельскохозяйственные общины.

Начиная с династии Шан, позднее получившей название Инь, историю древнего Китай принято делить на четыре периода:

1) царство Шан (Инь) – XVII–XII в. до н.э.;

2) царство Чжоу – XII в. до н.э. – 221 г. до н.э.;

3) царство Цинъ – 221–206 гг. до н.э.;

4) царство Хань – 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.

Отметим, что Циньский император являлся неограниченным главой государства, в руках которого была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, административ­ной и высшей судебной власти. Власть императора была наследственной и передавалась, как правило, старшему сыну. Император стремился сосредоточить в своих руках и духовную власть, ведя решительную борьбу против мест­ных культов. Он фактически являлся верховным жре­цом страны.

Центральные административные органы страны под­разделялись на несколько крупных ведомств: военное, су­дебное, финансовое, ведомство императорского двора, ве­домство обрядов, ведомство по охране императора и вер­ховная прокуратура.

Вся территория циньской империи была разделена на тридцать шесть округов, каждый из которых делился в свою очередь на уезды(сянь), уезд – на волости (сян), а волость –на десять типов – низшие административные единицы, объединявшие около десяти общин (ли) .

Несмотря на распространение частной земельной собственности и реформы Шан Яна, в Китае в период империи Цинь сохранились общинные органы самоуправления, что свидетельствует и о существовании общины.

Как и у других народов, право древнего Китая имело в осно­ве правовой обычай, судебные решения и постановления цен­тральной власти. На формирование правового менталитета ки­тайского общества определяющее влияние оказали две основные школы – конфуцианство и легизм.

Основателем первой был Конфуций. Конфуцианство пропо­ведовало духовное благородство, гуманизм, строгое соблюдение обычаев.

Список литературы

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1953.

2. Адамчик ВВ., Адамчик MB., Бадан А.И. и др. История Китая М Мн., 2005.

3. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М. : Знание, 1983

4. Грэй Дж. Г. История Древнего Китая / Пер. с англ. А.Б. Вальд-ман. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. — 606 с.

5. История Китая с древнейших времен до наших дней. М.: Мысль , 1974

6. История Древнего Востока/ под ред. В. И. Кузищина.–2-е изд., перераб. и доп.– М.: Высш. шк., 1988

7. Крюков М.В. и др. Древние китайцы в эпоху централизованных импе­рий. М.: Знание, 1983

8. Переломов Л.С. Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае. М.:Восточная литература, 1962