Смекни!
smekni.com

Доверительное управление имуществом (стр. 2 из 11)

Вышеуказанные акты относятся к случаям, когда управление третьим лицом устанавливается принудительно. Они не касались добровольного установления управления третьим лицом, когда собственник по тем или иным соображениям сам хочет передать свое имущество в управление третьего лица.

Непосредственным первым шагом нормотворчества в этом направлении стал Указ Президента РФ № 2292 от 24 декабря 1993 г. "О доверительной собственности (трасте)1". Он, с одной стороны, внес кардиналь­ные изменения в законодательство, никогда ранее не сталкивавшееся с регулированием доверительных отношений, с другой - оказался в известной степени проти­воречивым, ибо ориентировался на классическое англо-американское понимание траста как особой формы вещных прав - разделенной собственности.

Актуальность и необходимость принятия в декабре 1993 г. этого Указа, регламентирующего доверительные отношения по

поводу управления собственностью, не вы­зывает сомнений, но нужно отметить его неудачный ха­рактер, что явилось следствием быстроты его разработ­ки, не было даже попыток публичного обсуждения.

Концепция "доверительной собственности", принятая за основу в данном Указе, представляется весьма спор­ной. Я полагаю, она не только закладывает основы для безвозмездного раздаривания государственной собственности, но и препятствует широкому применению трас­та в сфере частных интересов.

Суть его заключается в том, что согласно Указу (п.3) собственник имущества, передавая его в траст, передает и все имущественные права на него, принад­лежащие ему в силу права собственности, некоему доверительному собственнику на "определенный срок" (причем этот срок в Указе не оговаривается). К это­му следует добавить, что после вступления в силу договора об учреждении траста учредитель не вправе давать доверительному собственнику какие-либо указания или иным образом вмешиваться в осуществление им его прав и исполнение обязанностей по договору (п.18). В этой связи предоставленное учредителю траста право проверить выполнение договора и получить все документы и сведения, предоставленные доверительным собственником в соответствии с законодательством государственным органам и суду, выглядит неубедительно, тем более что траст по мотивам недоверия и по любым другим основаниям может быть прекращен лишь по решению суда.

То есть, практически при учреждении траста собст­венник имущества автоматически утрачивает свое право собственности и какого-либо контроля за ее использованием, а восстановить его он сможет во всех слу­чаях только в судебном порядке. Прекращение траста по желанию сторон не допускается.

И, наконец, следует также отметить, что концепция доверительной собственности малопригодна для российского законодательства и по той причине, что объектом доверительного управления здесь могут быть не только вещи, но также права и иное имущество. Объ­ектом же права собственности (в том числе и права доверительной собственности) в соответствии с закрепленной на момент принятия этого Указа в российском законодательстве доктриной могли быть только вещи. К тому же расщепление правомочий собственника на одну и ту же вещь между двумя лицами (доверительный собственник использует имущество, а учредитель доверительной собственности извлекает из него выводу) порождает немало противоречий и вносит путаницу в гражданский оборот, чего гражданское законодательство нашей страны всегда стремилось избежать.

Новый Гражданский кодекс РФ предложил другую кон­цепцию - доверительное управление имуществом. Такое управление не влечет перехода права собственности на имущество от собственника к доверительному управляющему, а "расщепляет" это право; последний вправе осуществлять правомочия по владению, пользованию и рас­поряжению вверенным ему имуществом. А право собствен­ности остается принадлежащим собственнику.

Таким образом, за сравнительно короткий период времени российское законодательство столкнулось с двумя принципиально разными подходами в регулировании указан­ных отношений.

Концепция "доверительного управления имуществом" без утраты права собственности ее собственником, на мой взгляд, более точно отражает суть доверительных отношений применительно к существующим в нашей стране юридической практике и может быть описана в таких юридических формулах, которые могут быть без ломки всей имеющейся правовой базы встроены в систему уже действующих правоотношений.

1.2. Понятие доверительного управления имуществом

Исходные понятия о "доверительном управлении" со­держатся в первой части Гражданского кодекса РФ. Она содержит одну общую норму (п.4 ст.209) и упоминает некоторые отдельные составы, когда возникают отношения по доверительному управлению.

К ним относятся доверительное управление имуществом подопечного в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 38 ГК); гражданина, признанного безвестно отсутствующим (ст.42 и 43 ГК); совершеннолетнего гражданина, над которым назначено попечительство в форме патронажа (ст. 41 ГК). Часть вторая ГК завершила общую кар­тину регулирования этих отношений, введя главу 53. Кроме того, ею дополнен перечень случаев доверительного управления имуществом по основаниям, предусмотренным законом.

Вообще, под управлением чужим имуществом следует понимать инициативную самостоятельную деятельность управляющего, направленную на сохранение и приумножение объекта управления, а в отдельных случаях - и умень­шение или предотвращение убытков, которые могут быть вызваны любыми обстоятельствами. Эта деятельность мо­жет заключаться не столько в совершении действий, так сказать "охранного" характера, сколько в ведении дел своего клиента. Она может быть направлена не только на приобретение и приращение имущества, но и на осуществление определенных разумных расходов по его поддержанию в удовлетворительном состоянии и эксплуатации, уплату налогов, долгов, найм работников и т. п1. Эта деятельность не всегда носит предпри­нимательский характер, так как довольно часто направ­лена на извлечение прибыли (например, управление до­мом, являющимся частью наследственной массы).

Гражданский кодекс РФ содержит исходные положения, касающиеся понятия "доверительное управление имуществом".

К исходным положениям, характеризующим понятие "доверительное управление" относятся:

Во-первых, передача имущества в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности к доверительному управляющему, собственник остается прежним. Управляющий лишь осуществляет право­мочия собственника в тех или иных пределах, определенных договором и законом, а сам собственник в тех же пределах эти правомочия не осуществляет. При этом управляющий осуществляет функции в отношении имущества не в собственных интересах, а в интересах выгодопри­обретателя - собственника или указанного им третьего лица.

Это в основном и отличает понятие "доверительное управление имуществом" от понятия "доверитель­ной собственности".

Понятие "доверительной собственности", используе­мое в англо-американском праве, - это институт вещного права. Вещное право построено в тех же координатах, что и само право собственности и сопряже­но непосредственно с владением теми или иными объектами и осуществлением по отношению к ним всех право­мочий. А доверительное управление - обязательственное право. Это институт, который основан на том, что между лицами существует договор, и соответственно это­му договору у каждого из них возникают определенные права и обязанности. То есть институт доверительной собственности предусматривает передачу и права собственности. В качестве собственника провозглашается и вы­ступает на рынке только доверительный собственник. Другого "собственника" попросту нет, права прежнего собственника прекращаются. Но действовать "доверитель­ный собственник" должен не в своих интересах, а в интересах другого - выгодоприобретателя.

Во-вторых, доверительному управляющему предостав­ляется право совершения в отношении переданного ему имущества не только юридических, но и фактических действий, которые и составляют предмет договора дове­рительного управления имуществом. Этим доверительное управление отличается от такого института гражданского права, как поручение, который предусматривает совер­шение поверенным только юридических действий в интере­сах другого лица.

Еще одно положение - доверительное управление имуществом может существовать, когда оно предназначено для осуществления не разовых, а постоянных ("длящихся1") функций.

И еще один момент, относящийся к понятию "доверительное управление". Правовые нормы устанавливают доверительное управление именно имуществом. Его надо отличать от управления организациями, когда управление имуществом осуществляется лишь косвенно, через уставные органы управления организацией. Юридическая приро­да отношений здесь совершенно разная.

Также, необходимо отметить, что доверительный управляющий действует исключительно от своего имени, в отличие от того же договора поручения, где поверенный совершает действия только от имени поручителя. При этом закон обязывает доверительного управляющего указывать, что он действует в качестве такого управ­ляющего путем проставления пометок "Д.У." в письмен­ных документах после имени или наименования управляющего.