Смекни!
smekni.com

Объективная сторона преступления 3 (стр. 3 из 11)

Как уже отмечалось, в уголовно-правовом смысле действие обладает также социальными и правовыми признаками, а именно общественной опасностью и противоправностью. Поэтому не является действием в уголовно-правовом смысле совершение запрещенного уголовным законом поступка, но в силу малозначительности не представляющего общественной опасности[10], например тайное хищение карандаша или нескольких листков бумаги (кража) одним студентом у другого.

Также не признается уголовно наказуемым действие, признаваемое общественно опасным с точки зрения социальной оценки, но не предусмотренное уголовным законом и потому не обладающее признаком уголовной противоправности[11].

Формы общественно опасного действия могут быть разными. Чаще всего закон предусматривает физическое воздействие на охраняемый законом интерес (объект преступления). Действие может выражаться в символических жестах, например при оскорблении, или в словах (публичные призывы к насильственному захвату власти). Или, к примеру, по одному из уголовных дел суд признал С. виновным в убийстве потерпевшего Т., которое было совершено им следующим образом: угрожая ножом Т., С. не давал ему возможности выйти на берег из затопленного водой карьера до тех пор, пока тот не утонул[12]

При совершении уголовно наказуемого действия субъект может использовать различные орудия, механизмы, технические процессы, животных или даже других людей, используя их невменяемость, малолетство или неосведомленность о реальной ситуации.

Те случаи, когда субъект преступления использует животных, например, специально обученных собак, других людей при отсутствии признаков соучастия, механизмы и т. п. для совершения преступного деяния, в доктрине уголовного права называют посредственным причинением. При посредственном причинении используемые животные или люди представляют собой как бы орудия исполнения преступной воли виновного. Поэтому, если кто-либо натравит собаку на другого человека и последний будет покусан с причинением вреда здоровью определенной степени тяжести, хозяин собаки будет считаться совершившим уголовно наказуемое действие и причинившим соответствующий вред, т. е. исполнителем преступления.

Использование других людей в качестве орудия совершения преступления возможно в тех случаях, когда последние или не способны понимать значение совершаемых действий и отдавать в них отчет (невменяемые, малолетние), или в силу заблуждения, вызванного обманом, ошибкой, не осознают факта использования из как орудия чужой воли. Например, преступник подговаривает невменяемого совершить поджог или предлагает ребенку напугать дядю заряженным ружьем, в результате чего происходит убийство. Возможны случаи, когда, введя в заблуждение вменяемое и ответственное лицо, преступник его руками совершает преступление, например, дает фальшивые деньги для обмена на иностранную валюту или, утверждая, что ружье заряжено холостым патроном предлагает в шутку выстрелить в кого-либо. Следует правда отметить, что в первом случае обманутое лицо не несет ответственности, поскольку не сознавало, что денежные купюры фальшивые. Во втором случае лицо несет ответственность за причинение смерти по неосторожности[13], так как оно должно было и могло проявить большую осмотрительность.

Субъект же, организовавший таким образом совершение преступления чужими руками, будет считаться исполнителем сбыта фальшивых денег в первом случае и умышленного убийства — во втором. Исполнителем преступления признается "лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом"[14].

Большое значение для уголовной ответственности имеет определение начального и конечного момента преступного действия. Определение этих границ в пространстве и времени позволяет решить ряд вопросов квалификации при разграничении отдельного преступления и множественности преступлений, определении длящихся и продолжаемых преступлений, решении вопроса о применении нового уголовного закона, акта об амнистии. Поскольку любое преступное действие характеризуется рядом признаков (физическое телодвижение; общественная опасность, противоправность), то с объективной стороны начальным его моментом будет тот момент, с которого оно обладает всеми этими признаками. Такое определение начала преступного действия относится к умышленным преступлениям.

В преступлениях, совершаемых по неосторожности, началом преступного действия следует считать нарушение определенных правил безопасности, создающее угрозу причинения предусмотренного законом вреда. Эта особенность преступлений, совершаемых по неосторожности, объясняется тем, что неосторожные действия признаются преступными только в связи с причинением или созданием реальной возможности причинения вреда.

Окончание преступного действия в умышленных преступлениях заключается в совершении последнего телодвижения, направленного на причинение преступного последствия, или происходит в момент отпадения одного из признаков преступного действия. Оно может быть результатом разных причин — наступления преступного последствия (например, смерти потерпевшего при убийстве), отказа лица от доведения преступного поведения до конца, а также пресечения последнего правоохранительными органами. Общественно опасное действие может прекратить свое существование и вследствие изменения уголовного закона (так называемой декриминализации деяния).

В преступлениях, совершаемых по неосторожности, окончание преступного действия совпадает с моментом наступления вредных последствий.

По протяженности преступного действия во времени в уголовно-правовой доктрине принято различать преступления: 1) одномоментные; 2) разномоментные, 3) продолжаемые; 4) длящиеся; 5) деяния с отдаленным результатом.

В одномоментных преступлениях происходит совпадение начала и конца деяния, например словесное оскорбление [15].

Вразномоментныхпреступлениях начало преступного деяния и его окончание не совпадают по времени. Действие носит протяженный во времени характер, например легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174 УК).

В продолжаемых преступлениях началом действия будет первый преступный акт, например похищение части имущества из помещения в случае, когда вынос имущества по частям имел место в течение одной ночи. Концом преступного действия в подобных случаях будет совершение последнего преступного акта.

В длящихся преступлениях началом действия будет акт нарушения уголовного закона, а концом — прекращение преступного состояния из-за явки с повинной, задержания виновного или прекращения условий, определяющих преступное состояние. Так, дезертирство (ст. 338 УК) начинается с самовольного оставления части в целях уклонения от прохождения военной службы, а заканчивается при возвращении в воинскую часть, добровольной явке в правоохранительные органы, задержании властями или отпадении условий, определяющих обязанность несения военной службы (болезнь, препятствующая несению службы, достижение возраста, не подлежащего несению военной службы).

В преступных деяниях с отдаленным результатом начальным моментом преступления является совершение первого акта действия, направленного на причинение общественно опасных последствии. Конечным моментом будет начало наступления последствий. Так, если виновный посылает посылку с отравленными конфетами, начальным моментом будет наполнение посылки отравленными конфетами, а окончанием действия будет употребление конфет адресатом.

Для применения амнистии необходимо, чтобы преступное деяние, а при причинении вреда и последствие, закончились до вступления в силу акта амнистии. Новый уголовный закон, если он не имеет обратной силы, не может применяться к деяниям, совершение которых полностью закончилось до его вступления в силу.

Определение момента окончания преступного действия имеет значение и для отграничения соучастия в преступлении от заранее не обещанного укрывательства преступника или орудий преступления или предметов, добытых преступным путем. Момент окончания преступного действия имеет значение и для определения места совершения преступления.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что действие это активная форма противоправного общественно опасного поведения человека существующая в реальном мире, включающую физическую, социальную, правовую составляющие и имеющая начало и конец.

Но ряд преступлений совершаются не действиями, а их противоположной формой – бездействием. Следующий вопрос и призван раскрыть для нас эту форму преступного деяния.

2.2 Преступное бездействие

В отличие от преступного действия, состоящего в активных поступках, телодвижениях, направленных на причинение вреда, бездействие состоит в пассивном поведении, в невыполнении действий, которые лицо должно было совершить.

В период уголовно-правового бездействия человек может действовать, но его действия являются нейтральными для уголовного права. Так, если диспетчер аэропорта вместо того, чтобы следить за показаниями радара и руководить взлетом и посадкой самолетов, вел телефонный разговор со своей знакомой, он бездействовал с точки зрения уголовного права. «Преступное бездействие — это не расплывчатое "опасное состояние" преступника, а конкретное поведение, имеющее определенные границы во времени и пространстве. Основными признаками преступного бездействия (как и действия) являются его общественная опасность и обусловленная ею противоправность, которые рассматриваются в конкретных обстоятельствах места, времени и обстановки совершения преступления»[16].