Смекни!
smekni.com

Удивление как эмоциональный концепт (стр. 2 из 4)

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены на научном аспирантском семинаре "Проблемы лингвоконцептологии" (Краснодар, КубГТУ), на заседаниях кафедры научно-технического перевода КубГТУ (Краснодар), на международных конференциях: "Проблемы современной лексикографии" (Харьков, ХЛО, май 1999), "Перевод: язык и культура" (Воронеж, ВГУ, апрель 2000), "Язык в мире и мир в языке" (Краснодар, КубГУ, апрель 2001), "Global English for Global Understanding" (Москва, МГУ, май 2001), а также на международном симпозиуме молодых ученых "Лингвистическая панорама рубежа веков" (Волгоград, ВГПУ, май 2000), на Второй Международной школе-семинаре по когнитивной лингвистике (Тамбов, ТПУ, сентябрь 2000), на Всероссийской научно-методической конференции "Языковые и культурные контакты различных народов" (Пенза, ПГПУ, ПДЗ, июнь 1999, июнь 2000, июнь 2001), на Всероссийской научно-практической конференции "Инновационные процессы в высшей школе" (Краснодар, КубГТУ, октябрь 1999, сентябрь 2000, сентябрь 2001), на региональной научно-практической конференции молодых ученых "Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона" (Краснодар, КГУКИ, июнь 2000).

Структура работы определяется ее исследовательскими задачами. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и библиографического списка.

Содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность выбора темы исследования, определяются его объект, предмет, цель и конкретные задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, перечисляются методы анализа.

В Главе 1 - "Эмоциональный концепт удивления и подходы к его изучению" - излагаются основные теоретические и методологические положения, на которые опирается автор диссертации.

В главе раскрывается сущность эмотиологии как лингвистической дисциплины, вводятся и определяются понятия "языковое сознание" (ЯС) и "эмоциональный концепт" (ЭК), описываются способы вербализации эмоций, обосновывается выбор методов исследования ЭК вообще и удивления в частности.

Наметившееся в последние десятилетия изменение парадигмы гуманитарного знания в сторону антропоцентризма ознаменовалось формированием на стыке существующих наук новых исследовательских областей, направленных на изучение человека в его многообразии взаимоотношений с окружающим миром. Одним из результатов такой антропоцентрической переориентации явилось образование эмотиологии, изучающей отражение эмоциональных состояний в языке.

Наличие концептуального каркаса эмоций и связанная с ним возможность представления через весь языковой и экстраязыковой видовой контекст (Шаховский 2001) позволило эмотиологам разработать новую область лингвистического анализа - концептологию эмоций, направленную на выявление специфики их освоения и материализации в ЯС.

Обобщение точек зрения на понятия "сознание" (Рейковский 1979), "картинамира" (Постовалова 1988, Колшанский 1990, Петренко-Митина 1997), "менталитет" (Стефаненко 2000, Сухарев-Сухарев 2000, Попова-Стернин 2001), "языковаякартинамира" (Серебренников 1988, Телия 1988, Кубрякова 1999, Рахилина 2000), "языковая личность" (Богин 1986, Караулов 1987, Сухих-Зеленская 1997, Воркачев 2001), "языковое сознание" (Никитина 1993, Алефиренко 2000, Зубкова 2001) дает возможность представить ЯС как отраженный в языке этноспецифический способ интерпретации мира, присущий тому или иному лингвокультурному сообществу.

Антропологическая ориентация современной лингвистики, приводящая к исследованиям, реализуемым на стыке ее с другими дисциплинами (Костомаров-Бурвикова 2001), предопределяет междисциплинарный статус категории концепта, используемой в двух новых парадигмах: лингвокогнитологии и лингвокультурологии.

Представители первого направления (Е. С. Кубрякова, Н. А. Болдырев, И. А. Стернин, А. П. Бабушкин, и др.) интерпретируют концепт как единицу оперативного сознания (Кубрякова 1988), выступающую как целостное, нерасчлененное отражение факта действительности. Образуясь в процессе мысленного конструирования (концептуализации) предметов и явлений окружающего мира, концепты отражают содержание полученных знаний, опыта, результатов всей деятельности человека и результаты познания им окружающего мира в виде определенных единиц, "квантов" знания (Болдырев 2000).

Представители второго, культурологического, направления (А. Вежбицкая, Н. Д. Арутюнова, Д. С. Лихачев, Ю. С. Степанов, Л. О. Чернейко, С. Х. Ляпин, В. И. Карасик, В. И. Шаховский, С. Г. Воркачев и др.) рассматривают концепт как ментальное образование, отмеченное в той или иной степени этносемантической спецификой.

Обобщение их точек зрения и толкований концепта в эмотиологии позволяет представить ЭК как ментальную единицу высокой степени абстракции, выполняющую функцию метапсихической регуляции и отражающую в ЯС многовековой опыт интроспекции этноса в виде общеуниверсальных и культурноспецифических представлений об эмоциональных переживаниях.

Концепты эмоций имеют различный характер вербализации: они могут называться, описываться и выражаться посредством языковых знаков.

Этноспецифичность удивления как всякого ЭК вызывает необходимость сопоставления особенностей его реализации в разных ЯС, в данном случае - русском и английском.

Рассмотрение удивления в качестве оператора адмиративной оценки (Воркачев 1992), объективирующейся с помощью разноуровневых языковых средств (адмиративов), позволяет представить отражение удивления в ЯС в виде полевой структуры.

Концепт удивления является семантической основой для денотативного, метафорического и кинесического полей, внутренняя организация которых определяется семантическими отношениями удивления с другими понятиями и создает базу для развития итерпретационного поля.

В Главе 2 - "Удивление в научном и религиозном сознании" исследуется специфика реализации удивления в научном и религиозном типах дискурса. С точки зрения методологии, исследование концептов целесообразно начинать с областей их бытования, представляющих собой типы сознания, в которых эти концепты объективируются (Воркачев 2002). Для удивления таковыми являются обыденное/языковое сознание и сознание специальное - научное и религиозное. Две последние области бытования концепта удивления отражаются в соответствующих типах дискурса, в свою очередь являющихся разновидностями "сложного коммуникативного явления, включающего, кроме текста, еще и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресанта), необходимые для понимания текста" (Караулов-Петров 1989). Имена концептов принадлежат языку философии, в котором они наполняются конкретным семантическим содержанием, благодаря функционированию в рамках определенной теории. В отличие от собственно языковых, философские и научные представления, систематизированные в рамках различных концепций, являются универсальными, более точными и детальными, что вызывает необходимость их экспликации с целью наиболее полного постижения природы и сущности ЭК.

В результате исследования реализации удивления в философских и психологических текстах (работы Платона, Аристотеля, Ф. Бэкона, Н. Кузанского, Р. Декарта, Т. Гоббса, Э. Б. Кондильяка, И. Канта, В. Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, М. Хайдеггера, Э. Шредингера, П. Флоренского, М. М. Мамардашвили, С. Л. Катречко, П. Я. Якобсона, И. А. Васильева, К. Изарда, А. Н. Лука, В. С. Таранова и др.), был создан обобщенный семантический прототип данной эмоции, в котором нашли отражение ее следующие признаки: а) основополагающая роль в процессе познания; б) наличие различных степеней интенсивности; в) неопределенность и кратковременность; г) склонность человека к положительной оценке удивления при его общем нейтральном характере; д) участие в процессе адаптации нервной системы к новой ситуации; е) возможность использоваться в качестве средства манипулятивного воздействия.

Изучение удивления в религиозном сознании позволяет выявить характер его связи с ключевым концептом - верой в Бога, а также специфику отношения религиозного субъекта к данной эмоции, просматриваемого через призму соблюдения Божьих заповедей.

В результате анализа концепта в религиозном дискурсе (тексты Нового Завета, творений Святых Отцов, молитв, псалмов и т. п.) было установлено, что в отражаемом им типе сознания различаются:

а) удивление-благоговение, являющееся источником веры и Богопознания;
б) удивление-сомнение, выступающее признаком греховного неверия;
в) удивление-возмущение, вызывающее осуждение в связи с отсутствием смирения;
г) удивление-обольщение, способно привести человека к роковому заблуждению и вечной погибели.

Глава 3 - "Удивление в языковом сознании" - представляет систему средств реализации удивления в языковом сознании в виде концептуальных полей - денотативного, метафорического, кинесического и интерпретационного. В разделе 1 рассматривается денотативное поле удивления, определяются лексикографические, контекстуальные, транслатологические характеристики ядерных элементов и описывается структура периферии.

Денотативное поле является обширным семантическим образованием с нечетким, диффузным ядром, представленным в русском и английском языках соответственно частеречными и словообразовательными вариантами членов синонимических рядов удивление :: изумление и surprise :: wonder :: amazement :: astonishment.