Смекни!
smekni.com

Коммуникативно-прагматичская характеристика рекламного текста (стр. 3 из 5)

4. Категория модальности выражает (1) характер отношения сообщаемого к действительности и (2) отношение автора текста к предмету сообщения. По аналогии с модальностью предложения, в первом случае можно говорить об объективной модальности, во втором - о субъективной или авторской модальности текста. Т. В. Матвеева выделяет субъективную модальность, основанную на выражении эмоционально-экспрессивного отношения (тональность, по ее терминологии), и модальность, в основе которой лежит рациональная, интеллектуальная оценка (оценочность). Оценочность является ведущим признаком жанра рецензии, юбилейной статьи, однако конкретный характер проявления оценочности как в рецензионных жанрах, так и в стандартном научном тексте определяется в итоге личностью автора. [Матвеева 1996: 46] Помимо категорий, лингвисты выделяют тему и логичность текста.Тема, как и авторский замысел – существенный и необходимый признак всякого текста. Это экстралингвистический фактор, который входит в ядро текста и определяет его структуру. Тема – предмет речи, который выступает субъектом тезиса текста. Тема – сфера действительности, общая проблема, (предмет) в рамках которой создан текст. Тему можно определить, ответив на вопрос, о чем говорится в тексте. Формулируется тема с помощью назывных предложений (двух – трех предложений). Тема выражается в тематических группах, которые составляют тематическое поле тематического единства. Что касается логичности, тологичность - общий смысл текста - выясняется постоянно на основе наполнения и анализа информации его минимальных смысловых частей микротекстов, т. е. сам текст – это отражение процесса формирования смысла. Информационная роль фрагмента зависит от самого состава и последовательности расположения [Буре 2003 :36] Итак, для текста характерны следующие категориям – это модальность, целостность и связность, структурность. Текст всегда имеет тему или несколько тем, которые связаны иерархически. И в тексте должна прослеживаться логичность, так как при ее отсутствии текст перестает быть текстом.

1.3. Проблема типологии текстов.

Проблема типологии текстов связана с решением вопроса о классификации текстов. Многообразие текстов делает вполне объяснимыми попытки как-то упорядочить, систематизировать тексты. Типология текста, несмотря на свое центральное положение в общей теории текста, до сих пор еще разработана недостаточно. Не определены еще общие критерии, которые должны быть положены в основу типологизации [Валгина 2003]. Валгина Н.С. считает, что критерии типологизации должны складываться из ряда показателей и охватывать, по крайней мере, главные признаки текста: информационные, функциональные, структурно-семиотические, коммуникативные.При ориентации на разные критерии можно в первичной дифференциации остановиться на делении «научные и ненаучные тексты»; «художественные и нехудожественные тексты»; «монологический и диалогический тексты»; «моноадресатный и полиадресатный тексты» и др. Каждое из этих делений реально существует, но с точки зрения общей и единой типологии, они некорректны: например, художественный текст, с одной стороны, попадет в группу ненаучных, а с другой – одновременно в группы монологических и диалогических. Чтобы избежать подобных скрещиваний, Валгина Н.С. предлагает ориентироваться на наиболее устоявшиеся классификации, опирающиеся на экстратекстуальные факторы, т.е. факторы реальной коммуникации (коммуникативно-прагматические).Подавляющее большинство авторов, занимающихся проблемами текста, при учете факторов реальной коммуникации соответственно сферам общения и характеру отражения действительности первоначально делят все тексты на нехудожественные и художественные. Нехудожественные тексты характеризуются установкой на однозначность восприятия; художественные – на неоднозначность. Художественные тексты, в свою очередь, имеют свою типологию, ориентированную на родо-жанровые признаки, а нехудожественные тексты имеют свою частную типологию: тексты массовой коммуникации; научные тексты; официально-деловые тексты [Валгина 2003] Согласно Валгиной Н.С., художественный текст строится по законам ассоциативно-образного мышления, а нехудожественный – по законам логического мышления. В художественном тексте за изображенными картинами жизни всегда присутствует подтекстный, интерпретационный функциональный план, «вторичная действительность». Нехудожественный текст, как правило, одномерен и однопланов, действительность реальна и объективна. Художественный текст и нехудожественный обнаруживают разные типы воздействия – на эмоциональную сферу человеческой личности и сферу интеллектуальную; кроме того, в художественном изображении действует закон психологической перспективы. Наконец, различаются эти тексты и по функции – коммуникативно-информационной (нехудожественный текст) и коммуникативно-эстетической (художественный текст). Таким образом, классификация текстов еще разработана недостаточно, так как не определены еще общие критерии, которые должны быть положены в основу типологизации. Для данной работы особый интерес представляют тексты, опирающиеся на экстратекстуальные факторы, т.е. факторы реальной коммуникации (коммуникативно-прагматические), а именно, рекламные тексты.

1.4.Рекламный текст как объект лингвистического исследования

Хотя реклама как вид текстовой деятельно­сти в русской действительности появилась сравнительно недавно (ведущее положение в мировом рекламном бизнесе, как в плане объе­ма, так и в плане влияния занимает англоязыч­ная реклама), тем не менее имеет место ряд мо­нографий и диссертационных работ, посвященных ее лингвистическому описанию.

В современной лингвистической литературе можно найти ряд определений слова «реклама». В.В. Ученова пишет, что зычные «выкрики» городских глашатаев о важнейших текущих событиях стали истоком латинского глагола «rес1аmare», что означает «выкрикивать»; а производным от этого глагола стало наимено­вание явления рекламы. «Реклама - это ответв­ление массовой коммуникации, в русле которо­го создаются и распространяются информатив­но-образные, экспрессивно-суггестивные про­изведения, адресованные группам людей с це­лью побудить их к нужным рекламодателю вы­бору и поступку» [Ученова 2003: 78].

Е.В. Ромат считает, что реклама может рас­сматриваться как специфическая область соци­альных массовых коммуникаций между рекла­модателями и различными аудиториями рек­ламных обращений с целью активного воздей­ствия на эти аудитории, которое должно спо­собствовать решению определенных маркетин­говых задач рекламодателя [Ромат 2004: 84].

Л.Г. Фещенко подчеркивает, что «реклам­ный текст - коммуникативная единица, функ­ционирующая в сфере маркетинговой коммуни­кации.» [Фещенко 2003: 27].

Как видно из приведенных дефиниций, рек­лама расценивается как вид коммуникации. Рекламная коммуникация должна быть, безус­ловно, определена как один из видов социаль­ной коммуникации, так как вне рамок челове­ческого общества существование рекламы не­мыслимо.

Основными функциями социальной комму­никации являются информационная (передача информации), экспрессивная (способность вы­ражать не только смысловую, но и оценочную информацию), прагматическая (способность передавать коммуникационную установку, предписывающую определенное воздействие на получателя) [Конецкая 1997: 85].

Реклама достигает цели лишь в том случае, если при составлении рекламного текста учи­тываются особенности человеческой психики. Самой старой и самой известной рекламной моделью является AIDA(attention — interest — desire — action, т.е. внимание — интерес — жела­ние — действие). Она предложена американским рекламистом Элмером Левисом еще в 1896 г. Эта модель отражает этапы психологического воздействия рекламы: привлечь внимание, вы­звать интерес, возбудить желание, дать аргу­менты в пользу товара или услуг, привести к решению, сделать покупку или воспользоваться услугами.

Таким образом, отличительным признаком рекламных текстов является их антропоцен­тризм, так как подобные тексты обслуживают потребности человека и социума и характери­зуются прагматической заостренностью.

Мировоззрение человека - относительно ус­тойчивая система, которая опирается на иерар­хию ценностей. Ценности базируются на фун­даменте потребностей тех или иных субъектов. Согласно В.В. Ученовой, ценностные ориента­ции различных групп населения и отдельных индивидуумов с точки зрения их внутреннего наполнения включают архетипы, стереотипы и идеалы [Ученова 1996:74]. Первые содержат ценностные предпочтения, сохранившиеся от предшествующих поколений, вторые - предпочтения на­стоящего времени и третьи - ценности предви­димого будущего. Этот аксеологический ком­плекс используется рекламой для достижения ее целей. И именно рекламный текст являет­ся средством социального регулирования и воз­действия на различные социальные группы, предлагая те которые ценятся в настоящее время и являются отражением развития культуры.

Помимо ценностных ориентации, использу­ются рекламные стратегии рациональные (ко­гда аргументация рекламного сообщения стро­ится на логических доводах о соответствии ка­честв продукта определенным потребностям покупателя) и эмоциональные (когда рекламное послание создает некий привлекательный для потребителя образ, настроение, чувство) [Назайкин 2007:50]. Выбор рациональной стратегии подразу­мевает использование в рекламе относительно большого количества фактов, аргументов, ссы­лок, цитат, поданных с помощью иллюстраций или без них. Человек, воспринимая такую рек­ламу, проводит тщательную обработку инфор­мации, формирует осмысленное к ней отноше­ние. Реклама эмоционального типа с помощью образов и ассоциаций формирует определенные символьные характеристики предметов. В це­лом же, деление рекламы на использующую ра­циональные или эмоциональные стратегии ис­кусственно и условно, так как практически все объявления сочетают в себе признаки рацио­нальной и эмоциональной рекламы.