Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовая защита авторских прав 2 (стр. 5 из 7)

Закрепление на законодательном уровне возможности регистрации как авторского права, так и смежных прав, нормативно-правовое регулирование порядка такой регистрации, определение организации, уполномоченной ее осуществлять, могли бы способствовать повышению уровня охраны интересов правообладателей. Такие меры облегчили бы процесс доказывания в случае возникновения спора о принадлежности прав. Доступность информации о правообладателях поставила бы в более выгодные условия потенциальных пользователей и могла бы содействовать предотвращению правонарушений в этой сфере.

Как указано в п. 1 ст. 49 Закона об авторском праве, защищать свои права способами, предусмотренными ГК РФ, вправе автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав. Исходя из данной нормы, субъекты права на защиту могут быть объединены в одну категорию «обладателей исключительных прав». Следует отметить, что в теории нет единого понимания содержания «исключительных прав», не раскрывается оно и в Законе. Существует два подхода к определению сущности исключительных прав. В соответствии с одним к категории исключительных прав относятся только имущественные права[17]. В силу другого подхода исключительные права охватывают и имущественные, и личные неимущественные права[18]. Так, Э.П. Гаврилов отмечает: "Если автор или первоначальный обладатель смежных прав уже не имеет исключительных прав, то на него нормы п. 1 ст. 49 не распространяются"[19]. Поскольку личные неимущественные права неотчуждаемы, очевидно, что Э.П. Гаврилов придерживается первой из указанных выше позиций. Вместе с тем п. 1 ст. 37 Закона об авторском праве, касающейся прав исполнителя, называет "исключительными правами" как личные неимущественные, так и имущественные права. Статья 128 ГК РФ приравнивает понятия "интеллектуальная собственность" и "исключительные права", что дало основание некоторым исследователям толковать "исключительные права" как общую категорию, объединяющую права имущественные и личные неимущественные[20].

Не вызывает сомнений, что право на использование способов защиты, предусмотренных ГК РФ, принадлежит как обладателям личных неимущественных, так и обладателям имущественных прав. Но в связи с отсутствием определенного подхода к содержанию исключительных прав не вполне ясно, вправе ли лицо предъявлять требование о выплате, установленной п. 2 ст. 49 Закона об авторском праве, компенсации, если ему принадлежат только личные неимущественные права.

Использовать предоставленные Законом средства защиты могут как первоначальные обладатели авторских прав, так и их правопреемники. После смерти автора авторское право в соответствии со ст. 29 Закона об авторском праве переходит по наследству. При этом такие личные неимущественные права, как право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения, по наследству не переходят. Они неотчуждаемы и охраняются бессрочно. Наследники автора вправе лишь осуществлять защиту этих прав.

В силу п. 2 ст. 27 Закона об авторском праве, если наследников нет или их авторское право прекратилось, если автор не назначил в завещании лицо, на которое возлагается охрана указанных неимущественных прав после его смерти, охрана таких прав осуществляется специально уполномоченным органом Российской Федерации. Поскольку к наследникам переходят авторские права, срок действия которых ограничен, из п. 2 ст. 27 можно сделать вывод, что наследники могут осуществлять защиту указанных в ст. 29 Закона об авторском праве личных неимущественных прав автора лишь в течение общего срока действия авторских прав. Однако в соответствии с этой статьей указанные правомочия наследников сроком не ограничиваются. К сожалению, данное противоречие не было разрешено последней редакцией Закона об авторском праве и не учтено части IV ГК РФ. Как справедливо считают некоторые юристы, поскольку ст. 27 специально посвящена срокам охраны, а ст. 29 регулирует переход авторского права по наследству, применению подлежат нормы, содержащиеся в ст. 27 Закона об авторском праве[21].

Имущественные авторские права могут быть переданы на основании договора третьим лицам. В этом случае защита нарушенных имущественных прав возлагается в силу п. 2 ст. 30 Закона об авторском праве только на то лицо, которому по договору перешли исключительные права. Если такое лицо не осуществляет защиту права на использование произведения, требование в защиту этого права может быть предъявлено автором.

Закон не содержит норм, касающихся правомочий наследников исполнителя в отношении личных неимущественных прав, охраняемых бессрочно. Представляется, что для обеспечения охраны таких прав возможно по аналогии закона применять нормы о переходе к наследникам автора права на защиту личных неимущественных прав. При отсутствии наследников защиту указанных прав возможно возложить на государственный орган так же, как предусмотрено законом в отношении прав авторов. Таким образом, можно будет обеспечить реальное действие нормы, исполнителя[22].

Выбор конкретного способа защиты определяется характером нарушения и спецификой защищаемого права. Возмещение убытков, взыскание неустойки, выплата компенсации вместо возмещения убытков имеют значение прежде всего для защиты имущественных интересов правообладателя. Признание прав характерно в первую очередь для защиты личных неимущественных интересов. Некоторые способы защиты могут применяться в случае как нарушения личных неимущественных, так и при нарушении имущественных прав. К таким способам относятся восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, самозащита, прекращение или изменение правоотношения и др. В соответствии с новым положением Закона об авторском праве (п. 3 ст. 49) требование о компенсации морального вреда также может быть предъявлено при нарушении любых интересов правообладателя.

Пунктом 2 ст. 49 Закона об авторском праве установлена возможность применения в сфере авторских прав специфического способа защиты.

2.2. Способы гражданско-правовой защиты авторских прав.

В соответствии со ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» обладатели исключительных авторских прав вправе требовать от нарушителя:

1) признания прав;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

3) прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу
его нарушению;

4) возмещения убытков;

5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения
авторских прав;

6) выплаты компенсации в определенных законом пределах.
Указанные способы защиты не исчерпывают собой всех возможных

мер, к которым может прибегнуть потерпевший для защиты своих авторских прав и охраняемых законом интересов

Следует учитывать, что помимо способов защиты авторских прав в их точном смысле действующее авторское законодательство предусматривает возможность применения к нарушителям некоторых дополнительных санкций. Так, согласно п. 2 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» помимо возмещения убытков, взыскания незаконного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских прав взыскивает штраф в размере, 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца. При этом сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

Обратимся к анализу конкретных гражданско-правовых способов защиты авторских прав.

а) Признание авторских прав. Необходимость в данном способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица авторского или смежного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Зачастую неопределенность авторского или смежного права приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование.

Признание права авторства как раз и является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению.

Признание права как средство его защиты по самой своей сути мажет быть реализовано лишь в юрисдикционном порядке, но не путем совершения истцом каких-либо самостоятельных односторонних действий. Требование истца о признании права обращено не к ответчику, а к суду, который должен официально подтвердить наличие или отсутствие у истца, данного права. В большинстве случаев требование о признании авторского права является необходимой предпосылкой применения иных предусмотренных законом способов защиты. Например, чтобы взыскать убытки, связанные с незаконным использованием произведения, истец должен доказать, что он обладает авторским правом на это произведение.

б) Восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
Данный способ защиты применяется в тех случаях, когда нарушенное
авторское или смежное право в результате правонарушения не прекращает
своего существования и может быть реально восстановлено путем
устранения последствий правонарушения. Например, автор, обнаруживший,
что в ходе подготовки его произведения к опубликованию или в процессе его
использования в него внесены не согласованные с ним изменения, может
потребовать восстановления произведения в его первоначальном виде.

В тех случаях, когда произведение уже обнародовано и стало известно неопределенному кругу лиц, восстановить нарушенные авторские права в полном объеме уже практически невозможно. Для защиты своих нарушенных интересов и частичного восстановления, прав автор может потребовать публикации сведений о допущенном нарушении.