Смекни!
smekni.com

Правоохранительные органы 6 (стр. 33 из 97)

С практикой тех лет было покончено в конце 1853 г, когда после существенного кадрового обновления Верховный Суд СССР и высшие инстанции военных трибуналов стали заниматься исправлением роковых ошибок прошлого. 25 декабря 1958 г. состоялось принятие нового Положения о военных трибуналах, которое почти полностью исключило из подсудности этих судов дела о преступлениях, совершенных лицами, не состоящими на военной службе, и однозначно предусмотрело, что они должны при отправлении правосудия руководствоваться теми же законами, что и все остальные суды. Этот акт в 1980 г. подвергся лишь некоторым уточнениям, не носившим принципиального характера, и в значительной мере действовал до июня 1999 г.

Существенный поворот в судьбе судов, именовавшихся военными трибуналами, произошел в 1992 г. Президиум Верховного Совета РФ своим Постановлением "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР" от 28 декабря 1991 г. включил Военную коллегию, бывшую до этого частью Верховного Суда СССР, в состав Верховного Суда РФ, а вместе с этим соответственно перепод­чинил все военные трибуналы, расположенные на территории Российской Федерации и в группах войск.

21 апреля 1992 г. в связи с очередным изменением и дополнением Конституции РСФСР решено военные трибуналы именовать впредь военными судами, хотя в целом система (подсистема) таких судов осталась по-прежнему трехзвенной. Она состояла из военных судов основного звена (суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов), среднего звена (суды военных округов, флотов, групп войск и видов Вооруженных Сил РФ), а также Военной коллегии Верхов­ного Суда РФ.

В том же году произведена корректировка основной задачи военных судов. В ч. 2 ст. 19 Закона РФ "Об обороне" от 24 сентября 1992 г. (в настоящее время этот Закон издан в новой редакции) устанавливалось: "Правовую защиту военнослужащих, рассмотрение гражданских и уголовных дел в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляют суды". Это была существенная переориентация деятельности военных судов. Она означала отказ от установки на то, что военные суды — это прежде всего органы, призванные осуществлять борьбу с преступлениями. На передний план выдвинута более широкая задача — правовая защита военнослужащих.

Значительной вехой в истории российских судов стало принятие 23 июня 1999 г. Федерального конституционного закона "О во­енных судах Российской Федерации". Этот Закон, отменив Положе­ние о военных трибуналах 1980 г., еще в большей мере интегрировал военные суды в систему судов общей юрисдикции, сблизил с судами гражданскими, предусмотрел гарантии их самостоятельности и независимости при отправлении правосудия, в том числе от военного командования и его органов.

§ 3. Подведомственность военных судов

Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т.е. подведом­ственных этим судам, предопределяется преимущественно персо­нальными свойствами (признаками, особенностями) лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или администра­тивной) по приговорам (постановлениям) этих судов. Свойством (при­знаком, особенностью) такого рода является принадлежность лица

к военнослужащим,

к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие воен­ные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы),

либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими струк­турами (при определенных правовыми актами условиях — члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воин­ских частях или учреждениях).

Данное обстоятельство требует ясного представления о том, кого следует считать военнослужащими. Содержание понятия дан­ной категории государственных служащих Закон о военных судах четко не раскрывает. Не раскрывается оно исчерпывающе и в дру­гих законодательных актах, регламентирующих судоустройство, привлечение к уголовной или административной ответственности, а равно разбирательство гражданских дел. В настоящее время о нем можно судить по сказанному в двух законах — "О статусе военно­служащих" от 27 мая 1998 г. и "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. В ч. 1—3 ст. 2 ("Военная служба. Воен­нослужащие") последнего из них говорится:

"1. Военная служба — особый вид государственной службы, выполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Феде­рации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министер­ства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российс­кой Федерации, войсках гражданской обороны.., инженерно-техни­ческих и дорожно-строительных формированиях при федеральных органах исполнительной власти.., Службе внешней разведки Россий­ской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Россий­ской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации… и создаваемых на военное время специальных формированиях.

2. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

3. Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом…"

В соответствии с этим Законом (ст. 46) военнослужащим присваиваются воинские звания от рядового (матроса) до Маршала Российской Федерации.

С учетом этих сведений и следует рассматривать предписания ч.1 ст. 7 Закона о военных судах относительно того, какие конкретные категории дел могут рассматриваться военными судами.

К первой из них (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона) отнесены гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих либо граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Другими словами, речь идет о защите в военных судах военнослужащих и лиц, которые проходят военные сборы, от исходящих от военных органов и должностных лиц незаконных действий и решений. К данной категории дел можно отнести также дела (см. ч. 2 ст. 7 Закона), возникающие в связи с жалобами граждан, переставших быть военнослужащими (уволенных с военной службы) или окончивших прохождение военных сборов,на незаконные действия (решения) военных органов управления или должностных лиц, при условии, что обжалуемые действия (решения) состоялись в период прохождения такими гражданами военной службы либо сборов.

По правилам гражданского судопроизводства военные суды могут рассматривать также заявления военных прокуроров о несоответствии закону правовых актов (индивидуальных или нормативных), изданных органами военного управления, воинскими частями и учреждениями. Об этом прямо сказано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" от 27 апреля 1993 г. № 5.

Вторую категорию дел, подведомственных военным судам, образуют уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона). Эти дела составляют основную массу дел, рассматриваемых судами такого рода. Но это не значит, что в них подсудимыми могут быть только военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. В качестве подсудимых перед военными суда­ми довольно часто предстают и не военнослужащие. Такое считает­ся законным в случаях, когда речь идет:

• о групповых преступлениях, если хотя бы один из подсуди­мых является военнослужащим,

• о нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них под­судно военному суду;

• о преступлениях, совершенных во время прохождения воен­ной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с во­енными сборами;

• о всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Одновременно с рассмотрением уголовных дел военные суды, естественно, могут рассматривать иски о возмещении вреда, причи­ненного преступлением. Такие иски могут быть заявлены в военном суде независимо от того, кому причинен вред (гражданскому лицу или военнослужащему) и является ли причинителем такого вреда военнослужащий.

Закон о военных судах (ч. 6 и 7 ст. 7) относит к ведению эти судов также принятие решений по вопросам, возникающим при производ­стве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса. Они рассматривают жалобы на применение лицами, производящими до­знание, следователями или прокурорами заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление этими должност­ными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнос­лужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими реше­ния по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граж­дан, проходящих военные сборы. На них возложено и разбиратель­ство дел и материалов, связанных с ограничениями конституцион­ных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных перего­воров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновен­ность жилища.