Смекни!
smekni.com

Планы к 20-ти выпускным сочинениям (стр. 3 из 6)


Тема 8

Образ автора в поэме Г.В.Гоголя «мёртвые души»

Русь! Чего же ты

Хочешь от меня?

Н.В.Гоголь «Мёртвые души»

План.

I вся Русь явится в нём.

II идти об руку с моими странными героями (1 том, нач 7 г)

1. пушкинская традиция- лирическое начало.

2. … метко сказанное русское слово (1 том, конец 5 главы)

3. … счастлив писатель… (1 том, нач. 7 гл)

4. песня, которая «рыдает и хватает за сердце» (1том, 11 гл)

5. «Эх тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал» (1том, конец 11 главы)

III постораниваются и дают её дорогу другие народы и государства (1том,11 гл)

«Вся Русь явится в нём!»- пишет о замысле «мёртвых душ» Гогль Жуковскому в письме 1836 года. «Мёртвые души» Гоголя, писал А.И.Герцен,- удивительная книга, горький упрёк современной Руси, но не безнадёжной». Белинского тоже захватили в поэме Гоголя не только изображение «страшной, потрясающей тины мелочей2, не только картины дикости и помещичьего быта, но и лирическое начало, и образ самого автора.

Гоголь наследовал пушкинскую традицию: вся поэма «Мёртвые души» пронизана лирическим началом. Образ автора раскрывается в лирических отступлениях.

Тема 9

Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века.

(вариант первый, по роману М.Ю.Лермонтова …герой нашего времени…)

я меж людей беспечный странник

для мира и небес чужой.

М.Ю.Лермонтов, «Я не для ангелов и рая»

Так жизнь скучна,

Когда боренья нет.

М.Ю.Лермонтов, 1831 год

План.

I история души человеческой

II во мне живёт два человека: один живёт…, другой мыслит и судит его

1. у меня несчастный характер

2. врождённая страсть противоречить

3. а что такое счастье? Насыщенная гордость

4. невольно я разыгрывал роль палача или предателя

5. зачем я жил? Для кокой цели я родился?

6. я истощил жар души, и постоянство воли

7. я люблю сомневаться во всём

III целое небо…. На них смотрит с участием


Вариант второй по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

Где они, крылья –то?

И.А.гончаров, «Обломов»

План.

I странный герой

II отчего же я такой

1. жизнь в его глазах разделялась на две половины

2. вы думаете, что для мысли не надо сердца

3. в десять мест в один день – несчастный!

4. когда же жить?

5. продолжал чертить узор собствной жизни.

6. теперь его поглотила любимая мысль

7. два несчастья вдруг!

8. он был как будто один в целом мире…

9. какая свадьба?

10. «она!»- сказал Обломов и остановился в страхе.

III Испытание любовью


Тема 11

Смысл финала пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад»

Теперь всё враздробь,

не поймешь ничего.

Слова Фирса из пьесы

«вишнёвый сад» А.П.Чехова

план.

I трагедия ускользающего времени.

II идейно-художественное своеобразие финала пьесы.

1. функции пауз.

А) паузы, сопровождаемые внеречевыми звуками, как средство лирического оформления сценического действия (звук лопнувшей струны, звук топора)

Б) беззвучные паузы, как эмоциональный эквивалент мотивов поводного течения пьесы (эпизод со слов Лопахина (поглядев на часы) да… пауза (всего 5 пауз))

2. авторские ремарки:

А) варя оглядывает комнату и не спеша уходит

Б) Любовь Андреевна и Гаев остались вдвоём

В)Сцена пуста, слышно, как…

Г) слышится отдалённый звук.

3. Диалоги

А) словесные;

Б) пантомимические.

4. монолог Фирса.

III драма обманутых ожиданий.


Тема 12

Многообразие тематики Ф.М. Достоевского «преступление и наказание»

Станьте солнцем, вас

Все и увидят.

Станьте солнцем, вас

Все и увидят…

Ф.М.Достоевский, «Преступления и наказание».

Их воскресила любовь.

Ф.М.Достоевский, «Преступление и наказание»

План.

I Раскрыть тайну бога и человека.

II «Корчи совести»

1. Тема большого города, враждебного человеку.

2. Тема детей.

3. Тема преступления.

4. Тема наказания.

5. Тема безбожия.

6. Тема веры в Христа.

7. Тема эгоизма и альтруизма.

8. Тема самообмана.

9. Тема Наполеона.

10. Тема судьбы человечества.

III «Найди в человеке человека.

Вариант вступления.

Для Ф.М. Достоевского писатель и поэт – это воплощение высшего начала, участник перестройки и создания мира. Раскрыть тайну Бога и человека – вот жизненное кредо великого писателя. Роман «Преступление и наказание» - органичный художественный сплав мучительных и мужественных размышлений о себе, о своём народе и судьбах человечества.


Вариант 2

План.

I «корчи совести»

II самообман – убийство- самоубийство- путь разума без сердца.

1. Тема детей.

2. тема Самообмана и обмана.

3. Тема эгоизма и самопожертвований.

4. тема преступления и наказания.

5. Тема веры и безбожия.

6. Тема истинного и мнимого покаяния.

7. Тема милосердия и жестокости.

8. Тема судьбы человечества.

III Уроки писателя – гуманиста.

Вариант вступления.

Для Ф.М. Достоевского писатель и поэт – это воплощения Высшего начала, участник перестройки и создания мира. Раскрыть тайну Бога и человека- вот жизненное кредо великого писателя. Роман «преступления и наказание» - органичный художественный сплав мучительных и мужественных размышлений о себе, о своём народе и судьбах человечества.


Тема 13.

Приём антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX века.

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Л.Н.Толстой.

План.

I приём антитезы- главный принцип композиции романа «война и мир» Л.Н.Толстого.

II Наполеон и Кутузов – герои, составляющие полюса романа.

1. Наполеон – олицетворение всего самого дурного в людях:

А) портрет;

Б) поведение;

В) речь;

Г) Авторская характеристика;

2. Герои тяготеющие к полюсу Наполеона:

А) Элен и Анатоль Курагины.

Б) Берг;

В) Вера;

3. Кутузов- Олицетворение простоты, добра и правды:

А) портрет;

Б) поведение;

В) речь;

4. Герои, тяготеющие к полюсу Кутузова:

А) Князь Андрей;

Б) Пьер Безухов;

В) Наташа Ростова;

III Испытание героев с точки зрения закона «непрерывного движения личности во времени»


Вариант 2

Приём антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX века.

( по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

- я ведь только вошь убил, Соня!

- это человек- то вошь?

(из разговора Сони с Раскольниковым)

План..

I антитеза- ос6новное идейно- композиционный принцип романа «Преступление и наказание»

II функции антитезы.

1. Приём антитезы при создании образа главного героя:

А) замечательная внешность Раскольникова и одежда нищего;

Б) описание каморки и страшная теория Раскольникова;

В) бесчеловечность теории и её неприятие сердцем (сны Раскольникова).

2. Приём антитезы в основе системы персонажей:

А) двойники Раскольникова (Лужин и Свидригайлов);

Б) правда Сони Мармеладовой и правда Раскольникова.

III человек- таинственная бесконечность.

Вариант заключения.

Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный приём и композиционный принцип помогает писателю разграничить добро и зло, показ0ать опасность эгоистического разделения людей, наметить пути нравственного совершенства.

Вариант 3

(правда Раскольникова и Сони).

I роман Достоевского построен на противопоставлениях двух взаимоисключающих жизненных концепций – Раскольникова и Сони. «Да, страшна была ему Соня. Соня представляла ему неумолимый приговор, решение без перемен. Тут или её дорога, или его».

II Раскольников и Соня – оба преступники по меркам общества. Библейская пара- убийца и блудница. Преступники, так, как преступили нормы морали.

III Их преступления по сути свое совершенно различны.

1. Раскольников идёт на преступление ради себя. Соня – ради семья, спасая от голодной смерти детей Катерины Ивановны.

2. Раскольников выступает как палач, Соня- сама жертва общественного преступления.

3. раскольников, одержимый «наполеоновскими мечтами», совершаемое им убийство хотел бы считать признаком своей избранности. Соня подвиг своей любви к ближним искренне считает преступлением.

4. Преступление ставит героев вне общества. 7но раскольников сам ищет одиночества, разъединения с людьми. Отталкивает Разумихина, мать, Дуню. Соня стремиться к человеческой общности.

5. Первооснова преступления Раскольникова- бунт против несправедливого устройства общества, против самого этого общества. Он позволил Ра зуму, логике подавить сопротивление, в основе которого- смирение, жертвенность собой во имя других. В ней – доминанта сердца, души, против которых бессильны доводы рассудка.

IV Преступление Раскольникова – не только убийство старухи – процентщицы, но сама его бесчеловечная теория деления людей на «гениев» и «муравейник». К преступлению он мог идти только один, обособившись от мира. Искупить кровь и зло, вернуться к людям он может только с Соней, только с её стремлением к человеческой общности, к слиянию с миром.