Смекни!
smekni.com

Концепт дух и душа в русском и английском языках (стр. 3 из 5)

Многие ученые, понимающие концепт в широком смыс­ле, разделяют сегодня точку зрения Р. Джекендорффа на то, что основными конституентами концептуальной системы яв­ляются концепты, близкие «семантическим частям речи», — концепты объекта и его частей, движения, действия, места или пространства, времени, признака.

Общим для этим подходов является утверждение неоспо­римой связи языка и культуры; расхождение обусловлено разным видением роли языка в формировании концепта. Объекты мира становятся «культурными объектами» лишь тогда, когда представления о них структурируются этноязыковым мышлением в виде определенных «квантов» знания, концептов.

1.5. Классификация концепта.

Концепты могут классифицироваться по различным осно­ваниям. С точки зрения тематики они образуют, например, эмоциональную, образовательную, текстовую и др. концептосферы. Классифицированные по своим носителям концеп­ты образуют индивидуальные, микрогрупповые, макрогрупповые, национальные, цивилизационные, общечеловеческие концептосферы. Могут выделяться концепты, функциониру­ющие в том или ином виде дискурса: например, педагогичес­ком, религиозном, политическом, медицинском и др. Сам дис­курс может рассматриваться одновременно как совокупность апелляций к концептам и как концепт, существующий в со­знании носителей языка.

Считается, что лучший доступ к описанию и определению, природы концепта обеспечивает язык. При этом одни ученые считают, что в качестве простейших следует рассматривать концепты, представленные одним сло­вом, а в качестве более сложных — те, которые представле­ны в словосочетаниях и предложениях. Другие усматривали простейшие концепты в семантических признаках, обнаруженных в ходе компонентного анализа лексики. Третьи полагали, что анализ лексических систем языков может привести к обнаружению небольшого числа «примитивов» (типа некто, нечто, вещь, местом исследованиях А, Вежбицкой), комбинацией которых можно описать далее весь словарный состав языка [7]. Известную компромиссную точку зрения разделяют те ученые, которые полагают, что часть концептуальной информации имеет языковую «привязку», т.е. способы их языкового выражения, но часть этой информа­ции представляется в психике принципиально иным образом, т.е. ментальными репрезентациями другого типа — образа­ми, картинками, схемами .

Для образования концептуальной системы необходимо предположить существование некоторых исходных, или пер­вичных, концептов, из которых затем развиваются все осталь­ные. Концепты как интерпре­таторы смыслов все время поддаются дальнейшему уточнению и модификациям. Они представляют собой реализируемые сущности только в начале своего появления, но затем, оказываясь частью системы, попадают под влияние других концептов и сами видоизменяются. Возьмем, например, та­кой признак, как «красный», который, с одной стороны, ин­терпретируется как признак цвета, а с другой стороны, дро­бится путем указания на его интенсивность (алый, пурпурный, багряный, транспарантный, темно-красный...) и обогащает­ся другими характеристиками. Да и сама возможность интерпретировать разные концепты в разных отношениях свиде­тельствует о том, что и число концептов и объем содержания многих концептов беспрестанно подвергаются изменениям. «Так как люди постоянно познают новые вещи в этом мире и поскольку мир постоянно меняется, — пишет Л.В. Барсалоу, — человеческое знание должно иметь форму, быстро приспо­сабливаемую к этим изменениям» [8]; поэто­му основная единица передачи и хранения такого знания долж­на быть тоже достаточно гибкой и подвижной.

Итак, концепт — это «понятие, погруженное в культуру» [9]. Он обладает эмотивностью, коннотациями, аксиологичен по своей природе, имеет «имя»/«имена» в языке, Предметом поисков в когнитивной лингвистике являются наиболее существенные для построе­ния всей концептуальной системы концепты — те, которые организуют само концептуальное пространство и выступают как главные рубрики его членения. К таким концептам относятся время, пространство, число, жизнь, смерть, свобода, воля, истина, знания и т.д.

1.6. Структура концепта.

У концепта сложная структура. С одной стороны, к ней относится все, что принадлежит строению понятия; с другой стороны, в структуру концепта входит то, что делает его фак­том культуры; исходная форма (этимология); история, сжа­тая до основных признаков содержания; современные ассо­циации; оценки, коннотации.

Усвоить некоторый смысл (концепт) — значит построить некоторую структуру, состоя­щую из имеющихся концептов в качестве интерпретаторов, или анализаторов рассматриваемого концепта, «вводимого» — с внешней точки зрения, т.е. с точки зрения некоторого наблюдателя, находящегося вне системы, — в таким образом конструируемую систему концептов.

Проанализировав множество определений концепта, мы пришли к выводу, что когнитивный концепт формируется в сознании человека из:

а)его непосредственного чувственного опыта — восприятия мира органами чувств;

б)предметной деятельности;

в) мыслительных операций с уже существующими в его со­знании концептами;

г)из языкового общения (концепт может быть сообщен, разъяснен человеку в языковой форме);

д)путем сознательного познания языковых единиц [10].

Концепты идеальны и кодируются в сознании единицами универсального предметного кода.

Единицы УПК — индивидуальные чувственные образы, фор­мирующиеся на базе личного, чувственного опыта.Концепт рож­дается как образ, но он способен, продвигаясь по ступеням аб­стракции, постепенно превращаться из чувственного образа в собственно мыслительный. Образ холода лежит в основе кон­цепта «страх», поэтому и существуют для выражения страхаформы дрожать от страха, зуб на зуб не попадает, мороз по коже продирает, дрожь пробегает по спине, кровь стынет и др.

Концепт состоит из компонентов (концептуальных при­знаков), т.е. отдельных признаков объективного или субъек­тивного мира, дифференцированно отраженных в его созна­нии и различающихся по степени абстрактности. В результа­те когнитивно-лингвистических исследований как приклад­ной результат исследования может быть предложено описа­ние соответствующего концепта в качестве элемента нацио­нальной концептосферы. Концепты могут быть личными (каляка-маляка — о чем-либо страшном), возрастными (счастье, радость) и общенациональными — душа, тоска, кручина, ро­дина.

Концепт имеет «слоистое» строение, его слои являются результатом, «осадком» культурной жизни разных эпох. Он складывается из исторически разных слоев, отличных и по времени образования, и по происхождению, и по семантике, Особая структура концепта включает в себя:

• основной (актуальный) признак;

• дополнительный (пассивный, исторический) признак;

• внутреннюю форму (обычно не осознаваемую).

Внутренняя форма, этимологический признак, или этимо­логия открываются лишь исследователям, для остальных они существуют опосредованно, как основа, на которой возник­ли и держатся остальные слои значений.

Принимая за основу строение концепта по Степанову, следует учесть и точку зрения В.И. Карасика на выделяемые Ю.С. Степановым слои концепта. Он предлагает рассматривать их как отдельные концепты различного объема, а не как компоненты единого концепта. Активный слой («основной ак­туальный признак, известный каждому носителю культуры и значимый для него») входит в общенациональный концепт; пассивные слои («дополнительные признаки, актуальные для отдельных групп носителей культуры») принадлежат концептосферам отдельных субкультур; внутренняя форма концеп­та («не осознаваемая в повседневной жизни, известная лишь специалистам, но определяющая внешнюю, знаковую фор­му выражения концептов») для большинства носителей культуры является не частью концепта, а одним из детерми­нирующих его культурных элементов [11] .

Существуют и другие точки зрения на структуру концеп­та. Центром концепта всегда является ценность, поскольку концепт тесно связан с культурой, а в основе культуры ле­жит именно ценностный принцип. Показателем наличия цен­ностного отношения является применимость оценочных пре­дикатов. Если о каком-либо феномене носители культуры мо­гут сказать «это хорошо» (плохо, интересно, утомительной и т.д.), этот феномен формирует в данной культуре концепт. Помимо уже названного ценностного элемента в его составе выделяются фактуальный и образный элементы.

Таким образом, лингвокультурный концепт многомерен, что обусловливает возможность различных подходов к опре­делению его структуры. Каждый концепт, как сложный мен­тальный комплекс, включает помимо смыслового содержания еще и оценку, отношение человека к тому или иному отража­емому объекту и другие компоненты:

• общечеловеческий, или универсальный;

• национально-культурный, обусловленный жизнью чело­века в определенной культурной среде;

• социальный, обусловленный принадлежностью человека к определенному социальному слою;

• групповой, обусловленный принадлежностью языковой личности к некоторой возрастной половой группе;

• индивидуально-личностный, формируемый под влиянием личностных особенностей — образования, воспитания, индивидуального опыта, психофизиологических особен­ностей,

Традиционные единицы когнитивистики (фрейм, сцена­рий, скрипт и т.д.), обладая более четкой, нежели концепт, структурой, могут использоваться исследователями для мо­делирования концепта.