Смекни!
smekni.com

Планы к 20-ти выпускным сочинениям (стр. 5 из 6)

К лучшим созданиям Тютчева принадлежат и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших человеческих переживаний:

Я встретил вас – и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое-

И сердцу стало так тепло…

Это одно из самых моих любимых стихотворений. Читаешь его и слышишь неповторимый голос Козловского, поющего этот романс. Это одно из самых задушевных стихотворений поэта. На склоне лет Тютчев испытал самое большое в своей жизни чувство-любовь к Е.А.Денисьевой. именно с этой «последней любовью» связаны многие шедеврю лирики Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошёл- спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Или другие пронзительные строки:

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

Эти и другие стихотворения, взятые вместе, образуют, так называемый «денисьевский цикл», по всеё своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеющий равного не только в русской, но и в мировой любовной лирике. Эти лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем замечательны, что в них личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого.

Поэзия Тютчева – это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в минуты роковые», в эпоху крушения века складывавшихся социальных устоев, нравственных догм и религиозных верований. Самого себя поэт осознаёт «обломком срарых поколений», вынужденным уступить дорогу «новому, младому племени». И в это же время он сам, детище нового века, несёт в своей душе «страшное раздвоение». Как ни горько ему плестись «с изнеможением в кости навстречу солнцу и движенью», он испытывает не тоскливое томление о прошлом, а сильное влечение к настоящему. Однажды он писал:

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поёт;

Благоухающие слёзы

Не о былом аврора льёт,-

И страх кончины неизбежной

Не сеет с дерева листа:

Их жизнь, как океан безбрежный,

Вся в настоящем разлита.

Это строки многое разъясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в «настоящем» было до конца дней присуще поэту.

Читая стихи Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то, что поэт 2не писал, а лишь записывал свои стихи», он на раз возвращался к записанному, отделывал, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с пера, добиваясь предельной ясности и точности образа.

в своём знаменитом стихотворении «молчание!» поэт признавался:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живешь?

Мысль изречённая есть ложь.

Однако стихи Тютчева служат лучшим доказательством не бессилия, а могущества слова . мысль никогда не оборачивалась в низ ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй «таинственно-волшебных дум», они, вопреки его собственному мнению, всё больше и больше находят путь к сердцу другого.


Вариант 3.

Лирика Тютчева в моём восприятии.

Как сердцу высказать себя.

Ф.И. Тютчев, «Silentium».

План.

I всё во мне и я во всём…

II «стихов любимейшие строки».

1. лишь жить в себе самом умей.

2. нам не дано предугадать

3. блажен, кто посетил сей мир

в его минуты роковые! (Цицерон)

4. душой весны природа ожила (Стихотворение «Могила наполеона»)

5. когда пробьёт последний час природы (последний катаклизм)

III не плоть, а дух растился в наши дни.

Вариант вступления.

Знакомство с лирикой Тютчева произошло раньше, чем я взяла в руки томик стихов поэта. В радио и телепередачах звучали стихи и поразило слишком частое повторение в строках слова «душа». А потом в статьях поэтов и литературоведов неизменная ссылка на тютчевские строки. Что стоит за этими строками? Сразу не ответишь…вспоминаются пушкинские строки:

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Не об этом ли пишет Тютчев?

Тема 17

Идейно-художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

План.

I М.Е. Салтыков-Щедрин – гениальный мастер социально-политической сатиры.

1. специфика социально-политической сатиры – направление удара на основные болезни общества и использование приёмов гротеска и фантастики.

2. синтез способностей художника и мыслителя –публициста.

3. причины выбора сказочного жанра.

II Пафос тврочества Салтыкова-Щедрина – отрицание всех форм угнетения во имя победы идеалов демократии.

1. обличение самодержавия и эксплуататорских классов.

2. изображение жизни народных масс в царской России.

3. разоблачение обывателя и либерала.

III Палитра сатиры Салтыкова-Щедрина

1. использование сказочного жанра в сатирических целях.

2. сближение социальных явлений с явлениями сказочного и животного мира.

3. «эзопов язык» и его функции.

4. сочетание разностилевых элементов в композиции, сюжете и рече сказоу.

5. гипербола и гротеск.

6. роль фантастического элемента.

IV современность смеха Щедрина


Вариант 2

План.

I Революционная сатира Салтыкова щедрина.

II обличение и беспощадная критика дворян, чиновников, самодержавия, либералов, обывателей, бесплодных мечтателей.

1. народ в сказках Салтыкова-щедрина .

2. художественное своеобразие сказок:

А) «эзопов язык»

Б) традиционные образы- символы животных и новые образы-аллегории;

В) переплетение реального и фантастического;

Г) гипербола, гротеск;

Д)Речевая характеристика;

Е)связь с народным творчеством

III Сказки Щедрина – действенное средство борьбы с современной бюрократией и с антинародной идеологией.


Тема 18.

Я хочу рассказать о книге Н.С.Лескова «очарованный сранник».

Мне за народ очень помереть хочется.

План.

I «Писатель будущего».

II Иван Флягин- «чернозёмный Телемак».

1. деятельный мирный характер Ивана Флягина.

А) неуёмная сила духа;

Б) богатырское озорство;

В) неистребимая жизненная мощь;

Г) широта души;

2. необыкновенная жизнь.

III Пафос высокой нравственности.

Рабочие материалы

Трагическая судьба человека, который не может найти применения, предстаёт перед нами в повести «Очарованный странник».

«Очарованный странник»- это тип «русского скитальца» (говоря словами Достоевского) конечно, Флягин не имеет ничего общего с дворянскими «лишними людьми» -Алеко, Онегиным,- которых имел в виду Достоевский. Но от тоже ищет и не может обрести себя. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве.

Он и того смирён своим мужицким званием перед необоходимостью трудиться. Но покоя ему нет. В жизни он не участник, а только странник.

Похождения «странника» удивительны и сказочны не менее, чем история Левши. События, преследующие героя, стягиваются в такой фабульный узел, что даже у самого Лескова немного найдётся столь занимательных произведений. И на протяжении всей повести нас не покидает чувство удивления, перед нравственной силой, несокрушимостью духа. Пусть фантастична история его «татарского плена» и есть в ней отголоски 2восточных повестей2 прошлого века, правда в том, что мы видим русского человека, тоскующего по родной земле.

Герой Лескова, человек безграничной русской удали, великого просторечья, больше всего радеет о родной земле. Он не может жить для себя. И в монастыре нет ему покоя. Внутренний голос говорить ему: «Ополчайся!». Жизнь нужно отдать за что-то большое, общее, не за эгоистическое спасение души. «мне за народ очень помереть хочется».

Казалось бы в чём-то эта вещь близка Достоевскому. Но как раз к нему-то Лесков никогда не подходил. Иван Северьянович странствовал и страдал. «пострадали небось?»- спрашивают его. «разумеется-с»,- охотно отвечает он. Но страдание его не от внутренней потребности страдать, очищаясь в страдании, а от выпавшего человеку таланта, от внешних обстоятельств, не дающих развернуться, проявить себя в полную силу.

А сил ему опущено- количество огромное. Он и по виду – добрый русский богатырь, Илья Муромец, и горы может свернуть. Да сил – то этих он не знает к чему приложить. Очарован богатырь чьими-то злыми чарам, и нет ему ни пути, ни дороги. Так и мыкается он по свету «очарованным странником…»

В истории И. Флягина мы видим русского человека, любящего родину, ловкого, сметливого, совестливого, несчастного в своей судьбе, но широкого в своём сердце, в стремлении добром служить людям.

Так кто же он Иван Флягин? Герой? Неудачник? Скиталец? Он- прведник!


Тема 19

Революция и гражданская война глазами писателей разных поколений

А я стою один меж них

В ревущем пламене и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

М.Волошин.

План.

I мы идём сквозь револьверный лай

II хотят весь мир пересоздать

1. чёрная злоба, святая злоба (12 Блок)