Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность за насильственные действия сексуального характера 2 (стр. 5 из 9)

Кроме того, в диссертации проведен сравнительный анализ действующего конституционного и уголовного законодательства зарубежных стран (Великобритании, Германии, Испании, Польши, Соединенных Штатов Америки, Франции), касающегося изучаемой проблемы.

В процессе исследования изучены исторические памятники уголовного и иных отраслей права РСФСР, СССР и ряда иностранных государств.

Изучены научные исследования отечественных и зарубежных авторов в области уголовного права, криминологии, психологии и психиатрии; при этом надо особо выделить труды следующих ученых: М.И. Авдеева. Ю.М. Антоняна, М.И. Бажано-ва, С.В. Бородина, Л.Д. Гаухмана, А.П. Дьяченко. А.А. Жижи-ленко. Н.И. Загородникова, А.Н. Игнатова, А.Н. Красикова, Н.Е. Крыловой, П.И. Люблинского. А.В. Наумова, Л.Г. Оршанского, П.П. Осипова. А.А. Пионтковского, В.В. Сташиса, Ю.К. Сущен-ко, А.А. Ткаченко, Б.В. Шостаковича, Я.М. Яковлева.

Изучена имеющая отношение к теме исследования практика Верховного Суда Российской Федерации: как по отдельным делам, так и Постановления Пленумов Верховного Суда РФ (в

частности, № 4 от 22 апреля 1992 года «О судебной практике по делам об изнасиловании»; № 1 от 27 января 1999 года «О судебной практике по делам об убийстве»), а также судебная практика районных судов г. Ставрополя и краевого суда Ставропольского края.

Эмпирическую базу исследования составили результаты выборочного исследования, проведенного в г. г. Москве. Ставрополе. По специально разработанной анкете опрошено 200 сотрудников юридических организаций. Изучена также имеющая отношение к теме практика Верховных судов СССР и Российской Федерации по отдельным делам.

Проанализированы, в соответствии с задачами и целями исследования, 34 уголовных дела, рассмотренных судами г. Ставрополя и Ставропольского края по обвинению по ст. 132 У К РФ. Изучено также свыше 50 уголовных дел по обвинению в изнасиловании и иных преступлениях против половой свободы и половой неприкосновенности.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые на монографическом уровне осуществлено комплексное научное исследование, посвявденное юридическому анализу насильственных действий сексуального характера. Комплексная разработка данной темы осуществлена путем исследования всех форм совершения данного преступления.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения и выводы могут быть использованы для совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации и решения вопросов связанных с квалификацией насильственных действий сексуального характера. Результаты настоящего исследования могут быть использованы также в учебном процессе и научных исследованиях по тем вопросам Общей и Особенной частей уголовного права, которые сопряжены с половыми преступлениями, в общем, и насильственными действиями сексуального характера в частности.

Основные положения и выводы диссертации, выносимые на защиту:

1. Понятие насильственных действий сексуального характера и, в частности, «иных» насильственных действий сексу-

ального характера.

2. Teopei .веское обоснование отграничения насильственных действий сексуального характера от иных преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности,

3. Социально-историческая обусловленность изменения нормы об уголовной ответственности за совершение насильственных действий сексуального характера.

4. Определенная общность характера и степени утоловно-правовой ответственности за совершение насильственных действий сексуального характера в современном уголовном праве России и других развитых государств.

5. Определение состава насильственных действий сексуального характера как общей нормы по отношению к изнасилованию.

6. Новая редакция статьи 132 УК России 1996 года.

Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации отражены в двух статьях. Теоретические выводы и положения докладывались на межвузовских конференциях и семинарах в гг. Москве, Ставрополе, а также на Ученом совете и на заседаниях кафедры уголовного права Ставропольского государственного университета.

Структура диссертации отвечает основной цели и предмету исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В параграфе первом первой главы исследована историческая эволюция уголовной ответственности за насильственные действия сексуального характера. Во втором параграфе изучена ответственность за насильственные действия сексуального характера в современном уголовном законодательстве зарубежных государств.

Во второй главе рассмотрены объективные признаки насильственных действий сексуального характера (параграф 1). Во втором параграфе проанализированы субъективные признаки насильственных действий сексуального характера. Третий параграф содержит характеристику квалифицированных видов насильственных действий сексуального характера.

В заключении приводятся итоги и выводы исследования.. Завершает работу библиографический список использованных

правовых источников и литературы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Глава I. Социальная обусловленность уголовной ответственности за насильственные действия сексуального характера.

В первом параграфе настоящей главы исследована историческая эволюция уголовной ответственности за насильственные действия сексуального характера. Отмечается, что рассматриваемый состав преступления имеет длительную и неоднозначную историю развития. Появление данного преступления в Особенной части УК РФ явилось закономерным следствием развития уголовного законодательства в области охраны половых отношений и интересов личности. Несмотря на столь широкий круг деяний, составляющих объективную сторону насильственных действий сексуального характера, реально отечественное уголовное законодательство развивалось в основном по пути регламентации ответственности за мужской гомосексуа, изм (под которым обычно имелось ввиду одна из его разновидностей - мужеложство). Остальным формам совершения данного деяния уделялось мало внимания и в науке уголовного права, и собственно в уголовном законе.

Российское законодательство, отменив в начале 90-х годов уголовную ответственность за добровольное мужеложство, стало в большей мере соответствовать требованиям времени в области охраны прав и свобод человека. Тем не менее, вплоть до принятия У К РФ 1996 года, вне сферы уголовно-правового регулирования осталось сексуальное насилие женщины в отношении женщины. Кроме того, сексуальное насилие мужчины в отношении женщины, совершенное в неестественной форме, продолжало расцениваться как изнасилование «в извращенной форме», что вряд ли способствовало правильной правовой оценке содеянного. Потребности равной уголовно-правовой охраны сексуальной сферы жизни любого человека обусловили появление в У К РФ 1996 года рассматриваемого преступления, в котором впервые в истории отечественного уголовного законодательства

половая свобода и половая неприкосновенность лица защищены вне зависимости от его половой принадлежности и сексуальной ориентации. В этом отношении положения У К России в большей, нежели ранее, мере соответствуют предписаниям Международного Стандарта в области защиты прав человека (в частности, ст. 12 Всеобщей Декларации прав человека 1948 года). В новейших исследованиях также отмечается, что ликвидация различий в степени уголовно-правовой охраны половой свободы и половой неприкосновенности мужчины и женщины, выразившееся в уравнивании ответственности за посягательства на эти интересы в ст. 131 и ст. 132 У К РФ, должно расцениваться как изменение, соответствующее названному Международному стандарту. Показательно, что с данной позицией согласилось подавляющее большинство опрошенных нами в ходе анкетирования респондентов (68 %).Исходя из анализа правовых источников античности, средневековья, нового и новейшего времени следует, что мировая история развития уголовного права знает длительную эволюцию ответственности за совершение гомосексуальных действий как разновидности сексуального поведения. При этом, в зависимости от системы ценностей конкретных исторических эпох, уголовной репрессии подлежало как добровольный, так и насильственный гомосексуализм (в первую очередь, мужской). Произошедшая в XIX-XX вв. переоценка задач уголовной репрессии как в странах Запада, так и в России, с полного запрета нетрадиционных половых отношений как таковых на уголовно-правовой запрет насильственного способа их удовлетворения, связана с признанием права любого человека на свободу своей частной жизни, в том числе и жизни сексуальной.

Уголовная ответственность за сексуальное насилие (как в традиционном, так и в нетрадиционном его понимании) обусловлена прежде всего задачей государства охранять права и интересы любого его гражданина. Эволюция этой задачи в целом определила развитие как правовых норм об ответственности за сексуальные преступления (насильственные и ненасильственные), так и эволюцию статуса и объема правовой защиты сексуальной сферы жизни любого человека от полного запрета на любое нетрадиционное сексуальное действие до запрета лишь

на сексуальное насилие как таковое.

Во втором параграфе настоящей главы рассмотрены вопросы ответственности за насильственные действия сексуального характера в современном уголовном законодательстве зарубежных государств.

Анализ современного уголовного законодательства стран общего и континентального права позволяет прийти к выводу о принципиальной общности уголовного закона в области ответственности за насильственные действия сексуального характера. Хотя, конечно, о полной идентичности исследуемого института в уголовном праве стран общего и континентального права говорить не приходится, как нельзя констатировать полное совпадение пределов уголовной ответственности за исследуемое преступление даже в законодательстве стран континентального права. Но вполне возможно говорить о возобладании тенденции равной уголовно-правовой охраны сексуальной сферы жизни любого человека, а также о том, что в большинстве развитых стран изнасилование расценивается как частный, специальный случай совершения насильственный действий сексуального характера. Более того, в ряде стран изнасилование в классическом смысле этого слова попросту включается в состав «сексуальной агрессии» и самостоятельно не выделяется. Таким образом, анализ уголовно-правовых норм об ответственности за насильственные действия сексуального характера позволяет говорить о сближении правовых систем цивилизованных стран и подтверждает мысль о том, что между утоловно-правовыми системами России и Запада на самом деле гораздо больше общего, нежели различ-