Смекни!
smekni.com

Анализ продуктивности молодняка крупного рогатого скота симментальской и черно-пестрой пород (стр. 5 из 13)

В сравнении с другими видами животных у крупного рогатого скота обоняние ограничено и, тем не менее, ему приписывают важную роль, определяющую поведение животных на пастбище. Так, скот отказывается пастись на участках, где недавно вносились органические удобрения (W. Bianca, 1972).

Немаловажным фактором, влияющим на поведение животных является воздействие на организм фармацевтических препаратов. Е. Бородулин и С. Яровой (Е. Бородулин, 1981) изучая возможность снижения стрессовых воздействий на организм животных, связанных с изменением условий содержания, с помощью аминазина установили, что данный препарат оказывает существенное влияние на поведение телок. По их наблюдениям, телки, которым инъекцировали аминазин, сразу после размещения в новых условиях ложились отдыхать, тогда как остальные первые 20…30 минут бодрствовали. Время приема корма животными, которым инъецировали аминазин, было короче, в отличие от телок, которые содержались в аналогичных условиях, но без инъекции аминазина (Е. Бородулин, 1981).

Введение аминазина в дозе 1,5 мг/кг живой массы и скармливания 25г натрия бромида на одну голову за 30 мин до перевозки животных автотранспортом предупреждало возникновение стресса при погрузке, транспортировке и выгрузке. Они вели себя спокойно и не происходило потерь живой массы (Б.П. Мохов, 1982).

Вещества, стимулирующие охоту, оказывают существенное влияние на поведение маток. Так, после однократной фронтальной обработки эстрофаном в дозе 0,5 мг клоптростенола, телки через 24…60 час приходили в охоту и изменяли свое поведение выражающееся беспокойством и мычанием, плохим поеданием корма и частым вспрыгиванием друг на друга. Воздействие на организм гонадотропных и половых гормонов, внешних раздражителей, формирует половую потребность организма и последующее половое поведение животных (В.Д. Беляева, 1985; M. Manda, M. Satou, I. Kurohiji, 1989; B.L. Coe, R.D. Allrich, 1989; S.T. Davidge, J.Z. Wiebold., P.L. Senger, J.K. Hillers, 1987; J.F. Hurnik, G.Y. King, 1987, R.Y. Knutson, R.D. Allrich, 1988; A.TPeter, W.T. K. Bosu, 1986; M. Umezu, A. Miyamoto, S.Ito, 1987).

Известно, что недостаток в организме тех или иных химических элементов может оказывать определенное влияние на поведение животных, в частности дефицит марганца в кормах приводит к необычному поведению. Коровы в этом случае выводят язык из ротовой полости, сворачивая его спиралеобразно, многократно касаются верхнего неба, перекидывая из стороны в сторону и вновь вводят в ротовую полость. Такое поведение животных считается заболеваниями нервного порядка, некоторые ученые называют его «щелканье языком» (В.А. Серикова, 1986).

Заболевание животного, как правило, отражается и на их поведении. Поведение животных имеет большое значение для раннего диагноза заболевания. Так, животные больные пневмонией становятся вялыми, и много лежат, отказываются от корма, кашляют и храпят (U. Bunger, P. Kaphengst, W. Kleiner, 1988).

Пахучие вещества способны запускать сложный регуляторный механизм поведения, в котором принимают участие центральная нервная система, гипофиз и другие эндокринные железы. При этом они выполняют роль пусковых механизмов, вызывая быстрые безусловнорефлекторные и условнорефлекторные реакции, вызывая медленную и длительную перестройку основных морфологических и функциональных свойств организма (Я.Д. Киршенблат, 1974).

1.3 Пищевое поведение крупного рогатого скота

Пищевое поведение проявляется в особенностях потребления корма определенного вида и физического состояния. Эта форма поведения оказывает существенное влияние на рост и развитие молодняка, откорм и качество мяса, продуктивность, то есть на все направления использования животных. Наибольшее значение в сельскохозяйственной этологии имеет изучение пищевого, группового и репродуктивного поведения (Й. Цзайко, 1979; Л.К. Эрнст, 1974).

Выделено два типа пищевого поведения. Первый характеризуется периодом приема корма и жвачки, укороченными межинтервальными периодами с доминирующим жвачным процессом. Это более эффективный тип пищевого поведения. Второй тип отличается быстрой сменой реакции приема корма, мест кормления, участков пастьбы, более продолжительными периодами, короткими фазами приема корма и жвачки. Этот тип поведения менее эффективен. Процесс адаптации к факторам питания продолжается в течение всей жизни животных. Причем пищевое поведение коров старшего возраста эффективнее, у них короче интервал между возбуждениями пищевых центров, а процесс жвачки интенсивнее и продолжительнее в сравнении с молодыми особями (Б.П. Мохов, 1982, 1991).

Двигательные пищевые реакции обнаруживаются вслед за установлением нервно-мышечной связи. С возрастанием роли аминотрофного питания плода они становятся более выраженными и постоянными. В дальнейшем происходит усложнение этих реакций за счёт различных форм научения. Так, телята, выращенные без контакта со сверстниками, характеризовались меньшей продолжительностью и частотой приема корма. У взрослых животных при нормальной обеспеченности кормом пищевое побуждение возникает ритмически, однако если даже сытому животному предложить наиболее адекватный корм, то натуральные рефлексы могут служить основой мотивационного состояния. При строгом выполнении режима кормления домашнего скота особое влияние приобретают условные рефлексы времени. Изменение стереотипа пищевого поведения, вызванного нарушением распорядка дня и режима кормления, приводит к снижению продуктивности животных (M. Kovalcikova, K. Kovalcik, 1980).

Установлено, что слабое раздражение «центра голода» гипоталамуса приводит к эмоциональному ощущению голода (А.Э. Мельдер, 1973; К.В. Судаков, 1972, 1983).

Исследованиями В. Н. Лазаренко установлено, что уральский черно-пестрый скот и его помеси с голландской и голштинской породами затрачивают больше времени на поедание и пережевывание корма растительного происхождения, чем симментальский (В.Н. Лазаренко, 1990; К.П. Михальцов, 1984).

У высокопродуктивных коров время жвачки, жвачных периодов и пережевывание корма было выше, чем у низкопродуктивных. В течение суток у высокопродуктивных коров зарегистрировано 17,3 жвачных периода продолжительностью 28,8 мин, а у среднеудойных - соответственно 15,3 и 35,5. Жвачный процесс у всех животных наиболее активен между 21,00 и 24,00 час, а также между 2,00 и 5,00 час, независимо от сезона года (Н.Г. Фенченко, 1994; И. Върляков, П. Ненков, 1985).

У высокопродуктивных животных несколько чаще появляются реакции приема силоса, сена, соломы в сравнении с низкопродуктивными (Б.П. Мохов, 1991).

Время, затраченное на прием корма, зависит, прежде всего от его вкуса и качества, величины дачи, от привычек к корму, живой массы животного, возраста, степени насыщения (Е.Н. Александрова, 1973; Е.Я. Борисенко, 1957; Л.С. Дьяченко, 1983; К.С. Садыков, 1987).

Установлено, что пищевое поведение в значительной мере определяется физической структурой кормов рациона. Эта форма поведения оказывает существенное влияние на рост и развитие молодняка, откорм и качество мяса, продуктивность, включая все направления использования животных (М.А. Воронин, 1986; Л.К. Эрнст, 1974).

Корма, имеющие большую плотность (свекла, силос, комбикорм), животные съедают быстрее, чем объемные (солома, сено, сенаж). Включение в рацион свекловичного жома увеличивало потребление сухого вещества корма, а добавка силоса к свекловичному жому увеличивала содержание масляной кислоты в содержимом рубца (А. Мелер, 1974; P. Kamatali, E.Teller, M.Vanbelle, 1990).

Скот, получающий гранулированный монокорм, затрачивал на поедание и жвачку заметно меньше времени в сравнении с животными, рацион которых состоял из натуральных, неразмолотых кормов. Гранулированный тип кормления вызывает резкое сокращение количества и продолжительности жвачных процессов (А.И. Андреев, 1984, 1991; Н.Г. Фенченко, 1994).

При скармливании больших по объему кормов повышенной влажности резко увеличивается количество актов мочеиспускания, что приводит к увеличению времени стояния и уменьшению времени на отдых (А.И. Андреев, 1984; Н.И. Новицкая, 1979).

Между продолжительностью жвачки и молочной продуктивностью существует положительная корреляционная связь, равная 0,43, несколько выше она была с приростом живой массы – 0,67 (J.A. Czako, 1975).

Ритмичность пищевых реакций зависит от условий содержания коров (R. Kotuas, V. Vavak, 1979).

При содержании коров на привязи отмечено 11 периодов приема сочных кормов, а при беспривязном - 21 (Е.И. Админ, 1974). Установлено, что при беспривязном содержании кратность выделения кала у телят составила 7 раз в сутки, мочи - 9, при содержании на привязи, соответственно 9 и 11; на пастбище процесс уринации возникал 2…6 раз в сутки (Л.К. Эрнст, 1974; J. Kotlinski, 1973). Фиксация коров во время кормления уменьшала число столкновений между ними и способствует равномерному потреблению корма всеми животными, создаёт условия для более длительного отдыха, что в конечном итоге повышало молочную продуктивность.

Недостаточный фронт кормления почти всегда вызывает большое беспокойство животных при поедании кормов, беспорядочное движение, увеличение числа столкновений и вытеснений, перемещений с одного места кормления на другое. Животные низших рангов занимают относительно худшие места при кормлении и чаще вытесняются от кормушек (S.P. Konggaard, 1983; V. Reinhard, 1975).

Увеличение фронта кормления телят в условиях ненормированного скармливания концентратов, начиная с 15-дневного возраста, способствует более раннему приучению животных к поеданию корма в целом, сокращается число подходов к комбикорму на 10,6%, к сену - на 12,4%. Однако время, затрачиваемое на поедание 100 г комбикорма было меньше на 8,2% и на столько же сена. При этом увеличивается время отдыха животных на 17,2% (Г.А. Глотова, 1983; А.А. Глущенко, 1987).