Смекни!
smekni.com

Правовая природа процессульных решений, принимаемых следователем (стр. 4 из 14)

Целесообразность того или иного решения по делу находится в зависимости от момента расследования и обусловлена характером и содержанием информации, которой к этому времени следователь располагает. «В уголовном судопроизводстве, отмечает М.И. Бажанов, познание объективной действительности происходит по мере движения уголовного дела, причем процессуальные акты, следующие друг за другом, отражают этапы достижения объективной истины»1. Назначение акта, потребность в нем определяет его содержание и характер выводов. Например, постановление о возбуждение уголовного дела должно основываться не на исчерпывающей информации о событии преступления, а на том, что имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступлений ( ст. 140 УПК). Именно ограниченность объема сведений и

1 Бажанов М.И. Об истинности процессуальных актов в советском уголовном судопроизводстве. В сб.: Проблемы социалистической законности на современном этапе развития советского государства. Харьков. 1968. С.217.

19

потребность в их получении делают необходимым решение о возбуждении уголовного дела и проведение следственных действий, направленных на получение доказательственной информации.

3. Сущность принятия решения всегда состоит в выборе цели и адекватных средств для её достижения.

По труднообъяснимым причинам в уголовно процессуальной литературе сама сущность решения выбор цели и средств её достижения остается как бы в тени, а упор делается на форму решения правовой акт. Между тем, решению следователя всегда предшествует выбор, а вся сложность принятия решения и заключается в правильном, оптимальном выборе: возбуждать или не возбуждать уголовное дело, по какой статье Уголовного кодекса квалифицировать действия виновного, проводить ли обыск или к тому нет оснований и т.д.

П.А.Лупинская совершенно справедливо указывает: «Особенность решений в уголовном процессе состоит в том, что возможные средства достижения целей указаны в законе, а не самим лицом, принимающим решение»1. Цели процессуальных решений следователя определяются не произвольно, а выбираются из числа тех, которые указаны в уголовно-процессуальном законе.

То обстоятельство, что цели и средства их достижения определены законом, естественно, не исключает возможность выбора наилучшего, по мнению следователя, решения. Примеров тому можно привести множество. Так, следователь в зависимости от конкретной ситуации может выбрать то или иное следственное действие2, выполнять определенные следственные действия сам либо поручить их выполнение в порядке ст.38 УПК РФ органу дознания. Большой диапазон вариантов имеется у следователя при избрании меры пресечения и т.д.

1 Лупинская П.А. Указ.работа. С.473.

2 О выборе надлежащего следственного действия см.подробнее: Соловьев А.Б. Следственные
действия на первоначальном этапе расследования. М., 1995. С.13-22.


20

4. Принятие решения является важным итогом переработки информации. Как известно, основным содержанием деятельности следователя является получение, анализ, обработка и фиксация информации, использование её для принятия процессуальных решений в целях решения задач уголовного судопроизводства и достоверность информации на различных этапах расследования уголовного дела, необходимы лишь сведения о наличии признаков преступления, то к моменту окончания расследования весь предмет доказывания должен быть «обеспечен» всесторонней, полной и объективной доказательственной информацией.

Трудности, стоящие перед следователем на определенный момент расследования, заключаются в том, чтобы отобрать необходимую и достаточную информацию, систематизировать её, должным образом проанализировать с тем, чтобы с учетом ситуации и решаемой задачи на этом фундаменте принять законное и обоснованное решение.

Как было отмечено выше, в определении понятия решения следователя должна быть отражена специфика как процессуальных решений в целом, так и решений следователя, в частности.

П.А.Лупинская выделяет следующие черты, которые присущи всем процессуальным решениям, относящиеся и к решениям следователя:

- они выносятся только государственными органами и должностными
лицами, ведущими уголовное судопроизводство, в пределах их
компетенции. Решения следователя принимаются непосредственно
следователем, а также прокурором и начальником следственного отдела в
тех случаях, когда эти лица (прокурор и начальник следственного отдела)
сами проводят расследование;

- выражают властное веление органов государства (прокуратуры,
МВД), являются формой реализации своих (т.е. следователя) полномочий
и в качестве таковых порождают, изменяют или прекращают уголовно
процессуальные отношения;


21

- содержат ответы на правовые вопросы;

- выносятся в установленном законом порядке и выражены в
определенной законом форме1.

Особого разговора заслуживает утверждение, что решение следователя это акт. В каждом определении обозначается отношение определяемого

понятия к более широкому классу понятий (например, правосознание это

форма общественного сознания) и поэтому верно указание ряда авторов на то, что решение в уголовном судопроизводстве есть правовой акт. Кстати, большинство авторов, исследовавших данный вопрос, сходятся в утверждении о том, что решение следователя представляет собой акт правоприменительной деятельности (по мысли П.Е.Недбайло, индивидуальный акт применения права)2.

Подобное разъяснение еще не полностью объясняет суть термина, поскольку теперь нужно дать объяснение понятию «правовой акт» (правоприменительный акт).

Процессуальный акт определяется либо как действие того или иного участника процесса, закрепленное документом, либо только как документ, закрепляющий определенные действия. Но в том и другом случае речь идет, во первых, о письменном процессуальном документе и, во вторых, о непосредственном действии участника процессуальной деятельности, которое этим документом закрепляется.

Вероятно, такого рода рассуждения привели ряд процессуалистов (П.А.Лупинская, Ю.В.Манаев и др.) к выводу о том, что понятию «решение» в процессуальном значении этого слова имманентно присуща письменная форма выражения (постановление, определение, приговор). Так, Ю.В.Манаев пишет: «Процессуальное решение следователя, как и любой иной процессуальный акт, это письменный документ, который исходит от

1 Лупинская П.А. Решения в уголовном судопроизводстве. М., 1976. С.9-18. ! Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960, С.112.

22

представителей органов государственной власти, ведущих уголовный процесс»1.

Между тем тот факт, что определенная часть решений закрепляется в форме письменного документа или отдельной записи (например, санкции прокурора на обыск), не означает, что и все остальные решения имеют письменную форму. Представляется, что процессуальными (т.е. такими, которые предусмотрены и регламентированы уголовно процессуальным законом) являются не только решения следователя, которые облекаются в форму письменного документа (постановление, представление, обвинительное заключение и т.п.), но и те, которые таковую форму не имеют. Следователь и прокурор принимают в ходе производства по делу во много раз больше процессуальных решений, не оформленных письменно, чем письменных. Скажем, по окончании производства по делу закон (ст.215 УПК РФ) предписывает: признать следствие законченным, а собранные доказательства достаточными. Понятно, что в данном случае следователь на основе изучения материалов дела приходит к выводу и принимает соответствующее решение. Это носит процессуальный характер, поскольку прямо предусмотрено уголовно-процессуальным законом и лишь последствия этого решения выливаются в действия, которые оформляются соответствующими документами. Так, в приведенном случае после принятия решения (о том, что следствие закончено, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения) следователь обязан уведомить об этом обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и других предусмотренных законом лиц, ознакомить их с материалами дела, о чем составить соответствующий протокол (ст.216, 217, 219 УПК РФ ), а затем, если вывод следователя о достаточности оснований для предания обвиняемого суду не изменяется,

1 Манаев Ю.В. Законность и обоснованность процессуальных решений следователя. Волгоград. 1977. С.7.

23

он составляет обвинительное заключение (ст.220 УПК РФ). Сказанное дает основание для вывода, что в данном случае непосредственное решение следователя о необходимости закончить расследование по делу в письменную форму не облекается.

По мнению С.А.Шейфера, процессуальное значение решению следователя придает внешнее оформление в виде документа (постановление, повестка, телефонограмма и т.д.), что делает решение юридическим фактом1.

Соглашаясь в принципе с приведенным суждением, нужно, вместе с тем, сделать оговорку. Дело в том, что любое процессуальное решение следователя (т.е. то, которое предусмотрено и регламентировано уголовно процессуальным законом) представляет собой юридический факт и как таковое порождает возникновение, изменение или прекращение правоотношений лиц, вовлеченных в сферу судопроизводства. При этом одна часть решений следователя тотчас оформляется следователем в виде властно-распорядительного документа. Другая же часть решений следователя не имеет форму документа и предполагает необходимость проведения в дальнейшем определенных процессуальных действий, например, некоторых следственных. Последние, будучи выполненными, в соответствии с УПК оформляются в виде протоколов.