Смекни!
smekni.com

Создан для бури (стр. 4 из 5)

Развитие теории, конечно, очень важно, а как обстояло дело с реальными изобретениями? Как насчет экономии? Внедрения? Ценность прикладной науки определяется, в конечном итоге, ее практической пользой. В середине восьмидесятых годов в СССР были уже десятки тысяч людей, прошедших полный курс обучения ТРИЗ, тысячи изобретателей получили авторские свидетельства на изобретения, сделанные с помощью ТРИЗ, и миллионы рублей, поступившие в государственную казну, стали доказательством того, что с помощью новой теории можно изобретать быстро и, главное, качественно. Сама теория тоже изменялась, становилась более совершенной и по праву стала называться теорией сильного мышления, куда собственно ТРИЗ входил составной частью.

В разработке теории у Г.С.Альтшуллера появились десятки помощников. Под руководством учителя они продолжали развивать "алгоритм изобретений", совершенствовали таблицы стандартных приемов, в орбиту ТРИЗ вовлекались и другие технические дисциплины - патентоведение, функционально-стоимостный анализ, системный анализ...

В конце восьмидесятых годов литература по ТРИЗ насчитывала сотни названий, включая такие ставшие классическими книги Г.С.Альтшуллера, как "Алгоритм изобретения", "Творчество как точная наука", "Найти идею". Начал выходить "Журнал ТРИЗ", где публиковались самые новые разработки и проблемные материалы. В 1989 году в Петрозаводске была создана Ассоциация ТРИЗ, президентом которой избрали отца-основателя науки об изобретениях Генриха Сауловича Альтшуллера. В 1991 году Ассоциация приобрела статус международной организации, а летом 1999 года в Петрозаводске состоялся первый съезд Международной Ассоциации ТРИЗ, прошедший, к сожалению, уже без Учителя. Президентом МАТРИЗ был избран В.В.Митрофанов, на которого и была взвалена тяжкая ноша по руководству разветвленной системой ТРИЗ - ноша, которую много лет нес Г.С.Альтшуллер.

Удивительно, как находил Генрих Саулович время справляться с той лавиной писем, что обрушивалась на него ежедневно, с необходимостью работать над теорией, с лекциями и семинарами. А чего стоили конкурсы юных изобретателей, которые Альтшуллер вел на страницах газеты "Пионерская правда" - ответы на задачи приносили ему домой с почты в больших мешках, число писем по каждому конкурсу доходило до десятка тысяч, и все это нужно было прочитать, оценить и назвать победителя! Это была работа, для которой нужен был бы штат большого НИИ, а Генрих Саулович делал все это практически один - и успевал!

В середине восьмидесятых он понял, что ТРИЗ может уже развиваться дальше и без его непосредственного участия. Задача решена, нужно было переходить к сверхзадаче. Нужно подниматься на новый уровень.

* * *

Генрих Альтшуллер и Игорь Верткин создали еще одну новую науку - ТРТЛ, теорию развития творческой личности. И снова пришлось начать с нуля - с систематизации материала. На этот раз материалом для исследований стали биографии людей творчества. Предстояло понять: по какой жизненной стратегии жили и действовали эти люди. Нужно было выявить принципы правильной жизненной стратегии и обучить этим правилам каждого творческого человека, чтобы творцы избегали ошибок, чтобы внешние обстоятельства не смогли сломить человека, чтобы человек-творец вышел победителем из схватки с людьми, для которых создание нового - явление непонятное, ненужное и глупое. Первые результаты этого исследования были обобщены в книге Г.С.Альтшуллера и И.М.Верткина "Как стать гением", этот текст войдет в ШЕСТОЙ том Собрания сочинений, и читатель сможет, изучив жизненную стратегию творческой личности, на своем опыте проверить правильность заключений авторов ТРТЛ.

* * *

В 1990 году Генрих Саулович Альтшуллер и его жена и верная помощница Валентина Николаевна Журавлева переехали из Баку в Петрозаводск. Это был естественный поступок, так требовала ТРТЛ. Баку к тому времени перестал быть прежним интернациональным городом, и романтика моря сменилась напряженным ожиданием новых боев в Карабахе, и люди начали уезжать - кто на север, кто на запад, а кто и вовсе за океан.

В истории ТРИЗ начался новый этап - завоевание мировых рынков. Первые тризовцы, ученики Г.С.Альтшуллера образца семидесятых годов, были энтузиастами, готовыми работать ради самой идеи, ради ощущения сопричастности к новому. Но никакая наука не завоевывала мир, если ею занимались одни энтузиасты. На смену им пришли прагматики - люди, не только знающие теорию, не только умеющие изобретать, но и понимающие, что именно нужно сделать, чтобы теорией сильного мышления заинтересовались те, от кого реально зависит развитие техники: хозяева концернов, заводов, промышленных гигантов. И малых бизнесов, конечно, тоже, хотя эти-то люди менее других склонны вкладывать деньги в новые изобретения - они предпочитают пользоваться уже наработанным.

Две группы тризовцев обосновались в США и повели атаку на промышленный мир самой богатой страны. У каждой группы была своя особенность: одна занималась преподаванием, учила ТРИЗу всех желающих и решала изобретательские задачи по заказам предприятий, другая конструировала и продавала компьютерные программы, получившие название "Изобретающая машина". В первой группе работали Борис Злотин, Алла Зусман и другие, а финансировал проект Цион Бар-Эль, израильтянин, обосновавшийся в США еще в начале шестидесятых годов. Вторую группу возглавил Валерий Цуриков, программист из Минска, один из авторов "Изобретающей машины".

Группа Бар-Эля, преобразованная в компанию III (Ideation International Inc.), в 1996 году заработала свой первый миллион, решая изобретательские задачи. О ТРИЗ услышали, к услугам III стали обращаться такие фирмы, как General motors, Ford, Boeing, Моtorola, NASA, Xerox и другие. В 1999 году III вела уже семь различных исследовательских программ, имела связи с фирмами в 23 странах, проводила обучающие семинары. Специалисты французских автомобильных концернов "Рено" и "Пежо" говорят: дайте нам ТРИЗ! Японские фирмачи приезжают в США на семинары и намерены обучить новому методу мышления не меньше миллиона своих соотечественников.

Нашла свой рынок и "Изобретающая машина". Это сложная программа, которая способна предложить идею изобретения, если известна изобретательская ситуация.

В США создан и успешно начал работать Альтшуллеровский институт, который в марте 1999 года провел первую ТРИЗ-конференцию, собрав специалистов из десятков стран, а прочитанные доклады охватывали все без исключения области применения теории изобретательства.

В России между тем ТРИЗ продолжал развиваться. В Петрозаводске, где последние годы жил и работал Генрих Саулович Альтшуллер, устраивались семинары и съезды Ассоциации ТРИЗ, в Санкт-Петербурге успешно работали группы под руководством В.Митрофанова и С.Литвина (впоследствии С.Литвин организовал в США компанию, решающую изобретательские проблемы с помощью ТРИЗ), в Челябинске создавался информационный фонд ТРИЗ.

В Израиле успешно применяют ТРИЗ в своей работе Владимир Петров, Юрий Ступникер, Александр Чернобельский, Григорий Френклах и еще десятки профессионалов. В мае 1999 года здесь была создана Ассоциация ТРИЗ Израиля, президентом которой тризовцы избрали В.М.Петрова.

В Интернете можно найти десятки сайтов, посвященных ТРИЗу, - российских, американских, израильских и даже японских.

На Земле создатель ТРИЗа свою задачу выполнил.

И все же он ушел слишком рано. Творец никогда не уходит вовремя - всегда кажется, что он еще нужен, что без него все рухнет, что пустота, оставшаяся после его смерти, так и будет зиять черным провалом - сегодня, завтра и всегда...

* * *

Нынешнее издание Полного Собрания сочинений Генриха Сауловича Альтшуллера - не просто дань памяти человека, создавшего новую науку, замечательного ученого и учителя. Это по сути - учебник для творческой личности. Не только для нашего современника, но и для человека будущего, ибо законы творчества объективны и не зависят от времени. Читатель найдет здесь и теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), и теорию развития творческой личности (ТРТЛ), и фантастику, и работы по развитию творческого воображения (РТВ). Переходя от тома к тому, вы увидите, как развивалась теория, как совершенствовалась методика преподавания, как вспыхивали искры фантастических и изобретательских идей.

В ПЕРВЫХ ДВУХ томах публикуются ранние работы Г.С.Альтшуллера - начиная с первых статей по методике изобретательства (том 2) и первых фантастических рассказов (том 1). В ПЕРВОМ томе читатель найдет также работы Г.С.Альтшуллера по анализу фонда идей классиков научной фантастики Жюля Верна, Герберта Уэллса и Александра Беляева. Аналогичного анализа ждет и творчество писателя-фантаста Генриха Альтова - к сожалению, пока такое исследование еще не выполнено, слово за учениками и последователями. Ясно, однако, что научно-фантастические идеи, щедро рассыпанные в рассказах Г.Альтова, не менее значимы для истории жанра, чем идеи великих классиков.

В ПЕРВОМ томе опубликованы также две работы, написанные Генрихом Альтовым в соавторстве с Валентиной Журавлевой - фантастическая повесть "Баллада о звездах" и рассказ-гипотеза "Путешествие к эпицентру полемики". Если повесть - романтически приподнятое изображение первого контакта с удивительной цивилизацией, то рассказ - жесткий, сконструированный по всем правилам науковедения, анализ знаменитой Тунгусской проблемы. Гипотеза о происхождении Тунгусского феномена, предложенная Г.Альтовым и В.Журавлевой, до сих пор не доказана, как, впрочем, остаются недоказанными и остальные идеи, выдвинутые учеными и фантастами в попытках объяснить события, произошедшие 30 июня 1908 года в сибирской тайге. Гипотеза о лазерном луче с 61 Лебедя, выдвинутая в статье "Путешествие к эпицентру полемики", - одна из самых перспективных.