Смекни!
smekni.com

Развитие греческой цивилизации (стр. 10 из 11)

Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиями художников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность - наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние афинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады.

Б) Искусство Высокой классики.

Искусство высокой классики - явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, - урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и осуществление ее на практике. Рождение градостроительства как теоретической и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению районов города.

Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера активно строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выделяется так называемый храм Конкордии (в действительности - Геры Аргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, - превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что есть в мире, - находила практическое воплощение и в широкой строительной программе.

Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях. Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон - единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид.

В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий -Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия - крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия - бесспорной вершине искусства высокой классики.

Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека.

В конце Vв. в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный - надгробие Гегесо, дочери Проксена) - изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).

К сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис, Паррасий) мы не знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин и сведений об их мастерстве. Можно полагать, что эволюция живописи в основном шла в том же самом направлении, что и скульптуры. Согласно сообщениям древних авторов, Аполлодор Афинский открыл в конце Vв. эффект светотени, т. е. положил начало живописи в современном смысле этого слова. Паррасий стремился к передаче средствами живописи душевных движений. В вазописи второй половины Vв. все большее место занимают бытовые сцены.

В сознании последующих поколений V век до н.э. ассоциировался с величайшими победами, одержанными греками при Марафоне и Саламине, он воспринимался как время героических деяний предков, отстоявших независимость Эллады, спасших ее свободу. Это было время, когда единая цель - служить родине вдохновляла бойцов, когда высшей доблестью было погибнуть за отечество, а высшим благом считали благо родного полиса.

6.Аминистративное деление

Греция разделена на 13 областей – Аттика, Западная Македония, Восточная Македония и Фракия, Центральная Македония, Эпир, Фессалия, Ионические острова, Центральная Греция, Западная Греция, Пелопоннес, Эгейский Север, Эгейский Юг, Остров Крит. Они, в свою очередь, делятся на 51 ном: Ахея, Этолия кай Акарнания, Арголида, Аркадия, Арта, Аттика, Халкидики, Ханион, Хиос, Додеканес, Драма, Эврос, Эвритания, Эвойя, Флорина, Фокида, Фтиотида, Гревена, Илейя, Иматия, Иоанния, Ираклеон, Кардитса, Кастория, Кавала, Кефалиния, Керкира, Килкис, Коринфия, Козани, Киклады, Лакония, Лариса, Ласифи, Лефкас, Лесбос, Магнисия, Мессиния, Пела, Пиерия, Превеза, Рефиннис, Родопи, Самос, Серрай, Теспротия, Фессалоники, Трикала, Беотия, Ксанти, Закинтос и один автономный округ Святая гора Афон. Номы состоят из епархий, а епархии разделены на димы (муниципалитеты), кинотиты (коммуны). Министр внутренних дел назначает префектов номов, которым подчинены местные чиновники (избранные жителями). Монастыри на горе Афон имеют особый автономный статус.

Столица Греции – Афины. Крупнейшие города: Афины (3693000 человек), Фессалоники (378000 человек), Пирей (170000 человек), Пелопоннес (155000 человек), Ираклион (117000 человек), Лариса (113000 человек). Разнообразие природных условий, особенности исторического развития и хозяйственной специализации позволяют выделить на территории Греции пять районов: Центральная, Северная, Западная, Южная и Восточная (Островная) Греция. Остановимся на краткой характеристике особенностей каждого из регионов, чтобы лучше представить многообразие этой уникальной страны. Центральная Греция включает полуостров Аттика, Фессалию и остров Эвбея. Эти древние земли наряду с Пелопоннесом и Критом были колыбелью античной Греции.

7.Государственное устройство

Греция – унитарное государство, состоящее из 13 административных единиц – областей. В 1983 г. законодательно установлено, что вопросами местного значения ведают советы, избираемые населением путем прямых выборов.

По конституции 1975 г. в Греции существует парламентская форма правления. Главой правительства является премьер-министр – руководитель партии, имеющей большинство мест в парламенте. Правительство во главе с премьер-министром ответственно перед парламентом. Законодательная власть принадлежит Палате депутатов, однопалатному представительному органу, который избирается путем всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. В состав Палаты депутатов входит не менее 200 и не более 300 человек. Собирается палата один раз в год на очередную сессию, которая длится не менее 5 месяцев. В целях подготовки и изучения законопроектов и законодательных предложений в начале каждой сессии она образует из своих членов парламентские комиссии. Законодательная деятельность осуществляется в ходе пленарных заседаний. Хотя допускается рассмотрение и принятие части законопроектов на секциях, число которых не может превышать 2. То, какие законопроекты могут быть приняты на пленарном заседании, а какие передаются на рассмотрение секций, определяет Конституция. Президент должен ратифицировать законопроекты, принимаемые Парламентом, а президентское вето может быть преодолено (признано недействительным) абсолютным большинством голосов общего числа депутатов.