Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность за насильственные действия сексуального характера 2 (стр. 7 из 9)

Особенностью объективной стороны насильственных действий сексуального характера как и изнасилования) является то. что насилие может применяться как непосредственно к потерпевшему (потерпевшей), так и к любому другом}' лицу (не обязательно к супругу или родственникам). При этом такое другое лицо может быть признано потерпевшим по статьям о преступлениях против здоровья и жизни (естественно, в случае причинения ему реального вреда). Такое лицо не может признаваться потерпевшим по ст. 132 УК РФ. ведь речи о посягательстве на его (ее) сексуальную свободу или неприкосновенности не идет.

Альтернативным насилию конструктивным признаком объективной стороны рассматриваемого состава является использование при совершении действий сексуального характера бес-

15

памощного состояния потерпевшего (потерпевшей). Мы считаем, что беспомощное состояние потерпевшего имеет место в случае, когда он (она) не могут дать явно выраженного согласия на совершение с ним (ней) действий сексуального характера. Причинами такого беспомощного состояния могут быть самые разные факторы - психическое заболевание (в силу которого потерпевший может попросту не понимать реальный характер производимых с ним действий), состояние глубокого физиологического опьянения (алкогольного или наркотического), тяжелое соматическое состояние в силу различного рода заболеваний и травм и так далее - ведь список причин такого беспомощного состояния может быть бесконечным. Но все их объединяет одно - жертва не может дать явно выраженного согласия на соверше­ние с ней сексуального действия, и виновный понимает это. В силу такого понимания беспомощного состояния лица оно и приравнивается к насилию по своим признакам как конструктивное (и, отметим, альтернативное обстоятельство, характеризующее объективную сторону насильственных действий сексуального характера).

Состав рассматриваемого преступления носит исключительно формальный характер с точки зрения конструкции объективной стороны. Поэтому оконченным насильственные действия сексуального характера должны признаваться в момент начала совершения собственно самого сексуального действия, вне зависимости от его продолжительности или физиологической завершенности.

Во втором параграфе настоящей главы рассмотрены субъективные признаки насильственных действий сексуального характера.

Субъектом насильственных действий сексуального характера является любое физическое лицо, достигшее возраста 14 лет, и являющееся вменяемым. Поскольку субъект насильственных действий сексуального характера общий, а субъект изнасилования специальный, то в отношении субъекта этих двух преступлений можно говорить об общей и специальной норме, что подтверждает сделанный ранее вывод и в отношении субъекта.

В силу указания ч. 2 ст. 24 У К РФ необходимо считать, что

16

субъективная сторона рассматриваемого преступления выражается в умышленной вине. Так как основной состав насильственных действий сексуального характера по конструкции является исключительно формальным, то в нем допустим лишь прямой умысел, который формулируется следующим образом: виновный осознает фактический характер и общественную опасность совершаемых им насильственных действий сексуального характера и желает их совершения.

Мотивом насильственных действий сексуального характера чаще всего выступает стремление удовлетворить половую потребность. Однако также мотивами могут выступать месть, желание опозорить потерпевшее лицо, принудить его к постоянным половым сношениям или сексуальной жизни. Поскольку состав исследуемого преступления не содержит указания на специальный мотив совершения такого деяния, то мотивы могут быть самыми различными и не будут влиять на квалификацию. Такое же положение вещей характерно и для целей совершения данного преступления.

В третьем параграфе второй главы рассмотрены квалифицированные и особо квалифицированные виды насильственных действий сексуального характера Поскольку квалифицирующие признаки изнасилования и насильственных действий сексуального характера носят в большинстве своем идентичный характер, то мы считаем возможным при рассмотрении квалифицированных составов насильственных действий сексуального характера, использовать накопленный в науке опыт в отношении квалифицированных составов изнасилования.

Насильственные действия сексуального характера, совершенные неоднократно или лицом, ранее совершившим изнасилование - неоднократность здесь носит родовой характер - ведь в тексте Закона предыдущее преступление может быть как насильственным действием сексуального характера, так и изнасилованием. По общему правилу, неоднократность - такая форма множественности преступлений, при которой имеет место фактическое совершение указанных действий два или более раза, независимо от осуждения за первое преступление. Если судимость за ранее совершенные насильственные действия сексуального

17

характера снята или погашена, или истекли сроки давности уголовного преследования, новое преступление не должно считаться неоднократным.

Постановление Пленума Верховного суда № 4 от 22 апреля 1992 г. «О судебной практике по делам об изнасиловании указывает, что «в тех случаях, когда насилие над потерпевшей не прерывалось либо прерывалось на непродолжительное время и обстоятельства совершения насильственных половых актов свидетельствуют о едином умысле виновного, совершение им второго и последующих половых актов не может рассматриваться в качестве обстоятельства, дающего основание для квалификации содеянного по признаку повторности». На наш взгляд, данное положение должно применятся так же и в отношении насильственных действий сексуального характера.

Представляет глубокий практический интерес некоторые вопросы, связанные с насильственными действиями сексуального характера в уголовно-процессуальном аспекте. В соответствии с ч. 2, ст. 27 УПК РСФСР (в действующей редакции) изнасилование относится к делам так называемого частно-публичного обвинения, т.е. уголовное дело об изнасиловании, предусмотренное ч. 1, ст. 131 У К РФ, может возбуждаться только по жалобе потерпевшей. Непонятно почему законодатель не внес дополнение в указанную норму УПК РСФСР, согласно которому возбуждение уголовных дел о неквалифицированном составе насильственных действий сексуального характера также стало бы возможно только по заявлению потерпевшего лица, то есть ч. 1, ст. 131 УК РФ также стало бы делом частно-публичного обвинения.

В связи с рассмотрением данного квалифицирующего признака представляется возможным изложить свою точку зрения относительно следующей ситуации. Представим, что виновный после совершения изнасилования (которое, как известно, считается оконченным в момент начала полового сношения), то есть вполне возможно и в процессе полового сношения производит сношение per os или per anum. С точки зрения существующего закона такое лицо совершает насильственные действия сексуального характера после совершения изнасилования. То есть,

18

следуя букве закона, такие действия надлежит квалифицировать по совокупности как изнасилование и насильственные действия сексуального характера, совершенные лицом ранее совершившим изнасилование.

Также не вполне ясна ситуация, когда один виновный совершает насильственные действия сексуального хараюгера в отношении двух и более лиц одновременно. Такие действия в соответствии с буквой ч. 1, ст. 16 У К РФ надлежит квалифицировать по п. «а», ч. 2. ст. 132 УК РФ, поскольку в ст. 16 УК РФ речь идет о совершении двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи УК РФ, вне зависимости от одномоментного или разномоментного их совершения. Однако, например, при наличии умысла на одновременное совершение двух и более убийств такое деяние квалифицируются как убийство двух или более лиц. Под неоднократным совершением убийства понимается, как правило, совершение двух и более таких преступлений виновным, во-первых, при наличии возникающего каждый раз самостоятельно умысла на совершение одного деяния и, во-вторых, как правило, с определенным разрывом во времени. Исходя из подобного понимания неоднократности, нельзя квалифицировать рассматриваемую ситуацию с насильственными действиями сексуального характера по п. «а», ч. 2. ст. 132 У К РФ, по признак}1 неоднократности. Выход из данной ситуации видится только в дополнении ч. 2, ст. 132 У К РФ пунктом «с», имеющим следующую редакцию: «совершенные в отношении дет пли более яиц». Настоящее предложение поддержали почти 70% опрошенных нами респондентов.

Насильственные действия сексуального характера, совершенные группой лиц, группой яиц по предварительному сговору или организованной группой. В этом пункте уголовную ответственность отягчает факт совершения насильственных действий сексуального характера в соучастии.

Одними из общих проблем квалификации насильственных действий сексуального характера являются проблемы, связанные с участием в совершении этого преступления нескольких лиц. Поэтому представляется необходимым остановится на вопросах соучастия при совершении насильствен-