Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовая защита авторских прав 2 (стр. 4 из 7)

Глава 2. Гражданско-правовая защита авторских прав.

2.1. Основания и порядок применения способов защиты авторских прав, предусмотренных гражданским законодательством.

Действующее гражданское законодательство содержит достаточно широкие возможности для защиты авторских прав. Поскольку эти права являются по своей природе субъективными гражданскими правами, правообладатели имеют возможность воспользоваться любыми общими способами защиты гражданских прав. Кроме того, Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон об авторском праве)[9] устанавливает специфические способы защиты, учитывающие особенности нарушений в данной сфере и направленные на дополнительное обеспечение интересов правообладателей.

Однако далеко не все возможности, заложенные в нормах права, могут быть успешно реализованы. В частности, для практической реализации предусмотренных законом мер по защите прав важно понимать, какие именно действия образуют нарушение, кто и при каких условиях имеет право требовать принудительного воздействия на нарушителя со стороны государства, в каких случаях те или иные способы защиты подлежат применению. К сожалению, не всегда могут быть получены однозначные ответы на такие вопросы.

В настоящее время Закон об авторском праве действует в редакции от 20 июля 2004 г. С ее принятием были внесены существенные изменения в
нормы, касающиеся защиты авторских и смежных прав, в целях повышения
их эффективности и выполнения требований Соглашения ТРИПС
(Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности).
Однако изменения не придали нормам, регулирующим названные вопросы,
достаточной определенности, отвечающей потребностям правоприменительной практики.

При использовании предоставленных гражданским законодательством способов защиты как для пресечения, так и для предотвращения посягательств на интересы правообладателей важно иметь правильное представление о том, что является нарушением авторских прав. Закон об авторском праве не содержит определения "нарушения авторских и смежных прав", но раскрывает понятие "нарушитель". В соответствии с п. 2 ст. 48 Закона об авторском праве им признается физическое или юридическое лицо, не выполняющее установленных Законом требований. Данное определение позволяет толковать понятие "нарушения авторских и смежных прав" достаточно широко. Между тем очевидно, что таким нарушением может быть признано только невыполнение положений Закона об авторском праве, касающихся содержания авторских и смежных прав.

Чаще всего нарушение состоит в незаконном использовании охраняемого объекта. Такое использование может заключаться, в частности, в изготовлении или распространении экземпляров произведений или фонограмм без разрешения обладателя исключительных прав. В отношении указанных случаев нарушения законодатель вводит понятие "контрафактные экземпляры". По справедливому замечанию Э.П. Гаврилова, применение термина "контрафактный" лишь к экземплярам произведений и фонограмм является очень узким, поскольку контрафактными могут быть также экземпляры видеозаписей исполнений и телевизионных передач[10].

В связи с широким распространением случаев незаконного использования произведений часто возникают следующие вопросы: какой именно объем использования произведения считать незаконным, какие элементы произведения могут считаться самостоятельными объектами охраны? Пункт 3 ст. 6 Закона об авторском праве устанавливает, что объектом авторского права является часть произведения, представляющая собой результат творческой деятельности, которая может использоваться самостоятельно. Однако такое общее определение нередко не позволяет найти однозначные ответы при рассмотрении конкретных спорных ситуаций. Так, например, не ясно, можно ли признать нарушением заимствование образов или сюжета произведения. Попытка разрешить подобные вопросы была предпринята в законопроекте, принятом Государственной Думой в первом чтении 14 мая 2004 г. В нем предлагалось внести в п. 3 ст. 6 действующего Закона об авторском праве изменения, в соответствии с которыми устанавливалось бы, что часть произведения (в том числе его название, персонажи и иные элементы), которая является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно, признается объектом авторского права[11].

Названные изменения не были приняты[12].

При определении границ нарушения необходимо принимать во внимание, что система исключительных авторских и смежных прав представляет собой компромисс интересов правообладателей и пользователей. Наряду с установлением абсолютных исключительных прав на охраняемые данными институтами объекты Закон об авторском праве предусматривает также случаи так называемого "свободного" использования произведений и объектов смежных прав. Оно допускается лишь при условии, что не наносится ущерб их нормальному использованию и не ущемляются законные интересы соответствующих правообладателей.

Правообладатели могут воспользоваться для защиты своих интересов любыми средствами, направленными на предотвращение нарушений их прав. При этом следует учитывать установленные законом возможности свободного использования охраняемых объектов. Средства, направленные на предотвращение нарушений интересов правообладателей, не должны ущемлять интересы правомерных пользователей. В частности, это относится к использованию технических средств защиты авторского права. Нормы, касающиеся технических средств защиты, а также информации об управлении правами, введены новой редакцией Закона об авторском праве. В соответствии со ст. 48.1 указанного закона к техническим средствам защиты относятся технические устройства или их компоненты, которые контролируют доступ к произведениям и направлены на предотвращение совершения действий, не разрешенных правообладателем. Закон вводит запрет на обход технических средств защиты и на совершение ряда действий, способствующих осуществлению такого обхода.

Информацией об авторском праве и о смежных правах ст. 48.2 Закона об авторском праве признает любую информацию, идентифицирующую произведение, объект смежных прав или правообладателя либо касающуюся условий использования произведения, в том числе любые цифры и коды, в которых она содержится. Запрещается удаление или изменение указанной информации без разрешения правообладателя. Если такие действия были совершены в отношении произведений или объектов смежных прав, то их использование не допускается.

Совершение запрещенных законом действий в отношении технических средств защиты, а также в отношении информации об управлении правами, безусловно, является правонарушением. Вопрос об отнесении таких правонарушений к нарушениям авторских прав является дискуссионным[13]. В п. 41 ст. 1 упоминавшегося законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" предлагалось ввести норму, в соответствии с которой за данные правонарушения должна была наступать такая же ответственность, какая предусмотрена законодательством РФ за нарушение авторских и смежных прав.

Применение технических средств защиты, а также размещение информации об управлении правами относится к использованию самозащиты в качестве способа защиты авторских и смежных прав, так как правообладатель осуществляет самостоятельные действия, направленные на предотвращение нарушения его исключительных прав[14].

Осуществление незаконных действий в отношении технических средств защиты или информации об управление правами следует рассматривать как самостоятельные категории правонарушений.

При обходе технических средств защиты и совершении способствующих ему действий подлежат применению способы защиты авторских прав только в том случае, если соответствующие права нарушены. Данное положение касается и совершения запрещенных законом действий в отношении информации об управлении правами.

По российскому законодательству для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Автором считается лицо, указанное в качестве такового на экземпляре произведения. В сфере смежных прав действует аналогичная презумпция. Производителем фонограммы или исполнителем считается лицо, указанное на экземпляре фонограммы.

Лицу, предъявляющему требования в защиту нарушенного права, придется представить доказательства того, что он является истинным правообладателем. Сделать это не всегда просто, особенно если речь идет о плагиате или ином присвоении неимущественных прав на охраняемый объект.

В некоторых странах, например в США и в Японии, законом предусмотрена возможность добровольной регистрации авторского права на произведение. Такая регистрация ставит правообладателя в существенно более выгодное положение при выборе средств защиты по сравнение с лицом, которое такой возможностью не воспользовалось[15].

В России услуги по регистрации произведений оказываются Российским авторским обществом, другими обществами по коллективному управлению правами. При участии Роспатента была учреждена рабочая группа по созданию базы данных правообладателей в области авторского права и смежных прав[16].