Смекни!
smekni.com

Журналистское расследование как особый жанр (стр. 2 из 21)

Наблюдение - этот метод основан на личном познании действительности путём чувственного её восприятия. В отличие от обыденного, которое часто несёт непреднамеренный, случайных характер, журналистское наблюдение целенаправленно. Объектом его могут быть и относительно простые, и исключительно сложные, общественно-политические, культурные, религиозные, нравственные процессы, события, ситуации. Наблюдение представляет собой довольно сложное действие, предопределяемое как особенностями наблюдаемого объекта, так и личными качествами, профессиональными навыками, опытом наблюдающего. Существует несколько видов журналистского наблюдения. Определение их возникают на разных основаниях. Так, в зависимости от степени непосредственности контакта наблюдателя с наблюдаемым объектом, на который направлено его внимание, наблюдение может быть названным прямым или косвенным. Имеется в виду, что одни предметы автор может наблюдать, явно контактируя с ними, другие - в силу их удалённости и других условий - лишь опосредованно, используя косвенные данные. Пример прямого наблюдения присутствует в расследовательских публикациях Игоря Донникова из "Липецкого цикла", напечатанных в "Новой газете". То, что журналист осуществляет прямое, наблюдение становится ясно с первых строк, когда он описывает пустынный липецкий аэропорт, "лысого деда, лузгавшего семечки", "двух бабок с лопатами", а потом и сам город, где мало ларьков и такая чехарда с общественным транспортом: "...Подходят два автобуса № 11, но один под крышу забит телами липчан, а другой почти пуст" (см. Приложение 1).

По временному признаку (количеству затраченного времени) наблюдения подразделяются на кратковременные и длительные. Кратковременные используются при подготовке оперативных публикаций. В случае же когда надо изучить предмет подробно, что чаще всего и требуется в журналистских расследованиях, применяется длительное наблюдение.

Особенность открытого наблюдения в том, что журналист, прибыв для выполнения задания, заявляет окружающим, кем он является, сообщает о своей цели, редакционном задании и о том, как будет его выполнять, какая может потребоваться помощь. Из этого следует, что люди, с которыми он будет общаться, знают, что среди них находится журналист, собирающий материал для публикации. В отличие от открытого скрытное наблюдение характеризуется тем, что расследователь в течение определённого времени (или никогда) не сообщает окружающим его людям, за действиями которых наблюдает, что он журналист и собирает нужную ему информацию, а также о том, какого рода сведения его интересуют. Скрытое наблюдение может применяться как при изучении, например, конфликтной ситуации в каком-то коллективе, так и при проведении журналистского расследования. Особенности наблюдения могут быть предопределены и таким фактором, как степень участия журналиста в событии, за которым он ведёт наблюдение. По этому основанию наблюдения могут быть разделены на включенные и невключенные. В первом случае расследователь становится, например, членом религиозной секты, во втором - изучает деятельность той же секты, но со стороны, не выступая её участником. Включенное наблюдение - излюбленный метод журналистов - расследователей. Она в наибольшей мере приближает автора к интересующему его объекту, поскольку он непосредственно и повседневно соприкасается с ним, видит всё происходящее, как говорят, изнутри. Факты, примеры, полученные в результате включенного наблюдения, как правило, отличаются исключительной полнотой, детальной проработкой, наглядностью, красочностью и достоверностью. Один из наиболее распространенных методов в деятельности журналиста - это метод проработки документов. Понятие "документ" происходит от латинского documentum -доказательство, поучительный пример. В настоящее время под этим понимается чаще всего письменное свидетельство о чем-либо. Но есть и другие толкования документа. Выделяется несколько их типов по разным основаниям. Так по типу фиксации информации они могут быть объединены в группы: рукописные, печатные, фото,- кино,- магнитные плёнки, грампластинки, лазерные диски и т. п. По типу авторства - официальные и личные. По близости к объекту отображения - первоначальные и производные. По подлинности - оригиналы и копии. По предназначенности печати - преднамеренно и непреднамеренно созданные. При типологии документов по сфере породнившей их деятельности могут существовать документы:

1) Государственно-административные;

2) Производственно – административные;

3) Общественно-политические;

4) Научные;

5) Нормативно-технические;

6) Справочно-информационные;

7) Художественные.

К этому списку можно было бы добавить и "бытовые документы", то есть личные письма, записки, кино- и фотосъемки, дневники. Но данная классификация не является единственной и исчерпывающей. Так, например, в книге "Журналистское расследование" предлагается классифицировать информацию по её типу, то есть "правовая, политическая, научно-техническая, финансово-экономическая, о чрезвычайных ситуациях, здравоохранении"[1]. Применение той или иной классификации документов помогает журналисту более четко представлять себе возможности, условие получения документов того или иного вида, особенности их использования в журналистском расследовании. Существуют разные виды анализа документов в зависимости от того, какие сведения в данный момент наиболее необходимы журналисту.

Основные методы, описываемые специалистами, представляют так называемые традиционные и формализованные. Традиционные - составляют основу журналистского исследования документов. Эти методы применяются в понимании исследуемого документа, его интерпретации, фиксировании "извлечённых" из него сведений. Интерпретация осуществляется как сравнение содержания документа с определёнными критериями, соотносящимися с ним. Что касается формализованного метода, основу которого составляет контент-анализа, то он требует изучения большого массива однотипных документов, например, подшивки газет по определённым их параметрам. Документы важны для журналиста - расследователя потому что выступают в текстах и воспринимаются аудиторией именно так, как наиболее достоверные доказательства в пользу тех положений, которые их них вытекают в силу логической необходимости.

Ещё одним из важнейших, используемом в журналистском расследовании, и как нельзя более адекватный по сути этого вида журналистики, является метод эксперимента, то есть провокации действительности. "Прародителями" его были научный и следственный эксперименты. В науке и юриспруденции этот метод применяется достаточно широко. Причем в последние годы он стал ещё активнее, чем раньше.

Эксперимент очень близок методу включенного наблюдения и нередко их считают одним и тем же методом. Иногда эксперимент определяют как разновидность включенного наблюдения. Но, на мой взгляд, эксперимент можно считать самостоятельным методом.

Прибегающий к нему журналист не слишком афиширует на страницах своего издания, при каких условиях и каким образом получены необходимые ему сведения. И вот почему. Дело в том, что, применяя включенное наблюдение, журналист внедряется в уже существующую ситуацию и просто фиксирует факты, которые возникают по ходу его развития. После завершения включенного наблюдения ситуация эта, как правило, не исчезает, а продолжает существовать в основных параметрах. В том же случае, когда журналист проводит эксперимент, он обязательно создаёт не существовавшею для него, то есть искусственную, ситуацию, например, организует письменное обращение к себе из разных районов города ста адресатов и ждёт, когда и как каждое из них к нему поступит, и уже затем изучает её, применяя в числе других метод наблюдения. Намеренно созданная ситуация позволяет увидеть в ярком свете журналисту то, что при обычном наблюдении было бы растянуто во времени и не проявилось столь концентрированно и наглядно. После того, как эксперимент завершен, созданная журналистом искусственная ситуация "снимается".

Любое расследование, включая журналистское, будет проведено эффективно, если расследователь подходит к нему творчески, применяет нестандартные приёмы и методы, оставаясь, разумеется, в рамках прав, предоставленных ему законом. Потому ему постоянно необходимо пополнять свой "методологический арсенал". Их журналист-расследователь может изучать не только по открытой продаже учебникам для следователей, но и по выступлениям сотрудников правоохранительных органов в прессе.

1.2 Информация: её характер и первоисточники

Подготовка расследования - это, прежде всего поиск информации. Со стороны оно ничем не отличается от обычной журналистской работы - ведь информацию ищет и комментатор и репортёр, и рецензент, и обозреватель и др. Но получить нужную информации именно в расследовании становится порой исключительно трудной задачей. Ведь журналисты ищут при этом не просто чрезвычайно актуальные и значительные для общества сведения, а те, которые малодоступны или вообще скрываются от них и от общества в целом. И те "драконы", которые этим "владеют", порой готовы пойти на любые преступления, лишь бы информация осталась нераскрытой так, что расследователю приходится иногда мучительно долго добиваться до истины и при этом понимать, что избранный путь - не один-единственный: каждая "уходящая в сторону" тропинка может оказаться не менее важной!

Многие ответы журналист-расследователь может получить, обращаясь к "носителям" базовой информации - различным специалистам, политикам, государственным деятелям, используя для этих целей наиболее распространённые родственные методы добычи информации - интервью и беседу. При этом он ни в коем случае не должен обольщать себя надеждой, что сможет с помощью каких-либо "приёмчиков" заигрывания, лести выведать некую тайну у лица, которое хочет её скрыть. Тем не менее, определённое представление о позиции, об отношении того или иного человека к расследуемому вопросу журналист вполне может получить. При этом надо знать, что результативная беседа "один на один", особенно с известным человеком - дело достаточно непростое, особенно для начинающего журналиста. Одна из труднейших задач в данном случае - предстать перед интервьюированным в образе человека, компетентного в том вопросе, о котором идёт речь. Но когда речь идёт о компетентности интервьюера, то имеется в виду не только знание им особенностей интервью. От журналиста ждут и компетентности другого плана - профессионализма коммуникатора. То есть умение точно и оперативно ставить вопросы, направлять разговор в нужное русло, акцентировать внимание собеседника на самом главном, интересном для аудитории. Такого рода компетентность журналиста проявляется на всех этапах подготовки и проведения им интервью. Естественно, её приобретению способствует опыт.