Смекни!
smekni.com

Цвик В. Л. Журналист с микрофоном (стр. 6 из 9)

Четвертый подход ориентирован на создание ясной и сбалансиро­ванной картины «локального конфликта», его истоков и возможных пу­тей разрешения. Это самый трудный путь, требующий предельной объек­тивности и, если угодно, филигранного профессионального мастерства.

Часто можно услышать, что тот или иной конфликт застал нас врасплох. В этих случаях, скорее всего, пресса не заметила ситуации, при которой одна часть общества (национальное меньшинство) вступила в противоре­чие с другой. Опережающее освещение проблемы, возможно, помогло бы разрешить ее в рамках закона.

Циничным можно назвать мнение о том, что любой конфликт в конце концов будет забыт или вытеснен с газетных полос, из радиопрограмм другим конфликтом. Мы не имеем права привыкать к тому, что несет горе людям, не имеем права сообщать об этом как об обыденном явлении на­шей жизни.

При освещении этнических конфликтов надо очень строго относиться к каждому слову, определению. Американские журналисты никогда не ска­жут «черный» (эвфемизм: «темнокожий»), а мы где надо и где не надо поминаем «лиц кавказской национальности»!

На всех радиостанциях существует твердое правило: к освещению бое­вых действий, этнических конфликтов привлекаются специально подго­товленные журналисты. А вот освещать чрезвычайные происшествия приходится практически всем. Невозможно запланировать ЧП и заблаго­временно послать к месту происшествия репортеров. Получив сообщение о пожаре, взрыве бомбы, захвате заложников, прежде всего, надо как можно скорее добраться до места происшествия. Если потребуется про­должительный репортаж в прямом эфире, станция вьвделяет радиоавто­мобиль, договаривается о пропуске и разрешении на парковку. На редак­ционных летучках приходится слышать жалобы на то, что шофер отказал­ся остановить автомобиль в неположенном месте, под запрещающим зна­ком, и поэтому эфирный материал оказался неполноценным. Что ж, води­теля тоже можно понять, но проблема решается при своевременном кон­такте с дорожной инспекцией.

Репортеру важно знать, когда и какого рода материал ждут от него в редакции. Самый эффектный звуковой фрагмент теряет свою ценность, если опаздывает ко времени выхода в эфир. Поэтому важно постоянно находиться на связи с выпускающим редактором. При отсутствии теле­фонной связи, редакция передает необходимые указания на пейджер ре­портера.

Прибыв на место происшествия, оцените обстановку. Сразу же свя­житесь с присутствующими здесь представителями правоохранительных органов (во время продолжительных ЧП — пожаров, захвате заложников — на месте происшествия присутствуют офицеры пресс-служб пожарной охраны, МВД, ФСБ, в контакте с ними вам и следует работать).

Наговорите и запишите на портативный магнитофон свои первые впе­чатления. Затем запишите звуковой фон, который потом можно будет на­ложить на дикторский текст. Эта запись должна занять минимум 2 мину­ты, но может быть дольше, если вы слышите взрывы, вой сирен и другие характерные шумы.

В толпе любопытных постарайтесь найти свидетелей происшествия, которые могут доходчиво или эмоционально рассказать о нем. Не забудь­те попросить очевидца назвать себя или сами занесите в блокнот его имя. Однако не спешите использовать данную запись, прежде проверьте дос­товерность сказанного. Всегда помните слова: «Никто так не ошибается, как очевидцы», что происходит отнюдь не по злому умыслу последних.

Не следует мешать аварийным службам делать свое важное дело. Не злоупотребляйте «убийственным», на ваш взгляд, аргументом: «Вы вы­полняете свои обязанности, а я свои!» Попытайтесь расспросить пожар­ного или милиционера, не занятого в этот момент работой.Есть смысл пообщаться с другими репортерами, освещающими собы­тие, обменяться с коллегами официальной информацией с тем, чтобы все СМИ представили дело с одинаковых позиций. Конечно, если вы стали обладателем эксклюзивной информации, то это ваша удача и делиться ею не следует. Точно так же оценка фактов, их комментарий — сугубо инди­видуальное дело каждого журналиста.

Хорошо, если радиослушатели услышат ваш первый репортаж, как только вы окажетесь на месте драматического события. Для этого можно воспользоваться мобильным телефоном, но, к сожалению, отечественная телефонная связь такова, что переданные таким образом материалы на профессиональном жаргоне вполне справедливо называют «хрипушками». Значительно лучше качество звука обеспечит специальный радиоав­томобиль с УКВ-передатчиком.

Если происходит что-то очень важное, передавайте или записывайте свой репортаж экспромтом. В других случаях делайте пометки в блокноте, но так, чтобы потом вы смогли разобрать собственный почерк.Если рассказ о событии включают в прямой эфир, внимательно вслу­шивайтесь в вопросы, которые задает ведущий. Если чего-то не знаете, не пытайтесь домысливать, фантазировать — честный ответ всегда лучше.

Возвратившись в редакцию, получите записи всех ваших сообщений с места происшествия. Если речь идет о заслуживающем внимания собы­тии, вам понадобится наговорить еще один или несколько материалов, которые должны существенно отличаться от предыдущих по уровню ос­мысления, чистоте обработки. Здесь важно прослушать все записи, чтобы отобрать наиболее интересные звуковые фрагменты. Теперь у вас есть возможность спокойно написать сценарий, смонтировать «пакет», вклю­чая собственный текст. Не следует включать те фрагменты, которые мо­гут устареть ко времени выхода в эфир. Помните: чем больше радиослу­шателей почувствует себя участником события, тем лучше.

Сообщив аудитории важную новость, не давайте ей скоро забыться, по возможности держите слушателей в курсе событий.

Глава четвертая.

Некоторые советы по подготовке тематических радиопрограмм

Жанрово-тематические особенности программ большинства радио­станций определяются ориентацией на группы населения, дифференци­рованные по возрастному, социально-экономическому или этническому признаку. Обычно радиослушатели не задумываются, к какому профилю относится любимая.станция. Но для радиожурналистов — это исходный вопрос их творчества.

Могут существовать (и уже существуют в России) десятки радиостан­ций различных профилей, но все они относятся к одной из трех основных категорий: музыкальные, информационные или специализированные.

Станции музыкального профиля наиболее распространены среди ком­мерческих радиостанций. Существует множество вариантов таких стан­ций, ориентированных на различные возрастные группы и отдающих пред­почтение тому или иному музыкальному стилю в своих программах (рет­ро, джаз, классический рок, кантри, классическая музыка, современные хиты и т.д.).

Среди информационных станций, кроме чисто новостных, на Западе широкое распространение получили станции, ориентирующиеся только на выпуск в эфир всевозможных ток-шоу. Последние передают различ­ного рода интервью с привлечением слушателей, звонящих по телефону либо прямо в эфир, либо попадая в своеобразное «сито» редакционных работников, отбирающих наиболее интересные вопросы, реплики, пред­ложения. Подобный прием работы весьма популярен на российских, по преимуществу, молодежной ориентации, коммерческих станциях, однако, пожалуй, ни одна из них не специализируется исключительно на ток-шоу.

Специализированные станции ориентированы на этнические, рели­гиозные группы или группы слушателей, объединенные, как принято го­ворить, по интересам (автомобилисты, спортивные болельщики и т.д.)

Разумеется, множество российских радиостанций работают по сме­шанному признаку: информационно-музыкальный «Маяк», использую­щее все тематические профили «Эхо Москвы» и т.д.

Определение профиля станции является первым решающим шагом для разработки стратегии подготовки программ, организации работы все­го коллектива и каждого журналиста в отдельности.

Наиболее популярные музыкальные станции уже заняли свою нишу на существующем радиорынке. Практически все однотипные станции рабо­тают с одним и тем же музыкальным материалом. Хорошо подобранный репертуар и частота повторений отдельных записей вполне могут при­влечь внимание слушателей. Для определения оптимальных параметров этих простых, на первый взгляд, «инструментов» в работе радиожурнали­стов музыкальных редакций используются телефонные или групповые опросы слушателей, создаются вполне научные базы данных. Все более в практику музыкальных станций входят компьютеры для определения ра­циональной частоты повторений записей тех или иных музыкальных но­меров.

Один из «секретов» популярности музыкальной радиостанции — удач­ный подбор дикторов-ведущих, работающих в прямом эфире. Чаще их на­зывают «диск-жокеями» или «ди-джеями». Их основные обязанности:

представление радиослушателям музыкальных записей и программ, зачитывание рекламных текстов и программных объявлений, включая сводки погоды и условия движения на дорогах. Нередко дикторы-ведущие могут подменять музыкальных редакторов или готовить рекламные и другие объявления.

К примеру, молодежная радиостанция «106,8 РМ» неожиданно для всех ворвалась в число лидирующих, потеснив самое модное доселе радио «Максимум», признанного мэтра так называемой рейв-культуры. Конеч­но, в этом большую роль сыграло уточнение программной политики, от­каз от трансляции только клубной музыки «хаус», «техно», «транс», включение в программы современных хитов. Но к этому, безусловно, сле­дует добавить огромную популярность у молодых радиослушателей ди-джея Грува, певца, журналиста и просто талантливого человека.