Смекни!
smekni.com

Журналистское расследование как особый жанр (стр. 14 из 21)

Проблема-2010 Невозможно выступать в роли пророка и называть конкретные даты. Однако стоит обратить внимание на одно существенное обстоятельство. Скоро Россия достигнет той степени экономической зрелости, при которой ей станет трудно оставаться страной с неразвитой демократией. Среди стран, у которых ВВП на душу населения превышает $12 тыс. по паритету покупательной способности, есть только три страны, имеющие индекс политических прав ниже наивысшей оценки, равной 1. То есть подавляющее большинство этих стран относится к странам с развитой демократией. В России ВВП по паритету покупательной способности сегодня приближается к $9 тыс. В течение 5—7 лет при условии продолжения экономического роста мы достигнем заветной планки в $12 тыс. Такое изменение экономики станет мощным толчком для изменения всех социальных структур общества. Россия по уровню своего экономического развития уже близка к тому рубежу, за которым, как показывает мировая практика, быстрое укрепление демократических институтов становится почти неизбежным. И если этот процесс возобновится в ближайшие годы, то и административные методы борьбы с коррупцией, предусмотренные недавно принятой концепцией административной реформы, дадут действенные результаты. Россия — нормальная страна, где бюрократия адекватно реагирует на возникающие стимулы. И снижение, и повышение коррупции, происходившее у нас в недавнем прошлом, вполне объяснимы в контексте опыта других стран. Поэтому можно надеяться, что и в будущем с точки зрения борьбы с коррупцией наша страна не превратится в уродливую международную аномалию.

Дедовщина закована в броню круговой поруки

Из года в год в Вооруженных силах растет число командиров, "укрепляющих" воинскую дисциплину с помощью мордобоя

2006-02-10 / Игорь Плугатарев

Дело рядового Сычева, который из-за издевательств солдат-старослужащих сослуживцев стал инвалидом, день ото дня выявляет все новые проблемные пласты в состоянии дел с дисциплиной в Российской армии. Последние три года кривая преступности в войсках неуклонно шла вверх: 15,1 тыс. зарегистрированных преступлений - в 2003-м, 16,6 тыс. - в 2004-м, 20,4 тыс. - в 2005-м. Причем уже сегодня на основе даже официально обнародованных данных можно обозначить два шокирующих вывода. Первый: основными закоперщиками мордобойных и всех прочих правонарушений в Вооруженных силах являются офицеры ("Делай, как я!"). Если еще три-четыре года назад об этом можно было говорить еще не как о массовом явлении (десятки зарегистрированных случаев), то сегодня это стало едва ли не нормой поведения (сотни примеров!). Вывод второй: именно потому, что, образно говоря, "бьют все", сокрытие подобных ЧП приобрело характер круговой поруки вплоть до верхушки Министерства обороны (МО).

ОФИЦЕРСКАЯ РАСПРАВА

Цифры и факты, подтверждающие эти выводы, друг за другом озвучили: 3 февраля - генеральный прокурор Владимир Устинов, выступивший на коллегии своего ведомства; 6 февраля - главный военный прокурор генерал-полковник юстиции Александр Савенков, доложивший на заседании комитета Совета Федерации о проблеме состояния законности и правопорядка в Вооруженных силах.

Устинов прямо указал, что "преступность в армии растет, причем криминальные ряды растут за счет офицеров". По его словам, офицеров-преступников в войсках столько, что из них уже "можно сформировать два полка". По данным генпрокурора, "за последние два года осуждены более сотни командиров воинских частей, восемь генералов и адмиралов, еще трое дожидаются приговора, а в отношении девяти проводится следствие".

Происшествие в Челябинском танковом училище, где, напомним, служил искалеченный "дедами" Андрей Сычев, Устинов назвал совершенно диким. И подчеркнул, что случай "произошел в казарме, но офицерам, которые по долгу службы обязаны поддерживать порядок, не было никакого дела до происходящего, более того, они попытались еще и скрыть преступление".

Генеральный прокурор вынужден был констатировать: "Как это ни прискорбно, но командир перестал быть образцом, перестал быть примером. В отношениях с подчиненными мордобой становится нормой". И вновь привел цифру - за рукоприкладство в минувшем году были осуждены 550 офицеров.

Здесь уместно задаться вопросом, а сколько же "приложились кулаком", но осуждены не были? Скажем, в 2002 году, по данным Минобороны, в избиении подчиненных участвовали свыше 280 офицеров, из которых за эти преступления были осуждены 200 человек. Тогда же к уголовной ответственности за мордобой впервые был привлечен высший офицер, то есть генерал. Эти - официальные - данные говорят о том, что с 2002 года число офицеров-рукоприкладчиков возросло в 2,75 раза.

На той же коллегии Владимир Устинов специально обратился к руководству Минобороны: "Я могу бесконечно повышать спрос с прокуроров, работающих в войсках. Однако пока сама армия в своих рядах не займется реальной очистительной работой, пока на офицерских собраниях люди не начнут говорить друг другу правду и взыскательно спрашивать за каждый проступок - серьезных сдвигов в борьбе с преступностью в Вооруженных силах ожидать не приходится".

Устинов здесь же высказался о разнице в отношении к армии и другим силовым структурам со стороны населения: мол, "традиционно наши люди негативно относились к полиции, прокурорам, судам, но армию любили и будут любить". Увы, выявленные в последнее время факты дедовщины в войсках резко негативно повлияли на имидж Вооруженных сил. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного в конце января Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). 54% россиян выразили отрицательное отношение к армии, в то время как еще совсем недавно - в декабре прошлого года - "антиармейцев" было 38%, при положительном отношении к армии 48% респондентов.