Смекни!
smekni.com

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания (стр. 4 из 11)

Обеспечивая надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, в части соблюдения конституционного права неприкосновенности личности, органы прокуратуры в своей организационно-функциональной и процессуальной деятельности не должны допускать использования задержания и ареста как средства получения от подозреваемого признания вины в совершении преступлений[23]. Эти акты ограничения свободы и личной неприкосновенности могут проводиться только по возбужденному уголовному делу и только в точном соответствии с нормами УПК РФ. Всякое отступление от регламентированных законом оснований и порядка задержания, ареста граждан по мотивам решения задач раскрытия преступления и изобличения виновных в этом лиц должно пресекаться формами и средствами прокурорского реагирования.

Осуществляя надзор за законностью задержаний и арестов, прокурор руководствуется требованиями УПК РФ и Федерального закона от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В органах прокуратуры установлен специальный учет извещений, направляемых прокурору о произведенном задержании и аресте граждан. В соответствии с УПК РФ органы дознания обязаны письменно сообщить прокурору о всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в течение 12 часов с момента его производства (ст. 96 УПК РФ).

Важной гарантией законности и обоснованности ограничения прав личности на свободу и неприкосновенность является требование п. 8 ч. 2 статьи 37 УПК РФ об обязательном участии прокурора в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо отмене или изменении данной меры пресечения.

Норма ч. 3 статьи 108 УПК РФ обязывает дознавателя получить согласие прокурора на возбуждение перед судом ходатайства об аресте. Такое согласие прокурор дает только после тщательного ознакомления со всеми материалами уголовного дела, содержащими основания для заключения лица под стражу.

Принятым в июне 2007 года Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в УПК РФ и Федеральный закон «О прокуратуре РФ», прокурор исключен из числа субъектов, обладающих правом производства следственных и иных процессуальных действий по уголовному делу, в том числе задержании подозреваемого, а также избрания мер пресечения, включая заключение под стражу. Тем самым прокурорам были созданы все необходимые предпосылки для осуществления беспристрастного прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания при решении вопросов о применении мер процессуального принуждения в точном соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Для беспристрастного прокурора, который в условии нового правового регулирования не причастен к принятию решений, направленных на ограничение свободы подозреваемых, основополагающим началом его позиции в суде, рассматривающем в судебном производстве вопросы об избрании, изменении или отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, а также о продлении срока содержания под стражей, является только одно обстоятельство – наличие достаточных данных, свидетельствующих о причастности гражданина к совершенному преступлению.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 50 Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и ч. 2 статьи 10 УПК РФ прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконного лишенного свободы или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом.

В соответствии с пп. "c" п. 1 ст. 5 Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод" законный арест или задержание лица допустимы только в том случае, если в порядке, установленном законом, они произведены с тем, чтобы лицо предстало перед компетентным судебным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения. Суждения лица или органа, принимающего решение о применении меры пресечения, должны основываться не на интуиции, а на базе конкретных доказательств, полученных в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, с соблюдением процессуальной формы их получения, закрепления, оценки и применения.[24]

В практике прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания при осуществлении обысков и выемки имеет место выявление таких типичных нарушений, как производство обыска под видом выемки. В связи с этим прокурорам надлежит тщательно проверять соблюдение органами, осуществляющими дознание требований УПК РФ к основаниям и порядку производства обыска и выемки.

Важное место в деятельности прокуроров по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, является обеспечение соблюдения конституционного права на свободу мысли и слова, запрета на цензуру. Эти права охраняются законом, их ограничение возможно только в случаях и порядке, установленных законом.

В деятельности органов прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами осуществляющими дознание важное место занимает обеспечение безусловного соблюдения требований ст. 49 Конституции РФ о том, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Соблюдение этого конституционного принципа органами, осуществляющими дознание, обеспечивается органами прокуратуры путем принятия комплекса мер прокурорского надзора и процессуального руководства расследованием уголовных дел на основе всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и направлении их в суд для рассмотрения по существу.

Из этого правила вытекает служебная обязанность прокурора не допускать прекращения дела по нереабилитирующим основаниям, когда подозреваемый не признает себя виновным, добиваться выявления в ходе производства дознания как уличающих, так и оправдывающих обстоятельств.

Несомненно, центральное место в деятельности прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание в части соблюдения прав и свобод граждан, вовлекаемых в уголовное судопроизводство, на всех стадиях досудебного производства по уголовному делу занимает надзор прокурора за обеспечением права обвиняемого на защиту (ст. 48 Конституции РФ).

Прокурор обязан обеспечить исполнение органами, осуществляющими дознание требований закона о привлечении защитника (адвоката) к участию в производстве дознания с момента возбуждения уголовного дела, либо с момента фактического задержания или ареста подозреваемого, а также по другим основаниям, указанным в законе (ст. 49 УПК РФ). Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы защитник был привлечен к участию в деле во всех случая, когда закон предусматривает его обязательное участие (ст. 51 УПК РФ)[25].

Вопрос о пределах прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, имеет исключительное значение для организации деятельности по его осуществлению.

Пределы надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, в части обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в досудебных стадиях производства по уголовному делу определяются объемом конституционных прав и свобод человека и гражданина, ограничение которых допускается по основаниям и в порядке, установленным УПК РФ, Законом об ОРД, регулирующим сферу правоотношений, возникающих при производстве дознания.

Пределы надзора рассматриваемой отрасли в части обеспечения соблюдения установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях определяются сферой правоотношений, возникающих из обязанностей органа дознания принимать и разрешать заявления и сообщения о любом совершенном или подготавливаемом преступлении, т.е. реальным наличием повода и оснований к принятию решения о возбуждении уголовного дела. Так, например, в Законе "О милиции" №1026-1 от 18 апреля 1991 г. закреплена обязанность органов внутренних дел принимать сообщения граждан. Порядок осуществления данной работы во многом регламентирован Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, которая утверждена Приказом МВД РФ № 985 от 01.12.2005 г. Она определяет, как должен реагировать сотрудник милиции на поступившее к нему заявление и сообщение о правонарушении[26].

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, в части обеспечения законности производства расследования ограничивается сферой правоотношений, возникающих в связи с производством следственных и иных процессуальных действий в ходе расследования конкретных уголовных дел. При этом следует иметь в виду, что только Генеральный прокурор России обладает правом дачи указаний по общим вопросам производства дознания. Эти указания могут быть направлены на совершенствование деятельности органов дознания по раскрытию и расследованию преступлений, изобличению преступников. Однако все нижестоящие прокуроры этим правом не наделены.

Пределы надзора рассматриваемой отрасли в части обеспечения законности решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание, определяются установленными действующим законодательством полномочиями поднадзорных прокурору органов принимать по находящимся в их производстве уголовным делам и материалам решения в форме процессуальных и иных актов, необходимостью их оформления в точном соответствии с процессуальным законодательством и требованиями Закона об ОРД, а также необходимостью соблюдения требования ст. 88 УПК РФ об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.