Смекни!
smekni.com

Иск как средство защиты (стр. 4 из 6)

Необходимость разграничения основания иска на две его части: юридическую и фактическую обусловлена еще тем, что при решении вопроса о допустимости изменения основания иска важно знать, какая из составляющих его частей подлежит изменению.

Содержание иска как требования о защите субъективного права или охраняемого законом интереса раскрывается и полностью исчерпывается несколькими его элементами. ГПК РФ называет среди них только предмет и основание.

Предмет иска как элемент его содержания характеризует иск с точки зрения того, конкретно требует, чего добивается истец от суда. Например, истец просит суд восстановить его на работе и взыскать заработную плату за время вынужденного прогула либо расторгнуть договор купли-продажи и взыскать с контрагента понесенные в связи с этим убытки, или признать сделку недействительной. В указанных случаях восстановление, взыскание, расторжение, признание представляют собой предусмотренные законом способы защиты нарушенного (оспоренного) права или законного интереса.

Основание иска как элемент его содержания отвечает на вопрос, на основании чего, т.е. каких фактов и закона, истец просит о защите субъективного права или охраняемого законом интереса. Например, прокурор – процессуальный истец, ссылаясь на ст.69 СК РФ и факт злоупотребления матерью ребенка родительскими правами, просит суд лишить ее родительских прав.

Некоторые авторы выделяют еще один элемент иска, которым являются стороны. Стороны как элемент иска раскрывают его содержание с точки зрения того, кто и в чьих интересах ищет защиту, и того, кто отвечает по иску[17].

Таким образом, значение элементов иска состоит в том, что каждый из них необходим, а вместе они достаточны для индивидуализации иска, т.е. определения его тождества; решения вопроса о возможности изменения иска в процессе его судебного рассмотрения; определения предмета доказывания по делу; определения состава участвующих в деле лиц; определения возможности объединения нескольких исков в одном производстве.

III. Понятие, виды и значение тождества исков.

Действующее процессуальное законодательство не содержит легального определения тождественных исков. Между тем такое понятие необходимо при решении практических вопросов, связанных с правом на предъявление иска, изменение иска, правом суда на выход за пределы заявленных исковых требований.

В учебной литературе о тождестве иска упоминается при исследовании элементов иска и выяснении их значения. Причем само понятие тождественных исков (тождественных дел) при этом не раскрывается, хотя и обращается внимание на его практическое значение в связи с реализацией права на предъявление иска (возбуждение гражданского дела)[18].

Тождества иска или исков между собой определяется путем сравнения его (их) элементов: предмета, основания. Необходимо при этом различать два вида тождеств: внутреннее и внешнее.

Под внутренним тождеством понимается тождество первоначально заявленного и измененного в ходе судебного разбирательства иска. Данный вид тождества называется внутренним потому, что сравниваются (сопоставляются) элементы одного и того же иска в разных его положениях. Внутреннее тождество устанавливается путем сравнения элементов иска, которые были ему присущи в момент предъявления его в суд, с элементами того же иска, находящегося на любом из последующих этапов или стадий процесса по конкретному юридическому делу. Кроме того, внутреннее тождество иска определяется сопоставлением его элементов с содержанием судебного решения. Такое сравнение необходимо для того, чтобы выяснить, на ту ли просьбу заинтересованного лица дан ответ в судебном решении. Исключения из этого правила, когда суд может, не дожидаясь предъявления иска заинтересованным лицом, разрешить по своей инициативе материально-правовой спор, немногочисленны и прямо предусмотрены в законе (например, п.2 ст.24 СК РФ).

Поскольку истец, а в некоторых случаях также суд имеют право на изменение иска в процессе судебного разбирательства (ст.39, ч.3 ст.196 ГПК РФ), то критерием сохранения иском своего тождества в случае его изменения является неизменность того субъективного права или охраняемого законом интереса, средством зашиты которого являлся первоначально заявленный иск. В связи с этим изменение в процессе судебного разбирательства дела элементов иска: предмета и основания не влечет за собой нарушение его внутреннего тождества до тех пор, пока объектом исковой защиты остается первоначально указанное истцом субъективное право или охраняемый законом интерес.

Например, истица, предъявляя иск о расторжении брака, мотивирует свое требование тем, что ответчик систематически приходил домой в нетрезвом состоянии, постоянно сквернословит и избивает ее, вследствие чего дальнейшая совместная жизнь с ответчиком невозможна. Нарушение внутреннего тождества заявленного иска возможно в двух случаях:

а) если истица, проживающая совместно с ответчиком в жилом помещении по договору социального найма (ст.672 ГК РФ) в процессе рассмотрения дела вместо расторжения брака заявит просьбу о выселении ответчика в связи с невозможностью совместного с ним проживания;

б) если суд (судья) вынесет решение не о расторжении брака, о чем просила истица в исковом заявлении, а о выселении ответчика с занимаемой площади по указанным причинам.

Иск о расторжении брака и иск о выселении ответчика за невозможностью совместного с ним проживания нетождественны по основанию и предмету. Юридическим основанием первого иска является субъективное право истицы на развод, т.е. прекращение брачного правоотношения, и ст.16, 21, 22 СК РФ. Юридическим основанием второго иска – субъективное право истицы на пользование жилым помещением без помех со стороны иных лиц, а также ст.672 ГК РФ и ст.98 ЖК РФ. Из этого следует, что предметом иска о расторжении брака является прекращение брачного правоотношения с ответчиком, а предметом иска о выселении – прекращение или изменение жилищного правоотношения с ответчиком.

Нет сходства и по фактическому основанию. Таковым в иске о расторжении брака являются факты, свидетельствующие о невозможности совместного проживания супругов и сохранения семьи (п.1 ст.22 СК РФ), а в иске о выселении – факты, свидетельствующие не только о невозможности совместного проживания супругов на одной жилой площади, но и о безрезультатности применения к ответчику мер государственного или общественного воздействия (ч.1 ст.98 ЖК РФ).

Практическое значение понятия «внутреннее тождество иска» состоит в том, что оно позволяет, во-первых, определить границы изменения иска в процессе судебного разбирательства, т.е. тот предел в изменении внутренней структуры (содержании) иска, выход за который по действующему законодательству запрещен. Данный запрет объясняется тем, что ст.39 ГПК РФ предоставляет истцу право лишь на изменение иска, но не замену его другим. Во-вторых, указанное понятие позволяет определить границы судебного исследования фактов и правоотношений, в силу чего суд (судья) обязан дать в своем решении ответ именно на то требование, которое было заявлено истцом, исследовать лишь те факты и правоотношения, которые относятся к заявленному иску. В соответствии с принципом диспозитивности суд не вправе разрешать дела по незаявленным искам. Исключения из этого правила немногочисленны и прямо предусмотрены законом.

Таким образом, институт внутреннего тождества иска обеспечивает сохранение процесса, возникшего по гражданскому делу, в неизменном виде. В случаях нарушения истцом или судом внутреннего тождества иска решение суда подлежит отмене по мотиву его незаконности и необоснованности (ст.39, ч.3 ст.196, п.1, 3, 4 ст.362 ГПК РФ)[19].

Второй вид тождества называется внешним. Указанный вид тождества исков получил название внешнего потому, что сравнению подлежат элементы не одного и того же, а разных исков. Под внешним тождеством понимается совпадение (сходство) элементов заявленного иска с элементами иска, который либо уже рассмотрен судом (общим, арбитражным, третейским) по существу, о чем свидетельствует вступившее в законную силу судебное решение или определение об утверждении мирового соглашения сторон; либо находится на рассмотрении соответствующего суда. Сравниваемые иски признаются тождественными при условии полного (абсолютного) совпадения (сходства) их элементов: предмета и основания.

Практическое значение понятия «внешнее тождество исков» заключается в том, что оно является юридическим инструментом, с помощью которого реализуется законодательный запрет на повторное рассмотрение одних и тех же исков. Повторное рассмотрение одних и тех же требований запрещается законом, чтобы избежать вынесения противоречивых судебных постановлений по одним и тем же делам. Таким образом, выявление внешнего тождества исков преследует цель: воспрепятствовать возникновению тождественного процесса по уже рассмотренному либо находящемуся на рассмотрении суда иску. Указанная цель определяет характер правовых последствий обнаружения судом внешнего тождества исков.

1. Если внешнее тождество будет обнаружено судьей в момент обращения заинтересованного лица в суд, т.е. до возбуждения гражданского дела, судья обязан отказать в принятии тождественного иска, внешней формой которого выступает исковое заявление (п. 2, 3 ст.134 ГПК РФ), либо возвратить исковое заявление (п. 5 ст.135 ГПК РФ).