Смекни!
smekni.com

Утопические мотивы в творчестве И Северянина (стр. 3 из 4)

Все споры разрешает не война,

Как пережиток варварской эпохи,

А Человек, чья мысль и речь сильна,

Чье сердце откликается на вздохи…

И вновь поэт пишет о ужасе войны, о ее ненужности и бесполезносте в процессе истории.

В противовес войне – силе разрушающей, он ставит человека – силу созидающую. Это поэт считает высшим смыслом жизни, но в то же самое

время он понимает, что другие его не поймут, и он завершают эту главу следующими строками:

Я говорю прозрачно. Слушай, верь

Моей тоске и нестирпимой боли.

А если ты смеешься – смейся, зверь,

И прозябай в своей звериной доле…

(Настроения, которые аналогичны чувствам поэта в данной главе, мы можем найти и в других стихотворениях Игоря Северянина.

Например, в стихотворении “ Люди ли вы?” поэт пишет:

Жизнь догорает… мир умирает

Небо карает грешных людей.

Бог собирает и отбирает

Правых от грешных, Бог – чудодей

Всюду ворчанье, всюду кричанье,

Всюду рычанье – люди ли вы?

Но в отвечанье слышно молчанье

Люди – как тигры, люди – как львы!

То есть здесь поэт уже напрямую сравнивает человека с отдельными представителями животного мира.

Далее:

Все друг на друга: с севера, с юга:

Друг и подруга – все против всех!

Нет в них испуга, в голосе – вьюга,

В сердце преступность, в помыслах грех…

Полно вам будет! Бог вас рассудит

Бог вас очудит: клекот орла

Мертвых пробудит, грешников сгрудит

Верить понудит: смерть умерла!

В другом стихотворении Игорь Северянин пишет о целях и жизни звероподобных существ, которые называются людьми, хотя поэт не согласен с этим, по его мнению, не совсем заслуженным названием – Человек. Это стихотворение носит название, которое выражено в форме вопроса – оно так и называется “Чем они живут.” Поэт пишет:

Они живут политикой, раздорами и войнами

Нарядами и картами, обжорством и питьем

Интригами и сплетнями заразными и гнойными,

Нахальством, злобой, завистью, развратом и нытьем

Тут же он пишет и о другой, второй части общества, которая, по мнению автора, первой противостоит или по крайнем мере должна это делать:

Поэтов и мыслителей, художников – не ведают,

Боятся, презирают их и трутнями зовут

то есть поэт делает вывод:

И убежденно думают, что с пользою живут…

Но поэт оставляет за собой право не согласиться с этим.

Аналогичные настроения мы найдем в стихотворении “Их образ жизни”, где есть такие строки:

Чем эти самые живут,

Что вот на паре ног проходят?

Пьют и едят, едят и пьют –

И в этом жизни смысл находят.

Надуть, нажиться, обокрасть,

Растлить, унизить, сделать больно

Какая ж им иная страсть?

Ведь им и этого довольно!

Тут же он пишет, что эти “двуногие” живут в блуде и не могут понять силы поэзии:

И эти – то, на паре ног

Так называемые люди

Живут себе… И имя Блок

Для них, погрязших в мерзком блуде –

Бессмысленный, нелепый слог.

Подобные настроения мы можем найти в “Стихах о человеке”:

В неисчеслимом человечестве

Большая редкость – Человек

Все мысли, все размышления Человека поэт называет:

Наследьем тех же обезьян…

Игорь Северянин пишет, что человеческое общество претерпело необратимые изменения – в нем появилось искусственное, изначально ему чуждое, кроме того, изменились чувства:

Да, в металлической стихийности

Всех механических страстей…)

АНАЛИЗ ВОСЬМОЙ ГЛАВЫ.

Эта глава посвящена войнам. Автор желает понять их истинные причины, найти силы, которыми они вызываются и которые, в свою очередь, есть одна из причин. Он так же показать это нам – своим читателям.

В первых строчках поэт задается вопросом:

Кто хочет войн – верхи или народ?

Правители иль граждане державы?

и отвечает:

Ах, все хотят: ведь раз солдат идет

Кровь проливать и ищет в бойне славы

И далее:

Идет по принужденью – он, солдат

Не хочет не идти – идти он хочет

А если хочет, кровью он объят

И званье человека он порочит…

Северянин пишет, что те, кто находится у власти, будут разжигать войны и за это, по мнению поэта, их следует убить, и это будет обязанностью общества:

И вот он – зверь такой же, как король,

Как президент, как все другие люди

Отрадна человеку зверя роль,

Погрязшему в жестокости и блуде.

Правительство, посмевшее войну

Другому объявить, достойно казни,

И граждане, слиянные в волну,

Могли б его не слушать без боязни,

Немедленно его арестовав,

Как явно сумасшедшее правленье…

Нет этого – и, значит, мир не прав,

Горя от жажды самоистребленья.

Ниже поэт пишет, что:

Позорнейшее прозвище герой

Прославленно бесславными зверями.

Вокруг убийц гудит восторга вой,

Об их здоровье молятся во храме.

И груди их венчают ордена,

И, если враг, в пылу самозащиты,

Изранит зверя, зверева жена

С детенышем одеты, греты, сыты,-

На счет казны, - за подвиги самца,

Убившего других самцов немало…

О морда под названием лица!

Когда б ты эти строки понимала…

Как видим, поэт считает, что война бесполезна и в этом он согласен с Владимиром Соловьевым, который считал, что война вредна и бесполезна.

В этой главе есть два мира: мир высший – тот, который воюет, и мир низший – тот, который страдает от войны мира высшего.

Поэт не выделяет причин войны в этой главе, как таковых, и не объясняет ее смысла – это служит доказательством, что Северянин верил в бессмысленность войны и в отсутствие в ней малейшего здравого смысла.

Во всей эпопеи сильны мотивы безнадежности и отчаянья. Это мы можем найти в стихотворении, которое так и называется “Поэза отчаяния”. А именно:

Я ничего не знаю, я ни во что не верю,

Больше не вижу в жизни светлых ее сторон.

Я подхожу сторожно к ближнему, точно к зверю.

Мне ничего не нужно. Скучно. Я утомлен.

Кто – то кого – то режет, кто – то кого – то душит.

Всюду одна нажива, жульничество и ложь.

Ах, не смотрели б очи! ах, не слыхали б уши!

Лермонтов! Ты ль не был прав: Чем этот мир хорош?

Мысль, даже мысль продажна. Даже любовь корыстна.

Нет воплотимой грезы. Все мишура, все прах.

В жизни не вижу счастья, в жизни не вижу смысла.

Я ощущаю ужас. Я постигаю страх.

В поэзе “VILLA MON REPOS” Северянин пишет:

Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,

Мясо наелось рыбы и налилось вином.

И, распластавшись с мясом, в полумясном экипаже

Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером.

Мясо ласкало мясо, и отдавалось мясу,

И сотворяло мясо по прописям земным.

Мясо болело, гнило и превращалось в массу

Смрадного разложенья, свойственного мясным.

В стихотворении “Те, кто морит мечту” он противопоставляет поэта обществу, дает характеристику людям, пишет о вреде войны и ее пользе

для науки:

Я ни с этими и ни с теми,

Одинаково в стороне,

Потому что такое время,

Когда не с кем быть вместе мне…

Люди жалки: они враждою

Им положенный полувек

Отравляют, и Бог с тобою,

Надоедливый человек!

Неужели завоеванья,

Изобретенья все твои,

Все открытья и все познанья –

Для изнедриванья Любви?

В лихорадке вооружения

Тот, кто юн, как и тот, кто сед,

Ищет повода для сражения

И соседу грозит сосед.

Просветительная наука,

Поощряющая войну,

Вырвет, думается у внука

Фразу горькую не одну.

А холопское равнодушье

К победительному стиху,

Увлеченье махровой чушью

И моленье на чепуху?

Ниже я привожу цитату, которая, на мой взгляд, должна вызвать особый интерес, так как здесь мы можем найти портрет типичного представителя рода человеческого – человека, который очень ценит и любит искусство, прекрасно говорит и обладает массой иных достоинств, которые просто “необходимы” и “важны”, по мнению поэта, в современном ему обществе, которое он так “любил” и которое так его ценило и всегда понимало и было готово помочь “королю поэтов”:

Мечтоморочные поганки,

Шепелявые сосуны, -

В скобку стрижены мальчуганки

И стреноженные плясуны…

Далее поэт пишет о том, что общество, которое, как известно, и есть тот главный и, пожалуй, единственный ценитель поэзии, отошло от идеалов искусства и уничтожило поэзию:

Ложный свет увлекает в темень.

Муза распята на кресте.

Это стихотворение завершают строки о том, что должен делать поэт в трудные времена:

Я ни с этими и ни с теми,

Потому что, быть не с кем мне.

Портрет человека Северянин дополняет в стихотворении “Стреноженные плясуны”:

И танцуют, и пляшут, да не час – другой, а годы,

Позабыв о святынях, об искусстве и любви

Позабыв о красотах презираемой природы,

Где скрываются поэты – человечьи соловьи.

то есть и здесь поэт не упускает возможности противопоставить себя обществу.

Из предыдущих глав мы поняли, что поэт не очень хорошо относится к любви. Подобные чувства отражены в стихотворении ” Секстина XII”:

Страсть без любви - лишь похоть,

а не страсть.

Любовь без страсти просто безлюбовье…

Поэт считает, что человечество погрязло в разврате, глупости и пошлости до такой степени отдается столь надоедливому кинематогрофу, что уже не достойно называться человечеством: