Смекни!
smekni.com

Утопические мотивы в творчестве И Северянина (стр. 2 из 4)

Ниже поэт задается вопросом о предназначении человека и решает для себя, что человек является и по природе своей, и по помыслам, и по мыслям своим, по делам, и по деяниям животным, то есть обычным зверем.

( аналогичные настроения выражает стихотворение

Игоря Северянина “Культура! Культура”, цитату из которого я счел необходимым привести немного позже при анализе девятой главы)

Ниже мы еще раз найдем отказ поэта от своей прошлой жизни, который выразился в захоронении в себе уже не порока, а лишь его следов:

Похоронил в себе следы порока…

И ниже мы читаем:

Я возродился в мире красоты

Для подвига поэта и пророка…

То есть поэт уподобляет себя пророку и становясь им окончательно побеждает порок в себе.

АНАЛИЗ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ.

Эта глава начинается строчками - воспоминаниями о прошлой жизни и очередным отказом от нее. Далее находим очень интересные строки, которые, стали афоризмом:

Лишь в мертвеце противоречий нет

В живом калейдоскоп противоречий

А если, он живой, к тому ж поэт,

Он человек порой сверхчеловечий.

На мой взгляд, поэт в этих строках дает определение поэту, поэзии и выразил их суть и предназначение.

Далее

И потому, что он сверхчеловек,

Он видит недостатки человека

И думает вместить мечтанный век

В пределы существующего века…

В этих строках Северянин приравнивает поэта к сверхчеловеку и пишет о третьей своей утопической мечте вместить мечтанный век в пределы существующего века, здесь же поэт напоминает нам об исключительном праве поэта- праве видеть недостатки человека . Но поэт сомневается в своих силах, и на мой взгляд, здесь необходимы две цитаты из Владимира Соловьева Уступая ходячим понятиям поэт называет содержание поэзии мечтами, но при этом ясно, что эти мечты важнее любой реальности и сочувствие поэта диким силам природы, беспощадно истребляющим не только деяния рук человеческих, но и самих людей довольно характерно.

Тут мы найдем желание поэта превратить утопию в реальность

Я мыслю о немыслимом - о том,

Что люди прекратят вражду и ссоры

И будут над рекою строить дом

С окном на безмятежные просторы

Что люди поразрушат города,

Как гнойники ненужной им культуры,

Откажутся от праздного труда-

Работы механической фигуры…

и основные составляющие утопии поэта - безмятежность и бестревожность - поэт призывает нас вернуться к природе. Соловьев по этому поводу писал Глубокое и сознательное убеждение поэта в действительной одушевленности природы избавляет его от раздвоения между мыслью и чувством. - все это характерно для поэзии Игоря Северянина.

Далее мы находим другие составляющие утопии Игоря Северянина - это БОГ, к которому поэт приравнивает ДОМ и ВДОХНОВЕНИЕ . Последнее слово этой главы "СОДДОМ" для поэта ассоциируется с корыстной ложью и городами, которые не менее лживы и корыстны.

АНАЛИЗ ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ.

Эта глава связана с наукой и учеными. Здесь мы находим отрицательное отношение поэта к ним. Обращаясь к ученому, он пишет:

Ты - уважаемый глубоко зверь

Ученый зверь! Ты только зверь двуногий!

Ты выдрессирован наукой, Ты -

Величественная земная немочь

То есть поэт не признает науки и всех ее открытий - ненужных на его взгляд. Он спрашивает ученого

Ты можешь ли не умереть, старик,

И заменить октябрь цветущим маем?

Так чем же ты, убогий зверь, велик

И почему зверями уважаем?

Но этот вопрос, как и многие другие, остается без ответа.

В этой же главе возникает первый раз в поэме мотив войны и если сказать словами Владимира Соловьева, то поэт хочет показать нам весь ужас войны.

АНАЛИЗ ПЯТОЙ ГЛАВЫ.

В пятой главе поэт продолжает развивать тему науки и пишет о двух типах ученых и если мы предположим, что один из этих типов плох, а второй хорош, то мы уже изначально будем не правы - мы ошибемся.

Ученому ученый рознь

Один старается на пользу брата - зверя

Другой, прохвост, доживший до седин

Изобретает пушки лицемеря…

В этой же главе наносит удар по патриотизму, отвергая его и приравнивая этот самый человеческо - звериный патриотизм к простому желанию прибыль, которую, по мнению поэта, следует называть наживой.

Северянин осуждает войну и ее пропаганду - пропагандируя войну человек поощряет и делает законным убийства. Этим человек приносит вред только себе:

Во имя Марса воздвигают храм

Ожесточенные ожесточая души…

Поэт порицает науку, и мы осознаем, что он с ней не согласен, так как та не противодействует войне, а наоборот ее развивает и способствует началу новых войн и в некоторой мере увеличевает их число. Ругая войну поэт пишет о страшных бомбах:

Ты вспомни разрывные чемоданы…

Это мотив Первой Мировой войны, отношение поэта к которой, мягко говоря было не очень хорошим.

Все это позволяет сделать вывод:

Наука - вздор

Попробуй на железе…

Мы понимаем - поэт прав, это отразилось в нижеприведенных строках:

Ты вспомни газ удушливый, весь вред,

Весь ужас, созидаемый наукой.

Я отвергаю университет

С его универсальной скукой…

АНАЛИЗ ШЕСТОЙ ГЛАВЫ.

В этой главе автор продолжает свои размышления о науке и вновь пишет о ее вредности и ненужности, то есть он находит в науке лишь отрицательные и не желает найти ее пользы.

Северянин пишет, что наука бесполезна уже лишь от того, что противостоит природе.

Поэт пишет, что медицина, которая создана наукой не может принести никакой реальной пользы человеку и, значит, не стоит при помощи медицины удлинять жизнь, и любой человек, по мнению поэта, должен жить ровно столько сколько отпустил ему Бог:

Я слышу, зверь, я слышу твой вопрос:

А разве пользы от науки мало?

Ах, нет лекарств целебней льдяных рос

И средств простейших лучше! Понимала

Толк в травах Солнечного Дикаря

Душа, леча природой дух и тело.

А воздух – то? а солнце? а заря?

Смола лесов без грани, без предела?

А ты, животворящая вода

Студеного ключа, там, из – под дерна,

Врачующая боли без следа?

Чудная! Чудная! Ты чудотворна!

Лекарства городов, все чудеса

Хирурга – ноль, ничто перед Природой.

Да исцелит тебя ее роса!

Души своей Наукой не уродуй!

Есть случаи, когда тебя ланцет

От смерти сбережет: что за отрада

Жизнь удлинять? Живешь прекрасно. Нет –

Так, значит, вовсе жить тебе не надо…

А если надо, что ж, и без ножа

Профессора останешься на свете…

Живи, живой собой не дорожа

Как мудрецы и маленькие дети!

В этой главе еще возникает характерная черта утопии Игоря Северянина – рай:

И головы себе не забивай

Научною сухою дребеденью,

И помни, что тебе доступен рай

И этот рай – земля с ее серенью!

Мы не должны забывать, что сирень было любимое растение Игоря Северянина, и он ни мог ни написать о нем в своей эпопее:

Сирень – простое дерево, Сирень

Бесхитростна, как ты, душа поэта,

Она в обыкновенный вешний день

Все ароматней университета!

( Образ сирени очень часто встречается в творчестве Игоря Северянина, он писал:

Нарвите мне смеющийся букет

В нем будет то чего в сирене нет

Или:

Плывут струи сирени

Ах томный бред сирени

Или:

Весны моей сирень

Сирень моей весны

Мы можем привести еще достаточное количество таких примеров)

В этой главе поэт открыто называет людей зверьми, здесь же мы можем проследить его отношение к высшей школе:

Он полн идей,- мне скажут. Полн идей?!

Тщеславия? Убийства? Славы блуду?

Зверей я не считаю за людей

И никогда людьми считать не буду…

Поэт ниже делает интересное открытие, которое связано с учеными, он пишет:

Пока не изничтожиться война

Рычаг и главный двигатель культуры!

Двуногие! Поймите, что гнойна

Вся ваша гнусь кровавой авантюры…

В то время как общепринятое и общепризнанное мнение доказывает, что война несет культуре лишь вред и никак не может являться ее главным двигателем.

АНАЛИЗ СЕДЬМОЙ ГЛАВЫ.

В седьмой главе поэт пишет о науке, как об одном из средств прихода к власти:

Я говорил про высшую из школ

Лишь потому, что лекторская школа

Мне кажется, могла бы на престол

Cажать людей пригодных для престола

Северянин пишет, что люди, те люди, которые находятся у власти, пообещают не убивать и не применять насилие, но если они это сделают, то это не означает, что они всегда будут следовать своим обещаниям, а использовать как простое прикрытие:

Которые развитием своим

Высоко вознеслись бы над толпою,

Воздвигнув стяг: Земной не умертвим

Здесь, на земле, ничьей рукой земною.

Ниже вновь возникают мысли поэта, которую он называет “пережитком варварской эпохи” о войне и роле человека: