Смекни!
smekni.com

Правовая природа договора оказания платных медицинских услуг (стр. 3 из 20)

Тем не менее, развитый рынок медицинских услуг не может появиться сразу.

Процессы реформирования экономики, начавшиеся в РФ в начале 90-х гг., затронули и здравоохранение. Начало реформ в отрасли на современном этапе связано с принятием Закона «О медицинском страховании граждан в РСФСР», утвержденного 28 июня 1991 г. Верховным Советом РСФСР, который фактически определил курс на радикальную смену модели здравоохранения. Однако на тот момент отсутствовала необходимая для этого организационно-экономическая база. С 1993 года в РФ действует система ОМС, предполагающая обеспечение всему населению доступа к медицинским услугам, включенным в Базовую программу ОМС, которая, в свою очередь, является составной частью Программы государственных гарантий.

Недостаточное финансирование лечебно-профилактических учреждений со стороны государства, повлекшее их слабую материально - техническую вооружённость, невозможность оказания многих видов услуг на бесплатной основе, появление зарубежных медицинских технологий, позволяющих производить услуги и препараты, во много раз превышающие по своей эффективной деятельности отечественные, привело к появлению и развитию рынка медицинских услуг, который ещё недостаточно востребован населением и требует детального изучения специалистами различных отраслей научного знания[5].

Данное обстоятельство заслуживает внимания в связи с поиском путей вхождения в рынок учреждений здравоохранения. В сложившейся ситуации ЛПУ предлагается активно использовать возможности рынка медицинских услуг. Первым и непрерывным условием рынка является признание факта, что лечебные учреждения являются производителем медицинских услуг. Продукт их деятельности имеет форму товара, предлагаемого на рынке.

Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР в 1991 г., провозгласила, что каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Государство принимает меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование.

Значительным событием в области охраны здоровья населения России стало принятие 22 июля 1993 г. упоминавшихся Основ, которые были разработаны Институтом социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением имени Н.Е. Семашко при участии ученых, экспертов, депутатов.

При подготовке данного Закона были использованы международные правовые акты (Декларация прав человека, Европейская стратегия по достижению здоровья для всех (1980), Европейская хартия по окружающей среде и охране здоровья (1989)), отечественный опыт, предложения по совершенствованию работы органов здравоохранения, повышению качества медицинского обслуживания и профилактических мероприятий.

В последующие годы в Российской Федерации был принят целый ряд законов, детально регулирующих отдельные направления практической медицинской деятельности. Следует отметить, однако, что действующее законодательство регулирует в основном административно-организационные и управленческие отношения в области здравоохранения, уделяя меньшее внимание механизмам правовой защиты пациентов, а формирование и утверждение правовых норм в области здравоохранения в ряде случаев опережают изменения, происходящие в общественном сознании людей, в восприятии содержания и значимости законодательного обеспечения вопросов взаимоотношений врача и пациента.

1.2. Общетеоретическое понимание услуги как объекта гражданского права

Прежде чем определить медицинские услуги как объект правового обеспечения в сфере охраны здоровья, следует выявить общие и правовые характеристики услуги.

Услуги представляют собой полезную деятельность, удовлетворяющую потребности в них нуждающихся. К услугам прибегают по разным поводам, но всегда в расчете на получение какой - то пользы, извлечение некоей выгоды. Словарное определение называет услугу действием, приносящим пользу, помощь другому[6], тем самым придавая значение двум взаимосвязанным составляющим: цели, на достижение которой услуга направлена (польза, помощь), и средствам достижения этой цели (совершение тем, кто оказывает услугу, действия)[7].

Экономическая полезность делает услугу предметом купли-продажи, наряду с товарами и работами. Услуга является продуктом, производимым с целью обмена на деньги, т.е. услуга обладает меновой стоимостью[8].

Для того, кто оказывает услугу, составляющее ее действие представляет собой работу, а тот, кому она оказывается, получает нечто отличное от результата работы - «непередаваемое, неразрывно связанное с деятельностью благо»[9] с «потреблением полезного эффекта в процессе оказания услуги»[10]. Результат работы, кроме как своим происхождением, ничем не связан с ее процессом и может свободно менять обладателя; в результате получения услуги получается некое благо, неотделимое от процесса его создания и потребляемое только его приобретателем. Для услуги характер­но «отсутствие в овеществленной форме результата выполненной рабо­ты»[11]. «Здесь речь идет о нематериальных услугах, результат которых хотя и имеет товарную форму, но не существует отдельно от исполнителя, а са­ма услуга, по сути, потребляется заказчиком одновременно с ее оказанием исполнителем. Такое положение исключает возможность возникновения для заказчика (услугополучателя) каких - либо вещных прав на результат услуги...»[12]

Оказание услуги не предполагает ни создание вещи, ни ее последующей передачи получателю. Если не представляется возможным основываться на осязаемом резуль­тате услуги, следует воспользоваться критерием ее эффекта, достижимого в границах возможной эффективности действий составляющих содержание услуги.

Таким образом, услуга не имеет конечного итога. Юриди­ческим итогом услуги является момент окончания составляющих ее дейст­вий. Фактический итог связан с моментом проявления полезного эффекта предпринятых действий.

Содержание таких действий определяет вид услуги, а их объем - стои­мость (цену) услуги. Объем составляющих услугу действий - категория, корреспондирующая категории оплаты услуги. Совершение действий меньшего объема предполагает соразмерно меньшую величину платы за услугу.

С другой стороны, продолжение целесообразных действий после завер­шения услуги может иметь место. Их целесообразность определяется дру­гим вектором приложения тех же действий либо другими действиями. На­пример, эпиляция на нижней конечности завершена, производится на верх­ней. Или: стрижка закончена, производится бритье. Та же или другая услу­га в этом случае отграничена от первой. Последовательные (одинаковые) или параллельные (разные) услуги могут оказываться на протяжении опре­деленного периода времени (месяц, год, несколько лет или десятилетий) в этом заключается обслуживание. Обслуживание - это совокупность услуг, но не единая (поэтапно длящаяся либо единовременно многокомпо­нентная) услуга. Услуга в процессе обслуживания - порционно-дискретный его элемент, обладающий признаками завершенности и отграниченный от смежных элементов.

Принципиальное значение в этой связи имеет момент, который опреде­ляет завершенность услуги. Этот момент является юридическим итогом услуги.

Момент завершения услуги не тождественен моменту наступления полез­ного эффекта. Последний являет собой фактический итог услуги. Если полезный эффект услуги при корректном ее исполнении не наступил в силу отсутствия необходимых или наличия препятствующих факторов, то фак­тический итог отсутствует при наличии юридического итога.

Если же ненаступление полезного эффекта услуги обусловили пороки содержания и объема предпринятых для ее исполнения действий, то отсут­ствует и фактический, и юридический итог услуги.

Оба момента могут отстоять во времени, порой значительно. Поэтому отсутствием фактического итога услуги является не наступление ее полез­ного эффекта по прошествии такого времени, по истечении которого он уже заведомо не наступит.

Поэтому необходимо понимание услуги в качестве объекта обращения, т.е. того, что обладает стоимостным выражением. Услуга пред­ставляет такую целостную совокупность дозированных целесообразных действий, которая подлежит оплате[13].

Отличной от других разновидностей отношений с потребителями осо­бенностью отношений, вытекающих из оказания медицинской помощи, является то, что они складываются по поводу здоровья граждан, т.е. обре­менены целевым назначением.

Такая цель всегда обладает общественной полезностью, если представ­ляет объективную пользу для отдельного лица, т.е. индивидуально полезна для его личного здоровья, а потому полезна для здоровья общественного.

Возможность причинения вреда порождает другую особенность отно­шений, вытекающих из оказания медицинской помощи. В отличие от про­чих услуг, которым свойственны только денежные покупательские риски, медицинским услугам присущи также и риски физические.

Медицинское воздействие обычно неосуществимо без соответствующе­го доступа к патологическому очагу и/или сопровождается побочными эф­фектами. И то и другое является травматизацией, дополнительной к пато­логической, т.е. к той, которая сама по себе вредоносна для здоровья паци­ента, чем и обусловливает необходимость медицинского воздействия.

Кроме того, медицинское воздействие может не соответствовать тяже­сти патологического процесса и объему поражения. В этом случае оно либо недостаточно, и тогда вред здоровью усугубляется прогрессированием патологии, либо избыточно, и тогда вред здоровью от медицинского воздей­ствия больше, чем от самой болезни.