Смекни!
smekni.com

О взаимосвязи двигательных качеств и двигательных навыков гимнастов (стр. 8 из 9)

Махи дугой

Махи дугой, как и другие маховые упражнения, предполагают разгибание в тазобедренных и плечевых суставах и представляют собой разновидность движений разгибом. Однако амплитуда этих разгибаний больше, само движение дугой выполняется по наибольшей траектории. Здесь нет ярко выраженных сгибательно - разгибательных действий ногами и туловищем, используемых в подъемах. Махи дугой не заканчиваются подъемом тела в положение упора или его разновидностей.

В связи с этим, а также по некоторым другим причинам махи дугой было бы уместно выделить в отдельную группу. Однако в связи с их малочисленностью мы разбираем эти упражнения здесь.

ОБОРОТЫ

В начальной гимнастике наиболее широко распро­странены обороты на перекладине: вперед и назад в упо­ре верхом; назад в упоре; вперед и назад в упоре сзади. Назначение этих упражнений — приучить гимнаста к вращательным движениям на снаряде, тонкой координа­ции, чистоте и красоте действий в условиях вращения на снаряде.

Перед гимнастом всегда стоит задача выполнять лю­бые двигательные действия чисто и красиво. С этой точ­ки зрения, выполняя любые посильные упражнения, он решает такую задачу. Однако перечисленные выше упра­жнения по структуре не связаны с теми упражнениями, которыми предстоит овладеть гимнасту даже на на­чальном этапе тренировки.

Указанные обороты играют роль средств, решающих в большей степени узкие двигательные задачи, не свя­занные с технической подготовкой гимнаста вообще. Как средства, призванные приучить гимнаста к вращатель­ным движениям, как средства тренировки вестибулярно­го аппарата они слишком незначительны по сравнению с другими средствами, более сложными, но доступными на этом этапе и в то же время тесно связанными с пер­спективой технического совершенствования (акробати­ческие прыжки, прыжки на батуте, вращения в ренском колесе и лопингах, другие обороты на гимнастических снарядах).

Исходя из представлений о перспективе совершен­ствования гимнаста, следует признать, что на этом этапе целесообразнее изучить обороты назад в упоре сзади, вперед в упоре сзади, назад в упоре вне, назад в стойку из упора стоя ноги врозь, оборотом вперед из упора сза­ди соскок, большие обороты вперед и назад.

В современной гимнастике в упражнениях на коне преобладают круговые движения — круги, входы и выхо­ды, переходы, круги на теле коня, ручке. Однако маховые движения (перемахи, одноножные круги, прямые и об­ратные скрещения) составляют неотъемлемую часть ком­бинаций. В начальной гимнастике махи на коне состав­ляют основу комбинаций.

Овладение махами приучает гимнаста правильно дер­жаться в упоре и перемещаться на большой амплитуде в непривычной, неудобной для движений в упоре фрон­тальной плоскости. Если гимнаст не научился правильно держать руки, ноги, туловище и не понял ритма маховых движений, не научился широким движениям во время махов, — он не сможет овладеть и более сложными кру­говыми движениями, требующими более тонкой коорди­нации действия в пространстве, времени и по усилиям.

Особенно важно в упражнениях на коне правильное исполнение упора. Прогибание тела, поднятая голова, опора о коня бедрами — грубые ошибки. Ошибками яв­ляются также сильное сгибание и очень высокий подъем туловища. При правильном выполнении упора гимнаст держится на прямых руках, без провисания в плечах, спина (лопатки) приподнята, плечи наклонены вперед и находятся над кистями, несколько спереди; ноги выпрям­лены и слегка касаются тела коня. Положение рук, плеч и спины примерно одинаково во всех упражнениях на коне.

АКРОБАТИЧЕСКИЕ ПРЫЖКИ

Акробатические упражнения исключительно валены для гимнастов. Важность определяется не только нали­чием их в составе вольных упражнений, а и большим сходством с двигательными действиями на снарядах, эф­фективностью как средств развития двигательных качеств, способностей к тонкой дифференцировке пространства и времени и функционального совершенствования. Поэтому акробатические упражнения рассматривают как унифи­цированное средство специальной подготовки гимнаста.

Акробатические упражнения многообразны и различ­ны по сложности: одни сложны самой структурой упраж­нения (как, например, пируэт), другие — воспринимае­мостью переворачивания через голову, не видя опоры в первой части упражнения (например, во «фляке»).

Поэтому часто простейшие по структуре упражне­ния — фляки, темповые повороты и даже кувырки — гимнасты осваивают дольше, чем впоследствии пируэт. Это естественно, поскольку этими упражнениями они ов­ладевают в то время, когда достаточного двигательного опыта и двигательных навыков, на которые можно было бы опереться в обучении, у них нет.

В связи с этим первостепенное значение приобретает система различных подводящих упражнений и метод рас­члененного обучения, с акцентированием внимания ис­полнителя на важнейших моментах.

Упражнения типа перекатов, кувырков, кувырков с прыжка, различных стоек (на лопатках, на голове и ру­ках) нужны гимнасту. Они вырабатывают навыки вла­дения своим телом (или определенными частями, когда применяются специально с этой целью) и являются проч­ной основой самострахования. Однако обучение этим уп­ражнениям все же следует рассматривать как составную часть обучения более сложным акробатическим элемен­там. Например, можно последовательно изучить все ку­вырки: вперед, вперед с прыжка, с разбега, прыжок лё­том в кувырок, затем кувырок назад, кувырок, назад про­гнувшись и др. Но можно сделать обучение им составной частью обучения элементам типа сальто. Тогда на от­дельном этапе нужно будет изучать не все типы кувыр­ков, а лишь те, которые непосредственно связаны с овла­дением определенным элементом.

Немаловажное значение в обучении приобретает тех­ническая оснащенность тренировки. Широко распростра­нены батуты, ямы с поролоновым наполнителем, пороло­новые маты, обеспечивающие безопасность обучения. Совершенствуется и методика обучения акробатическим упражнениям, включающая в себя применение тренаже­ров.

Наиболее полно и подробно техника акробатических упражнений и методика обучения им описаны в соответ­ствующей литературе. Мы остановимся на некоторых нюансах методики обучения упражнениям, которые сос­тавляют основу акробатической подготовки гимнастов.

ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ

Это специфический вид гимнастического многоборья. Весь прыжок, протекающий в считанные доли секунды, требует от гимнаста высокой степени развития скоростно-силовых качеств, тонкого чувства ориентировки в прост­ранстве и времени, совершенной координации двигатель­ных действий, большой концентрации внимания. Такие требования являются целью, стимулирующей и направ­ляющей подготовку гимнаста.

Каковы же конкретные особенности перечисленных выше требований с точки зрения готовности гимнаста к выполнению опорных прыжков? Как добиваться соответст­вия развития качеств и умений требованиям основ тех­ники опорных прыжков?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, прежде всего, иметь четкое представление о структурах опорных прыжков и об оптимальных вариантах техники их исполнения.

На современном этапе развития гимнастики наиболее, распространены и больше всего доступны прыжки прямые (без вращений и переворотом), выполняемые толчком о дальнюю часть коня. Эти прыжки, если рассматривать их как двигательные навыки, оказываются основными в плане перспективного совершенствования гимнаста. Ов­ладение ими обеспечивает возможность перехода к изу­чению более сложных прыжков с вращениями и поворо­тами и другими действиями типа сгибаний—разгибаний. Поэтому для анализа основ техники опорных прыжков разберем именно такие их структуры.

Основы техники опорных прыжков

При анализе опорных прыжков их подразделяют на семь фаз: разбег, наскок на мостик, отталкивание ногами, полет до опоры о снаряд, опора о снаряд и отталкивание руками, полет после отталкивания, приземление. В зависимости от структуры исполняемого прыжка каждая его фаза может иметь специфические особен­ности. Тем не менее, первые две фазы относительно ста­бильны, параметры их чрезвычайно мало отличаются друг от друга и не зависят от структуры прыжка.

Разбег нужен гимнасту для приобретения количества движения, необходимого для технически правильного выполнения прыжка. Мы подчеркиваем — технически правильного — потому что вообще перепрыгнуть через коня (даже переворотом) можно и без разбега — с од­ного-двух шагов. Кстати, некоторые авторы рекомен­дуют подобные упражнения в качестве средств развития специальной прыгучести гимнаста по методу сопряжен­ного воздействия (А. Б. Плоткин, Л. Я. Черешнева).

Обычно оптимальная длина разбега у квалифициро­ванных гимнастов — 20—22 м. По новым правилам соревнования длина разбега должна составлять не более 20 м, но это положение возникло в связи с ограниченными возможностями при проведении соревнований и не явля­ется следствием обоснованности такой длины разбега, как наиболее оптимальной для выполнения самих прыж­ков. Длина разбега зависит от ее оправданности и целе­сообразности. Если гимнасту предоставить возможность разбегаться 50 метров, он ею не воспользуется. Ибо пе­ред ним не стоит задача достичь максимально возмож­ной скорости бега и с ее помощью совершить рекордный по длине прыжок.

Гимнасты никогда полностью не используют в раз­беге своих максимальных возможностей. По данным Л. П. Семенова (1975), максимальная скорость, которую гимнасты могут развить в беге, достигает в среднем, 9,2 м/с. Для выполнения опорного прыжка они разбега­ются со скоростью 7—7,5 м/с и таким образом использу­ют свои скоростные возможности лишь на 76—81%. У 14—16-летних гимнастов максимальная скорость бега 7,7—8,2 м/с, а обычная скорость разбега — 6,2—6,6 м/с.