Смекни!
smekni.com

Создан для бури (стр. 3 из 5)

В том же рассказе Г.Альтов писал о том, что лазерный луч можно использовать не только как двигатель звездолета, но и для того, чтобы, модулируя частоту электромагнитных колебаний, передавать информацию на борт межзвездного корабля.

В рассказе "Порт Каменных Бурь" Г.Альтов предложил идею о том, что человечество в далеком будущем научится управлять разбеганием галактик. И что квазары на самом деле - видимые с Земли выхлопы двигателей удаляющихся от нас инопланетных звездолетов. И что шаровые звездные скопления на самом деле являются искусственными образованиями: цивилизации, желающие постоянного общения, собрали вместе свои системы, чтобы уменьшить расстояние друг от друга.

Герой рассказа "Создан для бури" изобретатель Осоргин создал корабль без двигателя, способный, тем не менее, перемещаться по морю со скоростью 600 км/час. В момент старта этого странного корабля, кумулятивный взрыв создает направленную волну цунами, на гребне которой и несется платформа, носящая название "Гром и молния".

Не стану перечислить здесь другие идеи Г.Альтова, хотя они так красивы, что для профессионального глаза подобны лучшим полотнам Лувра или Эрмитажа. Более подробно речь об этом пойдет в предисловии к седьмому тому Собрания сочинений, где будут опубликованы научно-фантастические произведения Генриха Альтова, отмечу лишь, что фантастические идеи Альтов создавал тоже по собственным правилам, основанным на анализе "патентного фонда фантастики".

Параллельно ТРИЗу рождалась и другая наука - фантастиковедение. Наука о том, как возникают новые фантастические идеи. Наука о том, как нужно развивать творческую фантазию. Естественно, что и здесь потребовалось прежде всего систематизировать объект исследований.

Первым опытом в этом направлении стал анализ научно-фантастических идей, содержавшихся в произведениях Жюля Верна, Герберта Уэллса и Александра Беляева (эти работы читатель найдет в ПЕРВОМ томе Собрания сочинений).

Следующий шаг, который лишь сейчас представляется очевидным: создание списка идей, содержавшихся во ВСЕХ произведениях научной фантастики, с целью последующего анализа. Так возник "Регистр научно-фантастических идей и ситуаций", где собраны и классифицированы около 10 тысяч идей, обнаруженных Г.Альтовым на страницах фантастических произведений. Об этом "Регистре" в свое время среди профессионалов-фантастов и любителей фантастики ходили легенды, но мало кому удалось увидеть этот труд воочию, ибо существовал он всего в нескольких машинописных копиях, сделанных на тонкой папиросной бумаге. На папиросной, потому что "Регистр" содержал около полутора тысяч страниц, и нужно было все это хозяйство уместить в одной папке. Когда Собрание сочинений Г.С.Альтшуллера готовилось к изданию, возникла проблема: включать ли "Регистр" в том виде, как он остался с середины восьмидесятых годов, или дополнить идеями и ситуациями из тех произведений фантастики, что вышли из печати на русском языке за последние пятнадцать лет. С одной стороны, за это время в фантастике появилось много нового, и это новое, конечно, должно быть систематизировано. С другой стороны, "Регистр" - детище Генриха Сауловича, имеет ли смысл искажать даже новыми дополнениями авторский текст? Решено было продолжить работу над "Регистром", но в предлагаемом Собрании сочинений (ПЯТЫЙ том) опубликовать "Регистр" в последней авторской редакции.

Естественным следствием проведенной Г.С.Альтшуллером классификации фантастических идей стала работа над возможностью их объективной оценки. Плохую идею можно улучшить, но как это сделать, не имея достаточно надежных критериев оценки? Так появилась в 1986 году шкала "Фантазия-2" Г.Альтова и П.Амнуэля (читатель сможет найти ее в СЕДЬМОМ томе Собрания сочинений). Когда шкалу оценки идей опробовали на своем творчестве известные в Советском Союзе фантасты, авторы "Фантазии-2" нажили себе немало врагов. Кому приятно, если его идея, которую он вынашивал много дней, попадает по шкале всего лишь на первый уровень из двадцати возможных?

* * *

Впрочем, врагов у Альтшуллера было достаточно и без шкалы "Фантазия". Генрих Саулович плодил недоброжелателей собственным творчеством и бескомпромиссным характером. Руководители ВОИР (Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов) и особенно Госкомитета по делам изобретений и открытий при Совмине СССР долгое время относились к Г.С.Альтшуллеру как к слону, способному разрушить их теплый дом, откуда они руководили армией советских изобретателей, по-прежнему работавших с помощью старого "метода тыка". А Генрих Саулович, кроме того, что продолжал совершенствовать теорию изобретательства, еще и учил ТРИЗ всех, кто изъявлял желание. "Любая домохозяйка способна стать изобретателем, - говорил Альтшуллер. - В ТРИЗ главное - знать метод, и не нужно быть специалистом в металлургии, чтобы сделать изобретение в этой области техники".

Новая наука еще в шестидесятых годах начала быстро завоевывать симпатии изобретателей, да и не только их. Открывшиеся в Баку в начале семидесятых годов первые курсы ТРИЗ посещали инженеры и ученые, музыканты и даже домохозяйки, с удивлением открывавшие для себя простую истину - изобретать можно везде и всегда, изобретать может каждый и более того: научившись изобретать, начинаешь по-новому относиться к окружающей действительности. Начинаешь мыслить нестандартно, открываешь скрытые прежде возможности, и прежде всего возможности собственного роста как творческой личности. Почувствовать себя творцом нового - что может быть приятнее для каждого уважающего себя человека?

ЦС ВОИР со временем начал "сдавать позиции", и уже в 1970 году принял постановление об организации в Баку под руководством Г.С.Альтшуллера Общественной лаборатории методики изобретательства (ОЛМИ). Год спустя на базе ОЛМИ начал работать первый в СССР Общественный институт изобретательского творчества (АзОИИТ). Здесь Генрих Саулович вел учебный процесс, готовил будущих преподавателей ТРИЗ и исследователей. Чтобы овладеть основами ТРИЗа, нужно было прослушать курс продолжительностью 220 часов, решить сотни изобретательских задач и написать дипломную работу, сутью которой должно было стать новое изобретение.

На занятиях Генрих Саулович любил рассказывать отрывок из повести замечательного американского фантаста Роберта Шекли "Обмен разумов". Герой повести Марвин Флинн теряет на одной из планет свою любимую девушку Кэти и зовет на помощь сыщика Вальдеца, специалиста по теории поисков.

"Хорошо, - говорит Вальдец, - я найду вашу Кэти".

"Но позвольте, - удивляется Марвин, - как вы ее найдете? Вы же о ней ничего не знаете!"

"А зачем мне что-то знать о Кэти? - философски замечает Вальдец. - Допустим, вам известно о вашей девушке все: место жительства, характер, привычки и так далее. Нужен был бы вам тогда специалист по теории поисков?"

"Нет, я бы нашел Кэти и без вашей помощи".

"А теперь переверните задачу. О теории поисков я знаю решительно все. Нужно ли мне знать что-нибудь о Кэти?"

* * *

Учебным процессом в АзОИИТ Г.С.Альтшуллер руководил до 1974 года, когда в ЦС ВОИР решили закрыть ОЛМИ. Причина такого решения была вполне "естественной" для ситуации, сложившейся в СССР времен застоя. Дело в том, что с начала семидесятых годов школы и объединения по изучению ТРИЗ начали стихийно возникать на всей территории СССР - от Дальнего Востока до западных границ. ЦС ВОИР никак не мог управлять этим процессом. Чуть ли не каждый изобретатель, кто в те годы знакомился с основами ТРИЗ, становился энтузиастом этой науки и старался организовать обучение методике изобретательства у себя в городе или поселке. Число школ составляло сначало десятки, а потом перевалило за сотню, и в ЦС ВОИР, поняв, что процесс принципиально неуправляем, решили закрыть ОЛМИ, полагая, что тем самым лишают Г.С.Альтшуллера возможности пропагандировать ТРИЗ. Чиновники, видимо, предполагали, что таким образом справятся со "стихийным бедствием". Впрочем, на деле закрыть ОЛМИ так и не удалось. Лишенная финансирования, лаборатория методики изобретательства просуществовала еще десять лет, работая на общественных началах.

После закрытия ОЛМИ Г.С.Альтшуллер, со своей стороны, решил уйти из АзОИИТ и сосредоточить силы на координации нараставшего тризовского движения. Вместе с учителем АзОИИТ покинули и другие преподаватели.

В середине семидесятых годов под эгидой ВОИР Г.С.Альтшуллер начал проводить семинары по обучению ТРИЗ в разных городах СССР. Именно на семинарах происходила главная "обкатка" новых идей, методик, алгоритмов. Семинары по ТРИЗ превращались в практически круглосуточное неформальное общение. Г.С.Альтшуллер выслушивал всех и помогал всем. К чистоте ТРИЗ он относился очень ревниво - ведь это было его любимое детище, - и потому самостоятельные разработки, предлагавшиеся слушателями семинаров, подвергались жесточайшей критике. Тем более весомой становилась победа разработчика, сумевшего доказать самому создателю ТРИЗ правильность своих идей и методологических конструкций.

* * *

В восьмидесятых годах никто уже не мог сказать, что ТРИЗ - никому не нужное детище безумного бакинского изобретателя. В СССР к тому времени работали сотни общественных школ, университетов и групп, в которых обученные Альтшуллером преподаватели вели занятия по ТРИЗ с новым поколением изобретателей. На многих заводах и НИИ проводили семинары по ТРИЗ, куда приглашали читать лекции как самого Генриха Сауловича, так и его помощников: Семена Литвина, Волюслава Митрофанова, Владимира Петрова, Эсфирь и Бориса Злотиных, Игоря Верткина, Виктора Фея, Александра Селюцкого... А потом и в союзных министерствах начали проводить тризовские семинары, собирая для этого руководителей предприятий со всех концов страны.