Смекни!
smekni.com

Процессы функционирования окказиональных лексических единиц в романе Р. Кено "Зази в метро" (стр. 12 из 13)

В данном примере нелогизм образован с помощью субстантивации целого выражения, очень привычная рубрика, связанная с устоявшимися наименованиями.

6. Américanophile! – s’ésclame Gabriel, t’emploiess des mots don’t tu connois pos le sens.

Американофилом! – воскликнул Габриэль. Ты употребляешь слова, смысл которых не понимаешь сам.

В данном случае автор иронизирует по поводу того, как герои очень часто в своей речи используют англицизмы, а также заимствования из других языков.

Смысл слов они искажают. Таким образом, появляются такого рода неологизмы, герои романа употребляют их в своей речи для того, тчобы показаться высокообразованными людьми, но в итоге все это выглядит довольно комично. Образование данного типа неологизмов происходит потому, что автор связывает это с научной сферой деятельности. Также персонажи в своей речи употребляют такие англицизмы как гелиофил, библиофил. Данные термины контрастируют с неграмотной речью персонажей.

7. Marceline et moi, non seulement on est américonophiles, mais en plus de ça, petite fête et en meme temps, t’entends ça, petite tête, en meme te,ps on est lessivophiles.

Мы с Марселиной не просто американофилы, дурная твоя голова, мы еще к тому же и стиралофилы!

В данном примере также использование неологизма, который образован по аналоги с английскими словами.

8. Le salonsolomonger était occur et muet.

В гостиной было темно и тихо.

В данном примере авторский неологизм образовано путем словосложения.

9. Les lamellibranches qui ont résisté à la cuission sont forces dons leur coquille avec une férocité mírovingienne.

Не поддавшиеся кипячению пластинчатожаберные были самым варварским образом изничтожены в своих раковинах.

В данном примере неологизм образован путем словосложения.

2.2.7 Грамматические деформации в тексте

Сильная приверженность Р. Кено к разговорной речи не могла не найти свое отражение в грамматике. В диалогах мы встречаем множество грамматических искажений и неточностей, типичных для просторечия, например: «jenouslesommesreserves», где грамматическая конкуренция между местоимениями привела к тому, что говорящий согласовал вспомогательный глагол «être» с косвенным дополнением, стоящим в препозиции.

Писателю нравилось пародировать наивные ошибки, свойственные просторечию, тем самым также привлекая читателя.

Que ça te plaise ou que ça neu teu plaiseu pas tu entends! Jemenfous.

Приемлешь ты это или нет, слышишь? Мне начхать.

Пародия может принимать различные формы: самопародия, когда автор с помощью аллюзии отсылает читателя к своим более ранним произведениям и гетерпародия – то есть имитация произведений или их частей других авторов.

Яркий пример гетеропародии мы встречаем в рассуждениях Габриэля под Эйфелевой башней. Этот монолог – размышление о жизни Кено составил из известных различных и не слишком известных цитат.

Прежде всего, мы обращаем внимание на несколько измененную цитату из известного монолога Гамлета, которая дает здесь Etreonleneant, voilà leprobleme.

Известная французская пословица «Tantvalocruchealeanqu’à lefinellesemplit» превращается в «… tant fait l’homme qu’à le fin il disparoit», «… la tour n’y prend garde» отсылает нас к «La Tour prend garde à toi» – цитата из «LeBossu» Феваля.

Un taxi l’amene, un taxi l’enporte – изменение

Un vent l’amene, un vent l’emporte – то же самое

Paris n’est qu’un songe – La vie n’est qu’un songe.

Плавный переход от одной цитаты к другой вызывает неожиданные ассоциации. Таким образом, расширяются границы произведения. Элементы пародии играют роль ссылок, позволяющих увидеть связь одного произведения с другим.

Р. Кено смешивает архаизмы, высоконаучный язык, арго, неологизмы, просторечии, фамильярную лексику. Он владеет великолепным набором стилистических приемов (гротеск, реприза, гипербола, эпитеты), создает свой особый язык. Именно такой язык обуславливает появление разного рода каламбуров и это, в свою очередь, дает возможность многоуровневого чтения.

При этом возникают образы персонажей стремящихся к философски-возвышенным рассуждениям, но не имеющих для этого достаточного уровня образования, и поэтому представляющихся пародийно-комическими.

Фактически, можно и здесь говорить о стилистической функции подобных каламбуров и искаженных цитат, позволяющих увидеть за ними нередко не само современное французское общество, с его стремление к высоким рассуждениям и недоученностью.

Также неологизмы образуются следующими способами.

2.2.8 Морфологическое словообразование

1) При помощи морфологических словообразований:

Il se les reserve pour lui tout seul, dit chorles aux deux autres. Cestunprétentiard.

Он их приберегает лично для себя – сказал Шарль двум другим участникам беседы. Больно важный! Типичный выпендряла.

Данный неологизм связан с просторечием, влиянием разговорного языка и арго.

2. Moi dit Gabriel moi, je retourne me coucher.

Il s’oriente direction plumard.

Я лично иду досыпать – сказал Габриэль и направился к кровати.

3. La foire aux puces dit Zazie de l’air de quelqu’un qui veut pas se laisser épater, c’est là où on trouve des ranbrans pour pas cher, ensuite on les revend à un Amerlo et on n’a pas perdu sa journée.

А, барахолка! – сказала Зази с видом человека, которого не так легко выбить из седла. – Знаю! Там можно купить по дешевке пару рембрантов, продать их какому-нибудь америкашке, и тогда, считать день прожит не зря.

Автор при помощи авторского неологизма высмеивает незнание и необразованность главного персонажа романа.

4. Faut te faire une raison, dit Gabriel dont les propos se nuançaient parfois d’un thomisme légèrement Kantien.

Ничего не поделаешь, надо смириться. Дочь моя – сказал Габриэль, чьи доводы сильно отдавали томизмом с легким налетом кантианства.

5. Il cherchait et ça faisait des années qu’il cherchait, une entrelardée à laquelle il puisse faire dont des 45 cerises de ce printemps.

Вот уже много лет он искал какую-нибудь пышечку к ночам которой он мог бы положить свои 45 пасмурных весен.

В данном случае неологизм образован при присоединении приставки «entre-».

6. Qu’est – ce qu’elle verra cette petite? demanda Fedor Balanovitch qui avait fini par régler son tamponnement avec le Sanctimontronnais lequel d’ailleurs avait manifesté une forte envie de disparaître du coin.

А что собственно малышка собирается увидеть? Спросил Федор Балонович, которому удалось уладить с сенмонтронцем все спорные вопросы, касающиеся дорожно-транспортного происшествия.

Данные неологизм от имени собственного, автор иронизирует над просторечием во французском языке.

Аналогичным образом были созданы следующие неологизмы:

7. Les Frisous, eux, ils avaient une pétoche monstre, ils fonçaient dans les abris, les coudocors, moi, je me marais, je restois dehors à regarder le feu d’anrtifice …

У фрицев были штаны полны от страха, они драпали в укрытия – только пятки сверкали, а я веселился, не прятался, любовался фейерверком.

8. Oh! msieu Charles, comme vous êtes squeleptique.

Мсье Шарль, какой же вы скелептик.

В данном слове автор добавил несколько букв и таким образом появился новый неологизм.

9. Faut – voir un psittaco-analyste – dit Gridoux.

Надо сходить к птицеаналитику – говорит Подшафорэ.

2.2.9 Заимствование

1. Pousseé hors de son souk par la curiosité, une commerçante se livre à quelques confidences.

Одна торговка извлеченная из своей лавочки собственным же любопытством, так и не смогла обуздать поры нахлынувшей на нее откровенности.

Нужно отметить, что влияние английского языка значительное, соответственно персонажи романа в своей речи используют англицизмы.

2. Nondguieu nondguieu – bégaie-t-il.

Бохмой, бохмой – промямлил он.

Кроме английского, персонажи употребляют заимствования и из немецкого языка.

3. Comme ça d’ailleurs, les vitraux. Ilssontenchantés, eux. Pas vrai my gretchen lady?

Огромные такие витражи. Они в восторге. Правда, my гретхент lady?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав роман Р. Кено «Зази в метро», мы выявили пять типов авторских неологизмов. Это такие типы как фонетическое письмо, словосложение, грамматические деформации в тексте, морфологические словообразования, а также заимствования из других языков.

Людический (игровой) аспект речевой деятельности напрямую связан с неологией в том ее разделе, который обсуждает вопросы окказионального образования слов. Обычно окказиональное слово соотносят с такими признаками, как функциональная одноразовость, невоспроизводимость, ненормативность, номинативная факультативность, структурное несоответствие системе словообразования данного языка. Окказионализм в этом смысле рассматривается как одна из форм проявления «язык – речь» через формулу «все, что есть в языке, есть и в речи, но не все, что есть в речи, имеется в языке». На самом деле, взаимоотношения нормативного и окказионального речепроизводства представляется диалектически более сложными и не столь прямолинейными. Окказиональное слово, оставаясь фактом речи, всегда реализует основную функцию языка – функцию коммуникативную. Реализация этой функции часто осуществляется вне рамок существующей на данный момент языковой нормы, однако сам факто того, что окказионализм разрешает коммуникативную задачу, свидетельствует о его функциональной принадлежности языку. Более того, часть слова, созданная по случаю для придания большей экспрессивности речевому контексту, способно выявить скрытые в языке потенциальные возможности языка нередко используются носителями его в целях эстетических.

Традиция использования окказиональных производных во французской литературе восходит к творчеству Рабле, для которого игровое начала в языке было одним из способов выражения карнавальной эстетики эпохи Возрождения. Примеры игры с языком мы находим и у более поздних Французских классиков. Однако наиболее последовательно эта тенденция получает свое развитие во второй половине 20 века, когда с конца второй мировой войны во Франции начинает формироваться, а к 70-м годам окончательно складывается новое литературное направление, представители которого именую себя «inventures» (изобретатели).