Смекни!
smekni.com

Заглавия и эпиграфы как элемент жанровой атрибуции (стр. 5 из 5)

Произведение рассказывает нам о человеке, угнавшем самолет, и у которого всего лишь несколько часов, чтобы поведать историю своей жизни, прежде чем выгорят двигатели, и он разобьется, о бывшем религиозном фанатике и уборщике чужих домов, о нынешнем лидере, которого любят и ненавидят миллионы.

· Чак Паланик, Рэнт: Биография Бастера Кейси

«Lift up your eyes. Please.»

В данном случае эпиграф представляет собой маску, за которой прячется автор, не желая выступать прямо, косвенно определяет свое отношение к проблемам и событиям, изображенным в произведении, призывает обратить свое внимание.

В эпиграфе содержится обращение автора перед тем, как человек приступит к чтению.Рент являет собой «открывашку» для наших глаз.Он вскрывает истину, предлагая нам подумать, так ли на самом деле всё происходит, как мы это видим, что, если нам продают нашу жизнь, наши размеренные часы, наш чуткий сон.Что, если за всё это мы платим своей жизнью?Что, если кто-то заранее запрограмировал нас? Имменно для ответа на эти и многие другие вопросы, Паланик призывает нас поднять глаза и посмотреть.

· Чак Паланик, Колыбельная

«Sticks and stones may break my bones but names will never hurt me.»

В данном произвдении эпиграф, как в доказательстве теоремы от противного, является тем самым неверным утверждением, которое опровергает автор. "Язык - это вирус", - однажды сказал Берроуз, а спустя несколько лет Чак Паланик создал антиутопию, где слово стало орудием убийства в прямом смысле этого слова. Также автор указывает на то, что слова его произведения тоже могут оказать влияние на читателя. Грубо говоря, эпиграф — это последний шанс читателя одуматься и не читать всё остальное.

· Хантер Томпсон, Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце американской мечты

«He who makes a beast of himself gets rid of the pain of being a man»

Слова С.Джонсона, английского поэта, стали эпиграфом к произведению не случайно. В повествовании, ведущимся от лица двух парней, постоянно находящихся под кайфом, люди предстают в образе животных, отвратительных тварей, подверженных мыслимым и немыслимым грехам. На мой взгляд, данная аллегоричность специально обернута в наркотический бред, чтобы не казаться хоть и страшной, но сказкой.

· Хантер Томпсон, Лучше чем секс

«An old woman was walking down the road when she saw a gang of thugs beating a poisonous snake. She rescued the snake and carried it back to her home, where she nursed it back to health. They became friends and lived together for many months. One day they were going into town, and the old woman picked him up and the snake bit her. Repeatedly. "O God," she screamed, "I am dying! Why? I was your friend. I saved your life! I trusted you! Why did you bite me?" The snake looked up at her and said, "Lady, you knew I was a snake when you first picked me up."»

В качестве эпиграфа к произведению автор выбрал притчу собственного сочинения не случайно. С одной стороны Томпсон высказывает свое собственное мнение на описываемые события, однако, не желая казаться наставником (скорее он хочет быть собеседником), облекает свои слова в притчу, в форму небольшой поучительной аллегории.

Данная притча в эпиграфе выполняет несколько ролей. С одной стороны она предупреждает нас о нелицеприятном содержании книги(однако заставляющим думать), с другой стороны она описывает многовековое взаимодействие политики и общества. Ведь несмотря на то, что люди уже давно понимают как власть развращает, они не хотят это принять и попытаться что-либо изменить. Истинно «не каждый человек спокойно мирится с мыслью, что политика — преступное пристрастие. Но это так.»

· Джек Керуак, В дороге

«If it goes on, you'll crack brain, but let me know what will happen to you.»

Слова эпиграфа адресованы двум главным героям повести: герою просто путешествующему по стране, мечтающему о девушках, пьющему вино и слушающему джаз, возносясь при этом на такие вершины, с которых открывается отличный вид на всю нашу вселенную;и его безумному другу, бабнику, психу, угонщику машин и святому в одном лице, бешенно разгоняющему старые колымаги, и пытающемуся объяснить, что же такое на самом деле "время", в котором все они куда-то плывут. Уже в словах эпиграфа, которые являются еще и собственными словами автора, Керуак показывает свое отношение к происходящим событиям. Он явялется лишь сторонным наблюдателем, но вместе с тем сочувствующим и сопереживающим. Он не хочет вмешиваться в судьбы героев, однако они ему не безразличны.

Список литературы

1. Бахтин М. Проблема текста. Опыт философского анализа // Вопросы литературы. – 1976. – № 10.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.

3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М: Художественная литература, 1972.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество – М: Мысль, 1993.

5. Брудный А.А. О сознании текста // Мысль и текст: Сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Брудного. – Фрунзе, 1988.

6. Будагов Р.А. Поэтика заголовков// его же, Писатели о языке и язык писателей. – М., МГУ. – 1984.

  1. Бялоус Н.И. Особенности лингвистической организации конца художественного произведения / Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Одесса, 1987.

8. Выготский Л.С.Психология искусства. – М., 1968.

9. Гаспаров Б.М. Язык,память, образ. М.,1996.

10. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

11. Гальперин И.Р. Интеграция и завершенность текста // Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и языка. – 1980. – Т.39. – № 6.

12. Гетман Л.И. Художественный текст как объект лингвостилистического исследования: Материалы к специальному и факультативному курсам. –Нежин: НГПИ, 1993.

13. Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения – М., 1994.

14. Джанджакова Е.В. О поэтике заглавий // Лингвистика и поэтика / Отв. Ред.В.П.Григорьев. – М., 1979.

15. Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул (пер. с англ. Е.М. Лазаревой) - Информационный портал Лиterra., 2010 г.

16. Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения: структура, функции, типология / Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М., 1986.

17. Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения: онтология, функции, параметры типологии // Проблемы структурной лингвистики. 1984. / Под ред. В.П.Григорьева. – М., 1988.

18. Кругосвет. Онлайн Энциклопедия. 2010. Полный доступ 4.5.2010: http://www.krugosvet.ru/

19. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М., 1988.

20. Кожевникова Н.А.Слово в тексте // ее же Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века. – М., 1986.

21. Кузьмина Н.А. Эпиграф как лингвостилистическое средство и его роль в композиции стихотворения // Композиционное членение и языковые особенности художественного произведения. М.,1987.

  1. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.,1988.
  2. Лотман Ю.М. К современному понятию текста //Уч.зап. ТГУ. Тарту,1986. Вып.736.
  3. Сазонова Л. И. Жанры литературы средневековой Руси как историко-культурная реальность // Теория литературы: В 4 т. – Т. 2. – М., 2003.
  4. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе - М.: Academia, 2000.
  5. Теплиц К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек / К. Т. Теплиц / Человек: образ и сущность: ежегодник / РАН. ИНИОН. Центр гуманитарных научно-информационных исследований. М., 2000. – (Сер. Проблемы человека). – 2000: Массовая культура.
  6. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. / Б. В. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 1996.

28. Тураева З.Я. Лингвистика текста. – М., 1986.

  1. Храмченков А.Г. Эпиграф как особый вид цитации // Взаимодействие структурного и функционально-стилистического аспектов языка. Минск,1983.
  2. Чернец Л. В. К теории литературных жанров// Филологические науки. - 2006.

Источники фактического материала

  1. Chuck Palahniuk Lullaby - Jonathan Cape, 2002.
  2. Chuck Palahniuk Rant: A Biography of Buster Casey – Vintage, 2004.
  3. Chuck Palahniuk Survivor – Vintage, 2003.
  4. Hunter S. Thompson Fear and Loathing in Las Vegas.A Savage Journey to the Heart of the American Dream - Ballantine Books, 1998.
  5. Hunter S. Thompson Better than Sex - Ballantine Books, 1995.
  6. Jack Kerouac On the road — Guide, 2003.
  7. William S. Burroughs Exterminator! - Penguin (Non-Classics), 2001.