Смекни!
smekni.com

Доверительное управление имуществом (стр. 9 из 11)

2.5. Условия изменения и прекращения действия договора доверительного управления имуществом

Изменение отношений по доверительному управлению подчинено общим правилам. Имеется и специальная норма о передаче доверительного управления - статья 1021. При этом закон исходит из личного характера доверительного управления. Поэтому он, в частности, уста­навливает, что передача доверительным управляющим сво­их полномочий третьему лицу в принципе не допускается. Исключения возможны только в случаях, прямо пре­дусмотренных законом. Их то и устанавливает ст. 1021 ГК РФ.

Это либо согласие учредителя управления, либо осо­бые не терпящие отлагательства обстоятельства, когда необходимо совершить срочные действия в интересах учредителя или выгодоприобретателя, но при этом нет возможности получить указания учредителя в разумный срок.

Согласие учредителя должно быть отражено в письменной форме. Это либо текст договора о доверительном управлении имуществом, либо особый письменный до­кумент, исходящий от учредителя.

Этот перечень исключений исчерпывающий и расширению в конкретных договорах доверительного управления имуществом не подлежит.

В отношениях по изменению договора доверительного управления имуществом много общего с отношениями по передоверию (ст. 187 ГК). Основное отличие состоит в том, что доверительный управляющий даже после переда­чи управления продолжает нести ответственность за дей­ствия поверенного. Кроме того, поверенный совершает юридические и фактические действия с перешедшим к не­му имуществом от имени доверительного управляющего, а не от своего имени либо имени учредителя управления.

Что касается прекращения отношений по доверительному управлению, то перечень оснований для такого прекращения установлен статьей 1024 ГК. При этом так­же нужно отметить, насколько значим здесь личностный фактор. Любой юридический факт, который делает очевидным невозможность дальнейшего участия в договоре одной из сторон, а также выгодоприобретателя, служат основанием для его прекращения. Это и смерть гражда­нина, являющегося доверительным управляющим, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, признание индивидуального предпринимателя - доверительного управляющего несостоятельным (банкротом); и смерть гражданина, являющегося выгодоприобретателем или ликвидация юридического лица - выгодоприобретателя; а также признание несостоятельным (банкротом) гражданина - предпринимателя, являющегося учредителем управления.

Кроме того, в статье 1024 указываются три формы отказа от договора, которые ведут к его прекращению. К ним относятся:

а)отказ выгодоприобретателя от получения выгод по договору, если договором не предусмотрено иное;

б) отказ доверительного управляющего или учредите­ля управления от исполнения договора в связи с невозможностью для доверительного управляющего осуществлять свои обязанности лично. При этом последний не вправе требовать выплаты ему вознаграждения за весь срок.

в) отказ учредителя управления от исполнения договора по иным обстоятельствам, нежели невозможность исполнения договора доверительным управляющим лично. В этом случае управляющий вправе, при расторжении дого­вора, потребовать выплаты всей суммы причитающегося ему вознаграждения.

При отказе одной стороны от договора доверительного управления имуществом другая сторона должна быть уведомлена об этом не позднее трех месяцев до момен­та его прекращения, но договором может быть предусмотрено иное. Данное правило не распространяется на отказ от договора выгодоприобретателя.

Необходимо отметить, что помимо указанных в статье 1024 ГК РФ оснований прекращения отношений по доверительному управлению имуществом, переход права собственности на имущество, находящееся в доверительном управлении, так­же влечет за собой прекращение доверительного управле­ния на это имущество.

Если передаваемыми ценностями имущество, входившее в доверительное управление, не исчерпывается, само до­верительное управление не прекращается, просто некото­рые объекты выходят из его состава. Если эти ценно­сти составляют все имущество, входившее в доверитель­ное управление, доверительное управление вообще прекращается.

Таким образом, все основания прекращения отношений по доверительному управлению условно можно разделить на две группы. Одни из них прекращаются вследствие отказа одной из сторон от их дальнейшего развития. Эти отказы имеют свою определенную специфику, но, в при­нципе, они соответствуют общим требованиям, которые предъявляются к отказам от исполнения договора, предусмотренные ст. 450 ГК РФ.

Другую группу оснований составляют юридические фа­кты (события или действия), которые делают невозможным дальнейшее участие в договоре хотя бы одной из сторон.

Все эти основания прекращения еще больше подчеркивают личностный характер отношений по доверительному управлению имуществом.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ДОГОВОРА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ

3.1. Ответственность доверительного управляющего перед уч­редителем управления и выгодоприобретателем

Рассматривая вопрос об ответственности сторон в договоре доверительного управления имуществом, необ­ходимо различать ответственность сторон по отноше­нию к третьим лицам (в так называемых внешних отношениях1) и ответственность между участ­никами договора (в так называемых внутренних отношениях2). Сначала рассмотрим ответственность во "внутренних" отношениях. Она носит договорный характер и касается ответственности сторон договора друг перед другом.

Ответственность доверительного управляющего перед учредителем и выгодоприобретателем предусмотрена в п. 1 ст. 1022 ГК РФ. Указанная норма предусматривает, что если доверительный управляющий не проявил при до­верительном управлении должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, на­рушает их интересы, ненадлежащим образом исполняет свою обязанность по доверительному управлению вверенным ему имуществом, он несет перед учредителем управления и выгодоприобретателем ответственность в форме возмеще­ния убытков.

Причем ответственность доверительного управляющего перед выгодоприобретателем ограничивается упущенной выгодой за время доверительного управления имуществом, так как выгодоприобретатель, не являясь собственником переданного в доверительного управление имущества, мо­жет понести убытки только в части не полученной им выгоды. Учредитель же управления, вверивший свое имущество доверительному управляющему, может понести убытки и в виде реального ущерба. Поэтому учредителю управления возмещаются убытки, причиненные утратой или повреждением его имущества, с учетом его естественно­го износа. В случае, когда доверительное управление имуществом учреждается в пользу самого учредителя управления, ему возмещается не только реальный ущерб, но и упущенная выгода. При определении размера причиненных убытков необходимо руководствоваться ст. 15 и ст. 393 ГК РФ.

Ответственность доверительного управляющего являющегося предпринимателем, основывается на началах риска (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Он несет ответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления.

Нельзя не отметить здесь некоторую противоре­чивость. С одной стороны, речь идет об ответственности доверительного управляющего за отсутствие должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учре­дителя управления, то есть о виновной ответственности. С другой, имеется норма, согласно которой доверительный управляющий освобождается от ответственности только при наличии обстоятельств непреодолимой силы либо соответствующих действий выгодоприобретателя или учредителя управления, то есть об ответственности без вины.

Таким образом, ответственность доверительного управляющего перед учредителем управления и выгодоприобтателем является повышенной, поскольку она простирает­ся до пределов непреодолимой силы, что означает, что управляющий отвечает за убытки, как возникшие по его вине, так и в силу случая. Например, если убытки имуществу причинены по вине транспортного пред­приятия, осуществляющего транспортировку имущества, находящегося в доверительном управлении; по вине храни­теля имущества или депозитария, осуществляющего хране­ние сертификатов ценных бумаг и т. п.

Таким образом, закон исходит из того, что доверительный управляющий имеет статус профессионального предпринимателя, и в связи с этим на него распространяется общее правило о повышенной ответственности предпринимателя (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Для того, чтобы освободиться от ответственности, доверительному управляющему необходимо доказать, что убытки возникли по вине учредителя или выгодоприобретателя, либо в результате воздействия непреодолимой силы. Например, причиной утраты или повреждения имущества могут быть неправильные указания учредителя об условиях хранения и эксплуатации имущества, передача имущества в повре­жденном состоянии, что привело к его гибели (утрате), и т. п. Примером обстоятельств непреодолимой силы, ставших причиной убытков для собственника имущества, находящегося в доверительном управлении, могут быть природные стихийные явления и некоторые обстоятельства общественной жизни, в том числе запрети­тельные акты государственных органов (запрет осуществ­ления операций с отдельными видами ценных бумаг, запрет осуществления коммерческих операций с отдельными странами в силу международных санкций и т. д.). Для того, чтобы освободиться от ответственности за причи­нение убытков в силу п. 1 ст. 1022 ГК РФ, доверительный управляющий, во-первых, должен сослаться на неправомерные действия выгодоприобретателя или учредите­ля управления, либо на обстоятельства, квалифицируемые как непреодолимая сила (подтвердить, что они имели место), а во-вторых, должен доказать причинную связь между указанными действиями (обстоятель­ствами) и вредом.