Смекни!
smekni.com

Договор строительного подряда в российском гражданском праве (стр. 14 из 18)

Принятие работы возможно как после полного ее завершения, так и по окончании отдельных ее этапов.

Специально предусмотрены основания, по которым заказчик вправе уклониться от приемки: если обнаруженные недостатки исключают возможность использовать результат работы для цели, которая указана в договоре, и к тому же ни подрядчик, ни сам заказчик устранить недостатки не могут. Под невозможно­стью устранить недостатки заказчиком подразумеваются слу­чаи, когда не только он сам или подрядчик не могут произвести соответствующие работы, но и те, при которых ему не удается найти третью сторону, готовую принять на себя устранение не­достатков.

Так, например, Временные правила, относящиеся к объектам связи в РФ, предусматривают, что такие объекты, законченные строительством, могут быть приняты в эксплуатацию лишь в случае, когда имеются положительные заключения надзорных организаций, устранены недоделки и на установленном обору­довании возможен выпуск продукции (оказание услуг) в соот­ветствии с утвержденным проектом[56].

4. Ответственность по договору строительного подряда

Результаты анализа материалов судебной и арбитражной практики показывают, что вопросы ответственности за нарушений условий договора подряда зачастую являются предметом разбирательств арбитражных судов. Приведем лишь некоторые примеры. В соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.02.2004 исковые требования о взыскании долга за выполненные по договору строительные работы удовлетворены правомерно, так как суд признал доказанным факт приема заказчиком от подрядчика выполненных работ; ссылка заказчика на отсутствие финансирования не влияет на разрешение дела[57].

В ином случае в удовлетворении исковых требований о взыскании долга за выполненные по договору строительно-монтажные работы отказано правомерно, так как акт приема-передачи выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат не являются доказательствами передачи работ ответчику, поскольку не подписаны полномочным представителем заказчика, как это предусмотрено условиями договора; в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что подрядчик извещал заказчика об окончании работ, а заказчик уклонился от подписания акта приема-передачи[58].

В соответствии с другим Постановлением арбитражного суда в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по договору строительного подряда отказано правомерно, так как односторонний акт приемки работ может служить основанием для возникновения обязательств по оплате только в случае нарушения заказчиком обязательств по принятию работ от подрядчика, однако доказательств соблюдения установленного договором порядка сдачи подрядчиком результата работ истцом не представлено; доказательств извещения заказчика об окончании работы, отказа заказчика от принятия результата работ и доказательств направления актов приемки работ заказчику истцом также не представлено[59].

Правила об ответственности подрядчика за качество работ при строительном подряде предусмотрены в ст. 754 ГК. К нару­шениям, вызывающим наступление ответственности подрядчика, отнесены допущенные им отступления от требований, преду­смотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а равно недостижение указанных в технической документации определенных показате­лей объекта строительства, и прежде всего таких, как производ­ственная мощность предприятия. Если же речь идет о реконст­рукции (под ней подразумеваются обновление, перестройка, рес­таврация и т. п.) здания или сооружения, подрядчик отвечает за снижение или просто потерю прочности, устойчивости, надежно­сти здания или сооружения либо его части.

В той же ст. 754 ГК предусмотрены пределы отступлений от договора, при которых указанная ответственность не наступает. Имеется в виду освобождение подрядчика от ответственности в случаях, когда он допустил мелкие отступления от технической документации при том непременном условии, что для этого ему необходимо доказать, что такие отступления не влияют на каче­ство объекта строительства.

На отношения сторон по строительному подряду распростра­няются общие для подряда правила относительно возможности заявления требования о ненадлежащем качестве в течение специ­ального срока, установленного для недостатков, возникших до передачи результата работ заказчику или по причинам, которые наступили до указанного момента. Этот срок составляет в связи со сложностью отношений по строительному подряду не два го­да, как это указано для остальных договоров подряда в ст. 724 ГК, а пять лет. Исчисляемый с момента, когда результат выпол­ненной работы был принят или должен был быть принят заказчи­ком, он действует, если гарантийный срок не был установлен до­говором или оказался менее пяти лет.

Специально выделены в ГК (ст. 755) вопросы, связанные с га­рантией качества в договоре строительного подряда. Имеется в виду, что на подрядчика возлагается обязанность гарантировать достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объектов в соответствии с договором на протяжении гарантийного срока. Гарантийный срок может быть установлен законом, и тогда сто­роны вправе лишь удлинить его (п. 1 ст. 755).

Смысл гарантийного срока состоит в ответственности под­рядчика за недостатки (дефекты), которые были обнаружены в течение указанного срока. Исчерпывающий круг оснований для освобождения подрядчика от такой ответственности предусмот­рен в самом ГК (п. 2 ст. 755). Имеются в виду случаи, когда под­рядчик смог доказать, что недостатки (дефекты) произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, непра­вильной эксплуатации или неправильности инструкций по экс­плуатации, которые были разработаны самим заказчиком или теми, кого он для этой цели привлек, либо ненадлежащего ремон­та объекта, который произвел сам заказчик или привлеченные им лица. Если заказчик обнаружил недостатки в период действия гарантийного срока, он обязан в разумный срок поставить об этом в известность подрядчика. На все время, в пределах которо­го объект не мог эксплуатироваться, и до устранения обнаружен­ных недостатков течение гарантийного срока прерывается и про­должает течь только после устранения недостатков. По поводу таких недостатков требования должны быть заявлены в разумный срок. Последствия его пропуска не установлены. Во всяком слу­чае, возможность отказа судом по этой причине в удовлетворе­нии требования заказчика не исключена. Несомненно, однако, что при оценке допущенного пропуска срока должны учитывать­ся и возможные последствия отказа в иске по этой причине.

Одну из новелл ГК составляет предоставление заказчику в договоре строительного подряда права требовать от подрядчика устранения недостатков, за которые он ответственности не не­сет. При этом имеется в виду, что необходимые для этого рабо­ты осуществляются за счет заказчика. Однако указанное право возникает только при условии, если оно предусмотрено в дого­воре. Вместе с тем Кодекс освобождает подрядчика от необхо­димости устранить недостатки в рассматриваемой ситуации, если это не связано непосредственно с предметом договора ли­бо не может быть осуществлено подрядчиком по причинам, от него не зависящим.

Наряду с гражданской ответственностью в ряде случаев не­надлежащее качество строительства может влечь за собой и от­ветственность административную. Различные ее основания пре­дусмотрены, например, в п. 2 ст. 66 Градостроительного кодекса. При этом в общем плане такая ответственность установлена в Кодексе законов об административных правонарушениях. Име­ются в виду сооружение отдельных объектов без согласования со специально уполномоченными государственными органами, ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований об ох­ране атмосферного воздуха, нарушение или невыполнение пра­вил пожарной безопасности, противопожарных требований, ко­торые предусмотрены строительными нормами и правилами при проектировании строительства зданий и сооружений.

Применительно именно к строительному подряду выделены специальные нормы, посвященные сотрудничеству контрагентов (ст. 750 ГК). Имеется в виду возложение на обе стороны своего рода генеральной обязанности: принимать все зависящие от них разумные меры по устранению препятствий к надлежащему ис­полнению договора. Очевидно, что в основе этой статьи лежат общие для всех участников оборота императивы: действовать разумно, добросовестно и справедливо.

Сторона, которая не исполнила свою обязанность, теряет право на возмещение возникших убытков. Соответствующая норма рассчитана на ситуацию, при которой сторона понесла убытки вследствие препятствий, которые контрагент мог и дол­жен был предотвратить. Так, например, в случае, когда подряд­чик несвоевременно выполнил работы, ссылаясь на то, что за­казчик не предоставил вовремя оборудование, последний может оспорить это возражение, ссылаясь на то, что подрядчик мог приобрести оборудование у третьего лица. В подобном споре предметом доказывания будет служить “возможность” приня­тия соответствующих мер и их “разумность”. В данном случае нет основания для применения установленной ст. 10 ГК пре­зумпции “разумности”. Поэтому и “возможность” и “разум­ность” мер, которые следовало предпринять контрагенту (в данном случае - подрядчику), должна доказать сторона, которая обратилась в суд (в данном случае - заказчик). Статья 750 (п. 2) ГК предоставляет стороне, понесшей расходы в связи с испол­нением обязанности принять меры, направленные на предот­вращение препятствий, право требовать возмещения расходов тогда, когда это предусмотрено договором. Приведенное реше­ние не исключает ситуации, при которой потерпевшая сторона может при наличии предусмотренных в ст. 980 ГК оснований заявить требование о возмещении убытков как лицо, действо­вавшее без поручения в чужом интересе (ст. 984 ГК).