Смекни!
smekni.com

Окказионализмы в литературе на примере поэта Серебряного века В. Хлебникова и в современных СМИ (стр. 1 из 5)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области

Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Филиал «Угреша»

Кафедра Журналистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине Современный русский язык

На тему: «Окказионализмы в литературе (на примере поэта Серебряного века В. Хлебникова) и в современных СМИ»

Автор работы:

Авдонина Е.В.

Научный руководитель:

Никульцева В.В.

Дзержинский 2010

Оглавление

Оглавление

Введение

Глава 1. Что такое окказионализм?

1.1 Понятие окказионализма

1.2 Признаки окказионализма и его классификация

Глава 2. Словотворчество в поэзии В. Хлебникова

2.1 «Серебряный век» – век нового слова

2.2 В.Хлебников – создатель нового языка

2.3 Окказионализмы В.Хлебникова

Глава 3. Окказионализмы в СМИ

3.1 СМИ как зеркало языка

3.2 Окказионализмы в СМИ

Заключение

Библиография

Приложение


Введение

Язык и его словарный состав – невероятно интересный пласт культуры. Изучать его и наблюдать за его развитием не столько интересно, сколько познавательно.

Лексика находится в постоянном движении, изобретаются или появляются новые слова, возрождаются старые. В разное время язык выглядит по-разному. Сейчас язык стал наиболее раскрепощенным и независимым, открытым ко всему новому.

Литература всегда была главой языка и задавала свой тон в языке всего народа. Сейчас, с появлением новых технологий, в частности интернета, а также с развитием СМИ (особенно печатных), язык стал разным, многостилевым.

Слово – как основная единица языка, наиболее ярко показывает эволюцию в лексике. Иностранные слова, обрусевающие уже по «приходу» - самое распространенное явление. Саммит, голкипер, мерчендайзер, промоутер, - перечислять можно долго. Самое отличительное в этих словах, это то, что они приходят на замену нашим, имеющим те же значения. Варваризмы, экзотизмы, различного рода приемы на основе игры слов – омонимия, например, – все это, так или иначе, живет и процветает в современной литературе и прессе.

Но окказионализмы, на мой взгляд – самое необыкновенное явление в литературе и СМИ. Поэтому, я хочу сравнить принципы создания авторских слов, понять, как рождаются такие феномены (а по-другому такие слова не назвать) у журналистов и писателей.

Эта тема заинтересовала меня не случайно. Как журналисту мне интересно наблюдать за стремительным изменением языка прессы. На мой взгляд, окказиональная лексика - наиболее интересна на фоне журналистики. Слова-придумки, они берутся ниоткуда, их «изобретает» сам автор. В отличие от неологизмов, окказионализм – это особое слияние двух смыслов, которое рождает третий, наиболее яркий. Такие слова помогают емко и интересно выразить мысль, они экспрессивны и всегда будут звучать живо и интересно. А что, как ни это так важно использовать журналисту в своих материалах?

Самым богатым источником для моего исследования оказался Серебряный век русской литературы. Именно это время оказалось самым интересным в плане экспериментов в области словообразования, в частности - появления множества окказиональных слов в творчестве многих поэтом и писателей.

Одним из наиболее интересных представителей этого времени является Велимир Хлебников. Он проводил смелые эксперименты не только со словами, но и со звуками, рифмами, синтаксисом. Ему принадлежит создание так называемого “заумного” языка. Но мне бы хотелось особенно остановиться на одной из многих сторон его творчества, а именно на созданных им окказионализмах.

Таким образом, моя работа будет посвящена двум аспектам одной темы. Сравнивать словообразование в творчестве В. Хлебникова и язык современных СМИ я буду с точки зрения окказиональной лексики, что позволит определить, насколько СМИ приблизилось к литературе и разобраться в приемах В. Хлебникова, как яркого представителя в области словотворчества.

Глава 1. Что такое окказионализм?

1.1 Понятие окказионализма

Лексику любого языка можно условно разделить на узуальную (общеупотребительную) и лексику ограниченного употребления. Последнюю можно разделить на устарелую (архаизмы) и новую (неологизмы, окказионализмы).

Неологизм(др.-греч. νέος — новый, λόγος — речь, слово) — слово, значение слова или словосочетания, недавно появившиеся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее). Свежесть и необычность такого слова или словосочетания ясно ощущается носителями данного языка.

По источнику появления неологизмов они делятся на:

общеязыковые (как новообразованные, так и новозаимствованные)

авторские, индивидуально-стилистические (так называемые окказионализмы).

Окказионализм[1] — (от лат. occasionalisу — случайный) — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нём существуют, и использующийся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.

Сам термин «окказионализм» в научной литературеобозначен добольно туманно. К примеру, в «Словаре-справочнике лингвистических терминов» Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой дается такое определение: «Окказионализм – слово, образованное по непродуктивной модели, используемое только в условиях данного контекста»

Окказионализмы – слова «однодневки», созданные на основе обычных (узуальных слов), но не вошедшие в общеупотребительную лексику. Они факты речи, а не языка.

«Эгологизмы», «слова-самоделки», «слова-метеоры» − так называют окказиональные слова ученые-лингвисты, потому что они выполняют исключительно индивидуально-стилистическую роль в тексте и практически никогда не входят в общую лексику и не отражаются в словарях, кроме индивидуально-авторских. Неслучайно их называют вечными «неологизмами», так как они никогда не теряют своей новизны. Но у всего имеется исключение: так, слова прозаседаться, сиюминутный (В. Маяковский) и судьбоносный (Ф. Шаляпин) со временем утратили свою «окказиональность» и были запечатлены в словарях. Но есть и придуманные конкретными авторами слова, которые сразу же вошли в обиход: партийность (впервые слово отмечено у В.И. Ленина); промышленность, будущность (придуманы Н.М. Карамзиным); стушеваться (ранее известный в жаргоне чертежников, этот глагол в литературное употребление ввел Ф.М. Достоевский); головотяп, головотяпство (впервые употребил М.Е. Салтыков-Щедрин), нимфетка (придумано В.В. Набоковым).

Часто окказионализмы создаются ради игры слова. Такие слова имеют очень необычную структуру и специфичную эмоциональную окраску. Поэтому их так любят поэты, а теперь и журналисты.

Следует различать такие понятия, как окказиональная и неологическая лексика.

Неологизмы, в отличие от окказионализмов, которые создаются автором и не рассчитаны на вхождение в язык, предназначены для обозначения новых предметов или явлений, и впоследствии закрепляются в словарях и утрачивают оттенок новизны. Окказионализмы, в отличие от неологизмов, не являются фактом системы языка, они свободно образуются в речи всякий раз, когда в них возникает необходимость. В отличие от потенциальных слов, окказионализмы создаются с нарушением законов общеязыкового словообразования. В отличие от узуальных слов, окказионализмы противоречат традиции и норме употребления.

Но все же некоторые ученые не отделяют эти два понятия, и не признают разницы между окказионализмами и неологизмами.

1.2 Признаки окказионализма и его классификация

Окказиональные слова, как уже было замечено, создаются вразрез с общепринятыми правилами словообразования и, отличаясь от узуальных слов, имеют следующие признаки:

1. Принадлежность к части речи;

2. Невоспроизводимость (творимость);

3. Ненормативность;

4. Функциональная одноразовость;

5. Экспрессивность;

6. Индивидуальная принадлежность;

7. Словообразовательная производимость;

8. Номинативная факультативность;

9. Синхронно-диахронная диффузность.

Таким образом, окказиональное слово − это речевая экспрессивная единица,обладающая свойством невоспроизводимости, ненормативности и функциональной одноразовости.

В теории окказиональности принято выделять следующие типы окказионализмов[2]:

Фонетические - автор предлагает в качестве новообразования какой-либо звуковой комплекс, считая, что этот комплекс передает, содержит некую семантику, обусловленную фонетическими значениями звуков, его составляющих. Классические примеры фонетических окказионализмов находим в экспериментальном стихотворении В. Хлебникова:

«Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры, (...)»

Лексические - создаются в большинстве случаев комбинацией различных узуальных основ и аффиксов в соответствии со словообразовательной нормой или в некотором противоречии с ней. При образовании лексических окказионализмов действует исторически сложившийся механизм словопроизводства. Новообразование компонуется из морфем, уже существующих в языке.

В качестве иллюстрации сказанного приведем строфу из стихотворения О. Мандельштама “Чернозем”, содержащую лексический окказионализм: