Смекни!
smekni.com

Цвик В. Л. Журналист с микрофоном (стр. 8 из 9)

Важный момент избирательной кампании — предвыборные деба­ты, которые всегда проходят в прямом эфире. Роль журналиста-веду­щего здесь чрезвычайно сложна и ответственна. С одной стороны, он не имеет права на какую бы то ни было пристрастность к одному участнику дебатов в ущерб другим. С другой стороны, если радиоведущий самоуст­ранится, в проигрыше окажутся не только радиослушатели, но и участни­ки дебатов. Представляя интересы аудитории, электората, общества, жур­налист должен действовать крайне осторожно, взвешенно, спокойно и продуманно. В радиодебатах обычно задействованы самые опытные ра­ботники станции, обладающие высочайшим профессиональным мастер­ством.

Можно посоветовать также поощрять участие слушателей, повышать их интерес, используя для этого звонки на радиостанцию, приглашение в студию для участия в прямой радиопредаче. Однако здесь есть опасность пустой траты дорогого эфирного времени, если неподготовленным изби­рателям дать возможность задавать тривиальные или даже не касающие­ся существа дела вопросы.

Наконец, платная политическая реклама может содержать, как мини­мум, нереальные, невыполнимые обещания или, что значительно хуже, откровенную дезинформацию. От такой рекламы лучше отказаться, какие бы материальные блага она не сулила станции. Если же все-таки дезин­формация попала в эфир, у журналистов есть возможность достойным об­разом ее прокомментировать, и рекламодатель здесь не вправе предъяв­лять претензии.

Освещение избирательной кампании в какой-то мере сопоставимо с работой радиожуналистов в экстремальных условиях. Пока российские условия представляют журналистам достаточно возможностей для отта­чивания своего мастерства, ибо выборы различного уровня проходят у нас с завидной регулярностью. Но деятельность специализированных и смешанных радиостанций состоит не только из предвыборных дебатов. Поэтому рекомендуем некоторые советы по подготовке других тематических радиопрограмм, большинство из которых не требуют прямого эфира. Они готовятся в более спокойных условиях, обычно записываются на магнит­ную пленку, тщательно монтируются, широко используют разнообразную звуковую палитру изобразительно-выразительных средств радио.

В начале скажем несколько слов о жанрах, которые широко исполь­зуются не только в новостных программах, но могут существовать и в ви­де самостоятельных передач.

Комментарий облегчает слушателям выработку собственного мне­ния об актуальных событиях или проблемах. Он не может быть абсо­лютно объективным, так как передает суждения автора. Субъективный текст комментария требует, чтобы его читал сам журналист, соответст­венно, тон здесь эмоциональный, выразительный, темпераментный. Ком­ментатор должен убедить слушателей, и сделать это можно не только бла­годаря железной логике аргументов, но и доказательной манерой разго­вора, особыми интонациями рассказчика.

Однако помните, что в комментарии полемический тон не может воз­местить нехватку знания предмета. Хотя вполне рациональный подход к проблеме не исключает страстной позиции по защите демократических ценностей, высокой морали в частной жизни, общественной деятельности и в политической борьбе.

Если интервью становится не частью информационной программы, а самостоятельной радиопередачей, то в этом случае аудитории предлага­ется не результат журналистской работы, а сам ее процесс.

Напечатанный в газете перечень вопросов и ответов не дает всей ин­формации, которую можно получить при помощи акустических средств: тембра голоса, высоты звука, дикции, различных шумовых эффектов, па­уз и т.д. Что было сказано, можно прочитать, но сколько дополнитель­ной информации несет то, к а к это было сказано! Телевидение добавляет к этому видеоряд, еще более увеличивая акцент на том, как говорится, что нередко ведет к переносу значения с высказывания на высказываю­щегося. Следовательно, можно предположить, что именно радиоинтервью максимально раскрывает возможности этого широко распространенного общежурналистского жанра.

Но радиожурналисту всегда надо помнить, что интервьюируемый — главное лицо передачи, а он, журналист, лишь посредник между аудито­рией и человеком у микрофона. Часто журналисту хочется вмешаться в ответ, дополнить его, что-то уточнить, прокомментировать, сообщить соб­ственное мнение. Это допустимо, более того, желательно, но в передачах других жанров — беседе или дискуссии, где собеседники равноправны. В радиоинтервью опытный журналист успешно использует определенное самоограничение для достижения более важной задачи — максимального самораскрытия интервьюируемого лица и, стало быть, успеха всей пере­дачи.

Ход интервью журналист планирует заранее. Продумывается стратегия достижения цели, последовательность вопросов. Весь ход беседы мыслен­но моделируется, разумеется, с учетом того, что жизнь непременно внесет свои коррективы. И все же порассуждайте, какой ответ может последо­вать на такой-то вопрос? Как реагировать, если ответ будет уклончивым:

переспросить или переходить к следующему вопросу?

Существует ли схема вопросов на все типы интервью? Конечно, нет. Но специалисты советуют в первом вопросе оставлять широкий простор для ответа, а в последующих сужать тематику, чтобы углубить и уточнить информацию, осветить отдельные аспекты темы. Здесь уместен принцип — идти от общего к частному.

Необязательно задавать много вопросов. Вспомните совет Дейла Карнеги: «Побудите другого человека говорить о его интересах, о его делах. Слушайте внимательно, и вы доставите людям удовольствие. Вас сочтут хорошим собеседником, даже если вы говорили очень мало».

Для интервью эмоциональная атмосфера подчас не менее важна, чем содержание беседы. А следовательно, невербальная коммуникация — существенная часть радиоинтервью. Заинтересованный взгляд журналиста побуждает к продолжению разговора. Складки на лбу или скептическое выражение лица предупреждают, что сейчас последует критический вопрос. Нетерпеливо-настойчивым жестом репортер показывает, что хочет задать очередной вопрос, прервать затянувшиеся рассуждения собесед­ника.

В свою очередь жесты, выражение лица, манера поведения интервью­ируемого подскажут внимательному интервьюеру смущение собеседника, его нервозность, раздражительность, которые должны быть нейтрализо­ваны, развеяны. Если интервью включает неприятные для вашего гостя моменты, вы можете воспользоваться такой невербальной информацией для дальнейшего обострения беседы. Но не относитесь к интервьюируе­мому как к противнику, какую бы «жесткую» тему вы ни обсуждали. Де­ликатность, корректность, умелое использование эвфемизмов обязатель­ны в любом случае. Вы работаете для радиослушателей, а не для того, чтобы «выставить» опрашиваемого в негативном или позитивном свете. Если вы не получили исчерпывающих, интересных ответов, не спешите валить неудачу на собеседника, сначала спросите себя: а правильно ли я построил интервью, те ли вопросы задавал, вел ли себя, как следует?

Разновидностью интервью являются радиоопросы — краткие индиви­дуальные высказывания людей, отвечающих либо репортерам на улицах города, в других общественных местах, либо по телефону. Анонимность таких ответов нередко приводит к поразительной откровенности. И хотя радиоопросы редко бывают репрезентативны, они подчас точнее любых социологических исследований отражают общественное мнение по тем или иным актуальным проблемам.

Обычно для передачи необходимо записать не менее 20 ответов. По­следующее будет зависеть от грамотного монтажа: здесь важны контраст­ность голосов и содержания ответов. Правда, при монтаже велика опас­ность манипулирования, что в сочетании с социологической непрезентативностью приводит к тому, что этот жанр чаще используют как развле­кательный элемент вещания.

Иногда телефонные опросы используют во время передачи для того, чтобы узнать реакцию слушателей на полученную информацию. Это — одна из форм мгновенной обратной связи, своеобразная разновидность социального общения станции и аудитории, журналиста и его слушате­лей, а также слушателей между собой.

Радио — непревзойденное по оперативности средство информации. Некоторый недостаток аналитичности легко восполняется таким популяр­ным элементом вещания, как обзоры печати. А если учесть, что такие об­зоры нередко предлагают слушателям в вечернем и ночном эфире, сообщая о публикациях завтрашних газет, то в этом случае и фирменная оперативность радиовещания ничуть не страдает.

Задача обзора печати состоит в том, чтобы дать всесторонний спектр мнении, привлечь внимание аудитории к наиболее важным или наиболее интересным проблемам. Основу обзора печати составляют цитаты, кото­рые следует давать по оригинальному газетному тексту, а не в изложении. Когда речь идет о зарубежной прессе, следует указывать политическое направление газеты, поскольку не все слушатели знакомы с иностранной печатью, а отношение к сказанному существенно зависит от того, чье это мнение: коммунистов, либералов или клерикалов.

Составляя обзор печати, журналист стремится дать широкий спектр мнений, используя значительное количество разнообразных периодиче­ских изданий. В любом случае, по каждой из актуальных проблем жела­тельно привести несколько цитат.

Обзор печати — одна из распространенных разновидностей обзорных передач, тематических программ, использующих все или почти все ра­диожанры для подробного изложения проблем, событий, фактов и мне­ний, относящихся к тому или иному разделу вещания. Обозрения могут быть и информационно-публицистическими, и музыкальными, и театраль­ными и т.п. Учитывая достаточно продолжительный хронометраж этих передач, журналист-ведущий особое внимание уделяет «мостикам-связ­кам» между отдельными частями программы, добиваясь у зрителей цело­стного восприятия ее.