Смекни!
smekni.com

О взаимосвязи двигательных качеств и двигательных навыков гимнастов (стр. 6 из 9)

В результате резкого обратного движения (сгибание сменяется разгибанием) количество движения, приобре­тенное ногами, но время перемещения на снаряде и уве­личенное во время усиления маха, перераспределяется на смежное звено (туловище), которое получает допол­нительное ускорение движения по отношению к снаряду.

Этот момент благоприятен для выполнения основных действий руками (например, разгибаний в плечевых су­ставах во время подъемов в упор и др.), поскольку собст­венных усилии здесь потребуется проявлять значительно меньше.

Кроме того, при сгибании и разгибании в тазобедрен­ных суставах во время усиления маха мышцы - антагонисты растягиваются и поэтому в момент обратного движе­ния могут сократиться с большей силон и резкостью, что также имеет очень важное значение. Когда требует­ся перемещение по большой амплитуде, немаловажным будет то обстоятельство, что предварительно растянутые мышцы будут иметь больший «стартовый разгон».

Таким образом, структура хлестообразных движений ставит гимнаста в такие условия, при которых: во-пер­вых, приобретается больший запас количества движения; во-вторых, создаются лучшие предпосылки для механической работы мышц: предварительно растянутые мыш­цы сокращаются мощнее; в-третьих, количество движе­ния перераспределяется с ног на туловище, вызывая ускорение последнего и облегчая работу рук.

Хлестообразные движения должны быть экономичны и в то же время эффективны для выполнения гимнасти­ческого элемента, строги по форме, амплитуда сгибательно - разгибательных движений — целесообразной (движения не бесконечно длинные, а напротив — корот­кие). Главное условие, при котором они становятся со­ставной частью техники, — их резкость.

Техника хлестообразных движений зависит от на - правления перемещения гимнаста и его положения на снаряде.

При перемещении вперед, хлестообразный мах выполняется после прохождения ногами вертикали внизу. В вертикальном положении тело гимнаста прямое или слегка согнуто в поясничной части. Пройдя вертикаль, под углом примерно 10° по отношению к ней, гимнаст усиливает мах сгибанием в тазобедренных суставах, одновре­менно надавливая руками на опору.

Величина угла сгибания зависит от необходимого направления (кстати, и начальный момент сгибания в связи с этим тоже может переместиться с 5—10° по отно­шению к вертикали до 20—30°) и от того, насколько удоб­но и рационально будет последующее разгибание. Если выполняя подъем махом вперед, гимнаст согнется, скажем, на 75°, то последующее разгибание выполнить будет и не­удобно и нерационально, поскольку разгибание на ве­личину такого угла (а ведь нужно еще и некоторое переразгибание) резко произвести трудно и можно просто не успеть закончить его к требуемому моменту дви­жения.

При движениях типа подъемов махом вперед более раннее и быстрое торможение движения ног требуется еще и потому, что оно предотвращает вращательное дви­жение тела вокруг свободной оси, которая в данном слу­чае проходит через плечевые суставы. Поэтому и сгиба­ние в тазобедренных суставах оказывается меньшим: оно в таких движениях не превышает 35—40°, а время сги­бания составляет иногда меньше 0,1 с.

При движениях переворотом в упор или в стойку (осо­бенно на кольцах) вращение вокруг свободной оси явля­ется необходимым условием выполнения упражнения. Поэтому сгибание достигает 80° и даже 90°. Может быть поэтому последующее разгибание оказывается неполным, сохраняется угол 170—165°, а полное выпрямление проис­ходит в момент завершения переворота еще одним раз­гибанием.

Закончив сгибание, гимнаст сразу начинает раз­гибаться в тазобедренных суставах. Разгибание обычно заканчивается небольшим прогибанием, которое дости­гает 20—25°. В этот момент гимнаст производит ос­новные, необходимые для выполнения того или иного элемента, двигательные дей­ствия (например, рывок руками и туловищем — в подъ­еме в упор).

При этом гимнаст не ощущает какой-либо паузы между разгибанием и последую­щим движением руками и туловищем, поскольку они органически связаны и вытекают одно из другого. Насколь­ко мощно разгибательное движение ногами, можно судить по тому, что нес разги­бание на 65—70°, длится лишь 0,25—0,27 с, а максималь­ного напряжения, рапного примерно 75% от массы гим­наста, мышцы-разгибатели достигают уже на 0,05 с.

Принцип хлестообразного движения на махе назад, тот же, что и на махе вперед. Однако здесь есть свои существенные особенности.

Главная заключается в том, что амплитуда разгибания в тазобедренных суставах (из прямого положения намного меньше, чем амплитуда сгибания. Мышцы - разгибатели тазобедренных суставов не такие быстрые, как сгибатели. Поэтому, чтобы совершить примерно такую же, как при сгибании, мускульную работу, им нужно начинать ее несколько раньше. Вот почему хлесткому, резкому разгибанию в тазобедренных суставах предшеству­ет сгибание в них, которое начинается еще до вертикали. внизу.

Применяемая в предварительной подготовке система специальных силовых упражнений с четко поставленны­ми двигательными задачами (произвести определенное усилие в определенное время и при этом согнуться или разогнуться на столько, сколько нужно) уже вырабаты­вает у гимнаста скоростно-силовой навык, который дол­жен быть проявлен во время движения на снаряде. С при­обретением его гимнаст переходит на снаряд. И вот здесь при обучении важными становятся проводка и фиксация. Гимнаст точно должен знать, в какой момент начать разгибательное или сгибательное движение, в какой момент оно закончится и начинается рывок руками.

Кроме того, па снаряде гимнаст выполняет хлестообразное движение во время общего перемещения по отно­шению к снаряду. Поэтому он должен ощутить скорость перемещения (которая изменяется в зависимости от ис­ходного положения) и найти во время перемещения на снаряде момент начала хлестообразного движения. Это­му во многом помогают звуковые и зрительные ориенти­ры. Сопоставляя свои ощущения с результатами объек­тивного «попадания» в ориентиры, гимнаст постепенно укладывает «готовый скоростно - силовой навык» (приоб­ретенный во время специальной скоростно-силовой под­готовки) в общую схему движения на снаряде. Поэтому непосредственно на овладение упражнением он затрачи­вает меньше времени.

Хлестообразные движения — основа любого размахи­вания. Но размахивание имеет существенные особеннос­ти в зависимости от вида многоборья и положения, в ко­тором выполняется.

Размахивание в висе на перекладине

Размахивание в висе на перекладине выполняется положении свободного ненапряженного виса. Напряжение мышц рук, ног, туловища и шеи должна быть лишь таким, чтобы обеспечить необходимую жесткость сочленений и связи гимнаста со снарядом. Голове гимнаст держит прямо. Нужно помнить, что наклон головы назад приводит к повышению напряжения плечевого пояса и задней поверхности туловища и увеличение плечетуловищного угла, — положение виса будет неправильным. К ухудшению виса приводит и прогибание тела за счет отведения ног назад. Расслабление мышц ног вызывает зрительное восприятие виса как некрасивого положения, а во время размахивания ухудшает технику исполнения.

Наклон головы вперед отрицательно влияет на ориентировку гимнаста в пространстве, а, кроме того, приводит к излишнему расслаблению мышц плечевых суставов,— что также мешает правильному выполнению размахивания.

Такая характеристика виса и ошибок в его исполнении одинакова как для упражнений па перекладине, та и для упражнений на кольцах.

Целесообразно уже в начале обучения овладение обоими вариантами размахивания, поскольку оно может быть частью обучения какому-то определенному элемен­ту. В этом случае, в зависимости от того, какой элемент и в какой части размахивания будет выполняться, меня­ется и характер размахивания в остальных фазах.

Если выполняется подъем махом назад, то приближа­ясь к вертикали, гимнаст слегка сгибается, а пройдя вер­тикальное положение, усиливает мах резким хлестом прямыми ногами назад. В конце этого хлеста и будет вы­полняться подъем в упоре. При выполнении подъема разгибом до крайней задней точки маха гим­наст не делает никаких движении, перемещаясь с вы­прямленным телом. В дальнейшем же действия гимнаста определяются избранным способом выполнения подъема. Если выбрана техника выполнения без прохождения ви­са согнувшись. В том случае, когда выбран второй вариант подъема, но окончании маха назад (но не раньше) гим­наст слегка сгибается, а затем разгибается так, чтобы направлением маха была проекция перекладины (вниз, под перекладину). После такого движения (подъем разгибом выполнить намного легче, поскольку, во-первых, этому будет способствовать резкое уменьшение момента инерции тела, во-вторых — реакция опоры и мышечно-связочного аппарата, в-третьих — более силь­ная работа мышц за счет предварительного их растя­жения.

Обучать размахиванию лучше по частям, основное внимание уделяя движениям изгибами (начало размахи­вания) и, особенно, разгибанию вверх— вперед. Движе­ния изгибами, которые гимнаст выполняет в начале раз­махивания, позволяют создать запас количества движе­ния, которое затем используется при поднимании ног к перекладине и разгибании. Если гимнаст не научился правильно выполнять махи изгибами, ему труднее подно­сить ноги к перекладине и разгибаться. Главное в махах изгибами — сильные, резкие сгибания и разгибания пря­мыми и напряженными ногами.

Основные ошибки — сгибание ног на махе назад и то­ропливость в махе вперед. В результате происходит на­рушение темпа и ритма упражнения. Другая ошибка — опускание таза и ног во время разгибания от грифа пе­рекладины. За счет этого теряется сила маха, нарушает­ся ритм упражнения. Вследствие опускания таза разги­бание происходит в направлении вниз — вперед, по характеру оно оказывается резким, приводит к рывку вниз, а реакция опоры и мышечно-связочного аппарата гимнаста — к противоположному по направлению дви­жению — рывку вверх; затем следует отхлест ногами назад и мах превращается в беспорядочные колебания и качание тела гимнаста.