Смекни!
smekni.com

Создан для бури (стр. 2 из 5)

И ведь это была истинная правда...

* * *

Все-таки хорошо, что Сталин не был долгожителем и умер в 1953 году. Но плохо, что он не умер во младенчестве...

В 1954 году Генрих вернулся в Баку и не застал мать в живых: годом раньше, отчаявшись добиться у властей помилования для сына, она покончила с собой.

Вернулся домой и Рафаил Шапиро, и друзья продолжили свою работу с того самого места, на котором остановились пять лет назад. Они занялись исследованием объективных законов изобретательского творчества, поскольку уже тогда были уверены в том, что "изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам. Создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям".

Приведенная выше цитата взята из статьи Г.С.Альтшуллера и Р.Б.Шапиро "О психологии изобретательского творчества", опубликованной в шестом выпуске журнала "Вопросы психологии" за 1956 год. Именно эта статья и эта дата открывают историю создания ТРИЗ - теории решении изобретательских задач.

Техника развивается по объективным законам, которые никак не зависят от воли и желания изобретателя. Если эти законы выявить, то удастся установить и закономерности иного, более глубокого уровня: принципы, по которым одно изобретение сменяется другим. Эти принципы тоже объективны. Изобретатель не может сказать себе: "Давай-ка я изобрету нечто такое, что совершенно изменит транспорт". Чтобы сделать изобретение, нужно прежде всего выяснить, нуждается ли именно сейчас в обновлении та область техники, которой вы решили заняться. Ведь часто изобретатели теряют уйму времени (годы!), пытаясь сказать новое слово в области, где такое слово совершенно не нужно. Случается и наоборот: изобретение назрело, но изобретатели, занятые иными проблемами, не обращают на это внимания.

И вторая проблема. Допустим, определили мы каким-то образом, что, скажем, в металлургии именно сейчас создалась ситуация, когда нужно изобрести нечто новое. Как это сделать? Неужели поступить, как все изобретатели в прошлом: пробовать один вариант, другой, третий, ошибаться и возвращаться к началу, искать и снова ошибаться, а потом, совершенно неожиданно, на прогулке с любимой или во сне, вдруг появляется решение, и ты восклицаешь "Эврика!", и бежишь к столу, чтобы записать, потому что иначе обязательно забудешь, ибо вдохновение является и уходит, когда ему заблагорассудится, а не тогда, когда нужно изобретателю?

"Долой вдохновение!" - вот девиз, выдвинутый Г.С.Альтшуллером. Нет, он вовсе не был против таинственной игры ума. Но он хотел раскрыть эту тайну. Не ждать милостей от человеческой природы, а взять их у нее. Как работает вдохновение? Нельзя ли выявить объективные законы этой работы? А выявив, научиться разумно использовать законы и не надеяться на "авось".

Альтшуллер и Шапиро создавали в конце пятидесятых годов основы новой науки. Что нужно сделать, если неясно даже направление поиска? Каждая уважающая себя наука начинается с систематизации объекта исследований. С выявления объективных закономерностей. Современная зоология началась с линнеевской классификации животного мира. В основе современной химии лежит менделеевская классификация элементов. География не была наукой, пока не были составлены достаточно полные карты земного шара. А для того, чтобы создать теорию изобретательства, нужно было разобраться в уже сделанных изобретениях, в описаниях уже выданных патентов и авторских свидетельств. Найти общее у изобретений, казалось бы, совершенно разных. Разделить изобретения на классы по уровню сложности. Установить принципы, по которым после изобретения Х появляется изобретение Y, а не какое-нибудь другое.

Сотни тысяч описаний авторских свидетельств пришлось Г.С.Альтшуллеру проанализировать, прежде чем был создан и опубликован первый в истории техники "алгоритм изобретения" - набор правил, которыми должен руководствоваться изобретатель в своей работе. Первый алгоритм состоял из четырех "шагов". Он был прост, но достаточно эффективен. С помощью алгоритма образца 1959 года уже делались изобретения!

Вот один из эффектных примеров, описанный Г.С.Альтшуллером в книге "Основы изобретательства" (вы найдете переиздание этой книги во втором томе Собрания сочинений). Существует техническая проблема: что нужно сделать, чтобы ледокол в арктических льдах двигался в несколько раз быстрее?

Первый шаг алгоритма: сформулировать ИКР - идеальный конечный результат. Чего вы, собственно, добиваетесь в идеальном случае? Чтобы корабль передвигался во льдах так, будто никаких льдов не существует.

Шаг второй: что этому мешает? Льды, естественно! Стоп. Льды в Северном океане - объективная реальность, от льдов никуда не денешься. В системе "лед-корабль" менять нужно именно ледокол, а не арктические торосы. Итак, двигаться с большой скоростью ледоколу мешает... что? Корпус, естественно. Лед необходимо колоть и давить исключительно для того, чтобы затем протащить сквозь образовавшуюся полынью толстенное тело корабля.

Шаг третий: в чем причина помехи? Иными словами: почему у корабля такой широкий корпус? Это понятно - нужно ведь место для размещения груза, двигателей, кубриков для команды... Никуда от этого не деться, все это нужно тащить с собой. Значит, задача не решается, ведь корпус - основная принадлежность ледокола, как и любого другого корабля?

Нужно сделать четвертый шаг. Ответить на вопрос: "Как устранить помеху?" Вот здесь-то и помогло изучение сотен тысяч изобретений. Альтшуллер еще в те годы выявил около трех десятков стандартных приемов, которые используются на четвертом шаге алгоритма. Как устранить помеху? Примените нужный прием, вот вам список!

У задачи о ледоколе есть красивое решение, полученное с помощью приема: "Разделение объекта на составные части". Нужно разделить корпус ледокола надвое - верхнюю часть, которая будет двигаться НАД льдами, и нижнюю, которая будет двигаться ПОД льдами. И соединить эти две части корабля узкими, как ножи, боковинами. Только они, эти боковины-лезвия, и будут соприкасаться со льдом и не колоть его, как это делают ледоколы, а резать, как это делает острый нож, вонзаясь в масло. Корабль идет во льдах, не оставляя за собой привычной полыньи - только два узких ножевых следа. Сопротивление льда движению судна уменьшается во много раз. Многократно увеличивается скорость при той же мощности двигателей.

Ледокол-нож еще не создан, но идея живет, красивая идея.

* * *

У Г.С. Альтшуллера было много идей, и все - красивые, необычные, опережавшие время. Совершенствуя алгоритм изобретения, Альтшуллер просто вынужден был придумывать новые технические идеи, большая часть которых (как идея ледокола-ножа) не нужна была промышленности. У технических систем свои законы развития, у промышленности, внедряющей изобретения, - законы свои. Техническая мысль стремится взлететь над обыденностью, а промышленность консервативна, изменения в технологии принимает лишь в крайнем случае, когда уже невозможно обойтись без внедрения нового.

Помните классический образ безумного изобретателя, который носится по десяткам учреждений и добивается, чтобы его гениальное изобретение обязательно внедрили? Это жутко вредное существо, испортившее характер в бессмысленных скандалах с чиновниками от техники. Изобретатель, по Альтшуллеру, должен вести себя иначе. Он находит техническое противоречие. Он делает изобретение, не затрачивая на это годы жизни и миллиарды нервных клеток, которые не восстанавливаются. А потом... Потом он решает другую задачу. Внедрением пусть занимаются другие - те, кому хорошо известны законы развития промышленности.

Изобретатель, по Г.С.Альтшуллеру, живет, взяв на вооружение перефразированный принцип Юрия Олеши: "Ни дня без изобретений!" Но что ему делать с множеством посещающих его идей?

Г.С. Альтшуллер нашел ответ и на этот вопрос: он начал писать фантастику.

* * *

В 1957 году родился писатель-фантаст Генрих Альтов.

Те, чья юность пришлась на шестидесятые годы, обязательно скажут: фантастика Альтова была самой интеллектуальной, самой насыщенной новыми идеями и самой трудной для чтения. Это были тексты, плотные, как недра нейтронной звезды. Идеи писателя Альтова, подсказанные создателем ТРИЗ Альтшуллером, опережали время на десятки или сотни лет, но были убедительны, красивы и точны. Такой фантастики в СССР еще не писали, и первые опыты Г.Альтова в жанре фантастики читатель найдет в первом томе Собрания сочинений.

К сожалению, приходится констатировать, что такой фантастики в СССР не писали и потом. Ни в СССР, ни в СНГ, ни в других странах. Идеи - товар штучный. Только автор, владеющий инструментарием ТРИЗ, способен работать в том режиме, в котором работал писатель-фантаст Генрих Альтов. И только Генрих Альтов, единственный среди фантастов того времени, владел инструментарием ТРИЗ.

В рассказе "Ослик и аксиома" он писал о том, что выводить в космос аппараты можно, используя давление луча стоящего на Земле мощного лазера. Несколько лет спустя эта идея была независимо выдвинута учеными, специалистами по космической технике.