Смекни!
smekni.com

Особенности стилистики агитационной статьи (стр. 2 из 4)

В 1907, выходит «Мать» Горького, в 1911 «Правде» появляются поэты-агитаторы, среди которых можно отметить популярного в то время поэта Демьян Бедный.

Из создателей художественной агитационной литературы после Октябрьской революции 1917 можно отметить уже упомянутого Д. Бедного, Безыменского, Жарова, Филиппченко. Поэтами-агитаторами были футуристы: Маяковский, Третьяков, Асеев и др.

К образцам агитационной литературы послереволюционного периода относятся и многочисленные частушки - вид уличной поэзии, который весьма оживился в эти годы.[4]

К агитационным художественным произведениям, созданных после гражданской войны относятся: «Мятеж» и «Чапаев» Фурманова, «Железный поток» Серафимовича, «Неделя» Либединского, «Шторм» Биль-Белоцерковского, а также «Цемент» Гладкова.

2. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, публичной речи. Характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена для широких слоёв общества, воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата. Тип речи - преимущественно рассуждение.

2.1. Лексические языковые средства

Общественно-политическая лексика, русская и иноязычная. Вкрапления разговорной, просторечной лексики. Неологизмы (авторские новообразования). Употребление слов в переносном значении. Лексические повторы. Фразеологизмы, пословицы, поговорки.

2.2. Морфологические языковые средства

Всё многообразие морфологических форм. Специфические глагольные формы со значением настоящего времени, которые способствуют созданию эффекта присутствия (Мы поднимаемся по лестнице. Подходим к двери. Звоним.)

2.3. Синтаксические языковые средства

Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Неполные предложения. Выделение части предложения в отдельное предложение. Вводные слова и предложения, обращения. Стандартные конструкции (железный занавес, средства массовой информации). Абзацное членение подчинено целям воздействия: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение. Заголовок содержит информацию о содержании текста и привлекает внимание читателя.

3. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГИТАЦИОННОЙ СТАТЬИ

Агитационная статья требует определенной языковой стилистики, близкой к публицистической, для которой характерны:

– лаконичность изложения, «экономия» языка;

– отбор языковых средств с целью добиться доходчивости изложения;

– употребление общественно-политической лексики и фразеологии, заимствованной из других стилей;

– использование речевых стереотипов, клише;

– жанровое разнообразие и разнообразие языковых средств, многозначность, эмоционально-экспрессивная лексика.

Помимо перечисленных особенностей добавим черты, присущие непосредственно агитационным статьям: императивность, смысловая и информативная насыщенность, демонстративность.

3.1. Типы восприятия информации

Изучение воздействия посредством слова находится на пересечении психологической и лингвистической наук. С целью такого изучения психологами разработан ряд методик, в основе которых лежит использование определенных речевых приемов и особых способов построения текстов. Организация текста в агитационной статье не может не опираться на известные приемы психологического воздействия.

Одна из отправных точек как визуального, так и вербального воздействия – ориентация на тип восприятия, характерный для большинства людей в данной целевой группе (имеется в виду, какой тип восприятия – визуальный, аудиальный, кинестетический – в ней преобладает). В зависимости от преобладающего типа восприятия выстраивается своего рода канва, концепция обращения.

3.1.1. Визуальный тип восприятия информации

Скажем, на людей с преобладающим визуальным типом восприятия большее впечатление произведут яркие, красочные, «видимые» фразы и предложения. «Чтобы повысить значимость цели, необходимо нарисовать красочный образ близкой по реализации цели».[5] Например, во время президентских выборов 1996 г. команда Б. Ельцина весьма активно использовала мобилизационные ресурсы визуальных образов, причем преимущественно в антирекламных целях. Постоянные упоминания об очередях, талонах, нищете, бесправии присутствовали практически в каждом рекламном обращении. Скажем, одна из листовок того периода представляла собой схематичное изображение талонов на мясо, водку, сахар, сигареты и «шапок» документов, среди которых были: приговор – расстрелять как врага народа; список запрещенных книг; характеристика из райкома КПСС; ходатайство о постановке на очередь. Другой пример – прорисовка цели на вербальном уровне. Вот как это было сделано в брошюре «Почему мы, ветераны, голосуем за Ельцина: «Надо залечить раны, остановить войну в Чечне и не допустить новых конфликтов. Надо как следует накормить людей, одеть, обуть, дать им перевести дух от этих реформ, резко сломавших прежний уклад жизни. И только после этого – в добрый, новый путь. Тогда можно будет начинать постепенно усиливать Отечество, открывать ему новые перспективы... Это время придет, но до него еще надо дожить. А доживать, сохранять и набираться сил разумнее всего при уже привычном лидере». От имени молодежи предлагалась визуализация целей: «Он начал закладывать первые камни в фундамент нового российского общества. И он должен завершить строительство хотя бы первых этажей – а уже по том мы сможем продолжать стройку сами... Это время нужно даже не Ельцину – в первую очередь оно нужно нам: для того, чтобы окончательно повзрослеть и оказаться готовыми подменить капитана у государственного штурвала»[6].

Мастером в производстве ярких образов можно считать В. Жириновского. Уже почти никто не помнит, по какому поводу он говорил о том, что российские солдаты будут мыть сапоги в Индийском океане, а образ настолько запечатлелся в сознании людей, что продолжает жить самостоятельно, и стал чем-то вроде визитной карточки лидера ЛДПР.

3.1.2. Аудиальный тип восприятия информации

Люди с аудиальным типом восприятия чрезвычайно ценят собственные убеждения, верования.

Самый распространенный речевой стереотип – сочетание фраз, отражающее желание достичь успеха или избежать неудачи. Обращаясь к людям, у которых мотивацией деятельности служит желание достичь успеха, необходимо использовать позитивную структуру предложения. Например: «Я предлагаю новый механизм формирования доходной части бюджета...», «...Те, кто начал войну в Чечне, закончить ее не могут. Я сделаю это. Я издам приказ о прекращении огня, разведу войска, прикажу немедленно начать переговоры...» «...Я хотел бы, чтобы уже сейчас, а не в следующем году, был реализован ряд простых предложений демократической оппозиции...»[7].

Обращаясь к людям, у которых мотивация деятельности – желание избежать неудачи, напротив, используют негативную структуру предложения: «Я не хочу...», «Я не думаю...». Следует заметить, что в агитационных материалах последних политических кампаний в России наиболее часто использовалось построение текстов по позитивной схеме. В целом, чтобы активизировать людей, имеющих те или иные доминирующие речевые стереотипы, необходимо использовать эти стереотипы. И наоборот, если возникает необходимость снизить активность, следует воспроизвести речевые стереотипы, противоположные тем, что доминируют в данной группе.

3.1.3. Кинестетический тип восприятия информации

Если в целевой аудитории преобладает кинестетический тип восприятия, обращение к ней следует формулировать с помощью так называемых «вестибулярных» слов – слов, содержание которых направлено на сохранение равновесия. К подобным словам относятся: глаголы «балансировать», «напрягать», «помещать», «ориентировать», «стабилизировать», «сдвигать»; предлоги «через», «под», «вокруг», «вверх», «вниз», «из», «над»; выражения «в напряжении», «на краю», «на грани», «изменить свою позицию», «ходить по кругу», «выйти на орбиту» и пр. Например: «Хватит балансировать над пропастью! Стране нужны порядок на улицах, порядок в кабинетах чиновников и порядок в семье. С вашей поддержкой мы получим его и тогда выйдем на орбиту постепенных экономических преобразований. Сейчас мы все в напряжении...».

3.2. Приёмы, использующиеся при написании агитационной статьи

3.2.1. Лексика агитационной статьи

Целый пласт возможностей воздействия на людей предоставляет моделирование на уровне лексики. Например, активно используются омонимы: «Эта газетная утка уже давно улетела»; фонетической множественности смыслов – близких по звучанию, но различных по смыслу слов: «Серп и молот – смерть и голод». Подобные модели активно продуцируются массовым сознанием, в конце концов, приобретая статус фольклорных и жаргонных словечек, а также расхожих сентенций (перестройка – катастройка). Этот способ организации текста весьма эффективен при конструировании лозунгов, призывов. Довольно привлекательным приемом построения является так называемый «speendid generalites» (привлекательная неопределенность), заключающийся в оперировании словами и выражениями, имеющими позитивную окраску, – «новый», «великий» и т.д. Например: «Новый курс» Ф. Рузвельта, «Новые рубежи» Дж. Кеннеди, «Великое общество» Л. Джонсона.

Того же эффекта можно добиться с помощью семантического оператора «не», неявным образом направляя внимание читателя на негативные стороны противника: «Не будем вспоминать об их ошибках». Операторы «не» и «ни» используются также, чтобы обилием установок отрицания вызвать у читателя замешательство: «Ни правые, ни левые, ни демократы, ни коммунисты, ни патриоты, ни космополиты, никто не спасет Россию». Другое средство, связанное с употреблением оператора «не», – моделирование отсутствия у противника конкретной программы действий, цель которого – сформировать замешательство, после чего перейти к агитации, представить ее по контрасту в самом благоприятном свете: «Россией правят не «белые» и не «красные». Россией правят бюрократы. Это многоликие оборотни. С утра он – «демократ», в обед – «коммунист», к вечеру – «патриот»... С Лебедем к власти придем мы с вами – честные простые люди».[8]