Смекни!
smekni.com

О взаимосвязи двигательных качеств и двигательных навыков гимнастов (стр. 5 из 9)

Между формами этих упражнений на разных снаря­дах много сходства, несмотря на то что выполняются они с разной амплитудой, разными скоростями, разным хва­том за снаряд, отличаются исходными и конечными по­ложениями и во многом определяются конструктивными особенностями снарядов, на которых выполняются.

Это сходство обусловлено основой структур гимнасти­ческих упражнений, техникой их выполнения. Например, из каких бы исходных и в какие бы конечные положения не выполнялся подъем разгибом, и независимо от снаря­да, на котором он выполняется, элементарная сущность этого гимнастического упражнения, общая двигательная основа его — одна и та же: разгибание в тазобедренных суставах и опускание рук к туловищу.

Ведущую роль здесь играет опускание рук. Можно путем некоторых технических ухищрений облегчить их работу, но не исключить ее. Что же касается разгибания в тазобедренных суставах, то, в принципе, можно обой­тись и без него, поскольку существует способ выполнения подъема разгибом без предварительного сгибания (т. е. без прохождения через вис согнувшись) или с незначи­тельным сгибанием. Это же подтверждают проведенные нами опыты, в которых подъемы махом вперед и назад на кольцах выполнялись при иммобилизованных тазобед­ренных суставах.

Однако совсем не безразлично, как в том или ином движении гимнаст управляет различными частями тела.

Техническая основа выполнения любого элемента — то совокупность действий гимнаста — подготовительных, основных и завершающих, направленных на решение стоящей частной двигательной задачи. От того, насколь­ко правильно гимнаст понимает двигательную задачу, насколько четко представляет частные моменты решении ее, насколько потенциально готов он к решению этой за­дачи и сумеет использовать (реализовать) свои способ­ности — и зависит не только качество, но и сама возмож­ность выполнения упражнения.

Все действия гимнаста — подготовительные, основные и завершающие — одинаково важны для выполнения упражнения.

Подготовительные действия гимнаста связаны с при­нятием исходного положения, из которого удобно выпол­нить упражнение и в котором тело гимнаста имеет наи­больший запас потенциальной энергии (при высоком по­ложении над снарядом) или наименьший момент инерции. Они направлены на приобретение возможно большего запаса кинетической энергии: в начале движения гимнаст старается как можно больше удалить от оси вращения общий центр тяжести тела — оттянуться от опоры, — с тем, чтобы в дальнейшем более экономно проявить уси­лия при решающих действиях. В условиях опоры о сна­ряд, благодаря подготовительным действиям, запас ко­личества движения может быть увеличен: стоит гимна­сту во время движения вперед в висе на перекладине сделать мах ногами вперед (согнуться), как скорость вращения увеличится. Этим маховым движением (сгиба­нием) достигается увеличение количества движения ног, и если затем сделать разгибательное движение ногами, то есть затормозить их движение, то в связи с законом сохранения момента количества движения, туловище получит дополнительное ускорение.

Торможение движения ног, выполняемое в разные моменты движения на снаряде, с разной амплитудой, но всегда с максимальной скоростью, относится к основным действиям, при помощи которых достигается рациональное перераспределение количества движения между зве­ньями тела, изменяется скорость перемещения, что и определяет успешность выполнения гимнастического упражнения.

Завершающие действия гимнаста направлены на сохранение достигнутого положения, определяют правиль­ность, устойчивость и удобство позы в этом положении и в связи с последующими элементами.

Подготовительные и завершающие действия гимнаста зависят от конструктивных особенностей снарядов, на которых выполняется одно и то же упражнение, предше­ствующего элемента и последующего, а также от консти­туционных особенностей самого гимнаста. Эти действия вариативны.

Основные действия тоже в какой-то степени вариа­тивны, поскольку существует диапазон условий, в кото­рых они могут быть проявлены. Однако по времени и усилиям они более ограничены, чем подготовительные и завершающие. Достаточно сказать, что во время основ­ных действий при выполнении оборота назад под жердя­ми в стойку величина решающих усилий, развиваемых руками, не должна быть меньше чем 2 кг на 1 кг массы тела, но не должна и значительно превышать этот пока­затель. Отклонение по усилиям или времени их проявле­ния приводит к невыполнению упражнения. В то же вре­мя при выполнении одного и того же элемента разными способами (например, того же оборота под жердями в стойку ранним и поздним спадом) продолжительность основных действий оказывается одной и той же.

Это позволяет говорить о стабильности, стандартно­сти основных действий гимнаста, о возможности вычлене­ния элементарных, но главных их частей.

Элементарные основные структуры двигательных дей­ствий рассмотрены в соответствующем разделе и реко­мендованы для использования в физической подготовке как звенья, связывающие эту подготовку с технической. На следующей ступени совершенствования гимнаст пе­реходит непосредственно к технической подготовке. Уже изученные элементарные структуры двигательных дейст­вий используются при обучении технике как основные двигательные навыки, имеющие непосредственный пере­нос на формирование техники.

Используя их как базу, изучают и отдельные движе­ния, составляющие общую основу технической подготов­ки, целые гимнастические элементы, овладение которыми можно рассматривать как формирование основных тех­нических навыков группы упражнений, сходных по фор­ме и характеру мышечной работы.

В целом это обеспечивает успешность дальнейшего технического совершенствования, поскольку у занимаю­щихся будут сформированы устойчивые базовые схемы координации, выражающиеся в типичных формах дви­гательной деятельности и позволяющие без осложнении переходить к их разновидности. Переход осуществляется по принципу изменения взаимоотношений лишь частных характеристик базовых структур координации, но не создания новых, незнакомых гимнасту структур коорди­нации.

Естественно, что обучение проводится на каком-то конкретном элементе. Тем важнее выбор этого элемента. Он должен быть профилирующим, то есть нести в себе признаки, наиболее типичные для всей группы упражне­ний. При этом профилирующий элемент может оказать­ся отнюдь не легчайшим в группе упражнений, сходных по структурным признакам, но наиболее типичным. Поэтому начинают обучение именно с него, а не с легчайшего. Например, в группе упражнений, выполняемых махом вперед с поворотом из упора на брусьях, легчайший эле­мент — поворот в упор на руках, но начинать обучение нужно с поворота кругом в упор. Тогда, овладев попоро­том л упор, гимнаст легче и более правильно выполнит поворот в упор на руках, а кроме того, в его двигательной подготовленности будут заложены основы для овладения поворотом в стойку на руках.

Однако и частном случае это будет возможно, если поворот изучается с высоким махом, с поздним перехватом рук и заканчивается при высоком положении туло­вища и ног, без прогибания в пояснице (примерно под углом 45—50°). Иначе при положении туловища и ног после поворота хотя бы горизонтально (что, в общем-то, считается вполне достаточным, например, для второраз­рядника) структура такого поворота будет значительно отличаться от поворота в стойку и в дальнейшем изучить поворот в стойку будет очень трудно. Поэтому в ряде случаев следует быть очень осмотрительным. С двигательно одаренным гимнастом иногда лучше подождать, пока его физическая подготовка позволит изучить сразу сложнейший элемент структурной группы, а не профили­рующий.

РАЗМАХИВАНИЯ

Размахивание как средство приобретения запаса ко­личества движения является одной из необходимых со­ставляющих основ технической подготовки гимнаста. Овладение размахиванием (в мужской гимнастике оно бывает в четырех вилах многоборья из шести) дает гим­насту возможность приобрести навыки и умения правиль­но соразмерять свои действия, координировать их в со­ответствии с поставленной задачей и решает попутно почти все задачи школы гимнастики: приучает к прави­льной осанке, культуре, выразительности движений, совершенствует способности ориентироваться в простран­стве и вестибулярную устойчивость, а кроме того, в опре­деленной мере способствует развитию и совершенство­ванию физических качеств (особенно силовых и подвиж­ности в суставах).

В зависимости от вида многоборья и положения, в котором выполняется размахивание, техника его не оди­накова. Однако основой правильной техники остаются хлестообразные махи.

К вопросу о хлестообразных движениях

Хлестообразные движения, базирующиеся на двух основных законах механики: законе сохранения количе­ства движения и законе сохранения момента количества движения, составляют основу техники гимнастических упражнений.

Смысловая сущность хлестообразных движений со­стоит в том, что во время первоначального маха ногами за счет быстрого сгибания (на махе вперед) или разги­бания (на махе назад) в тазобедренных суставах проис­ходит увеличение скорости их движения как по отноше­нию к туловищу, так и по отношению к снаряду. В связи с тем, что при сгибании или разгибании в тазобедренных суставах общий центр тяжести тела приближается (прав­да, незначительно) к оси вращения, то есть радиус вра­щения уменьшается, происходит увеличение скорости вращения и всего тела по отношению к снаряду. Этому способствует и то, что движение в тазобедренных суста­вах происходит не изолированно от других звеньев: на­пример, сгибание в тазобедренных суставах приводит к некоторому сгибанию и в плечевых суставах и в суставах позвоночника. Таким образом, перемещение общего цен­тра тяжести ближе к оси вращения есть следствие изме­нения различных суставных углов.