Смекни!
smekni.com

Сотрудничество Республики Франции и Федеративной Республики Германии в рамках Европейского Союза (стр. 16 из 16)

Не менее тонкой и важной является тема германо-французских подходов к Конституции. В пользу каких подходов ни высказалась бы Франция, важно будет то, как она это сделает - прежде всего в плане согласования позиций с Германией.

С января 2007 года Германия председательствует в Совете ЕС, а также в так называемой ((большой восьмерке". Но шести месяцев германского председательства не хватит для того, чтобы завершить возможные конструктивные германо-французские стратегии - ни в плане принятия Европейской Конституции, ни в плане реализации геостратегических концепций в "бермудском треугольнике", состоящем из энергетической политики, политики расширения ЕС и политики соседства. В то же время германское председательство вполне может послужить трамплином для Франции - особенно в вопросе принятия Конституции. Германия может лишь наметить здесь пути к решению проблем. У Франции же появится возможность, переступив через собственное "нет", внести свежую струю в конституционную дискуссию. Решающее значение здесь имеет то, с каким настроем Франция пойдет к своему председательству в ЕС во второй половине 2008 года: робко или сдержанно? Или же с тем же воодушевлением, с каким Франсуа Миттеран в 1984 году на саммите ЕС в Фонтенбло вывел Европу из кризиса? 1982 год был решающим для европейской политики Франции и ее позиций в Европе. Вопрос стоял так: либо модернизация экономики с помощью политики "сильного фравка" и сохранение позиций в Европейской валютной системе и в Европе, либо выход из ЕЭС и политика, которую некоторые эксперты пикантно называли "социализмом в отдельно взятой стране".

Франция тогда выбрала Европу, открытость и модернизацию, обеспечив тем самым Европе десятилетие бурного развития. 2008 год, когда наряду с вопросом институциональной реформы будут решаться важнейшие финансовые вопросы ЕС, снова может стать таким решающим годом, чтобы ЕС затем, после 2009 года, вступил в новое, динамичное европейское десятилетие с новой, более компактной Комиссией, новым Парламентом, новыми правилами и новыми финансами.

В силу исторических причин экономически единая Европа представляет со бой совокупность национальных культур и вероисповеданий. Поскольку в первые десятилетия развития европейская интеграция имела общую отраслевую и экономическую направленность, сообщество не занималось вопросами культуры, и они не упоминались в основополагающих документа. Впервые положения о культур ном сотрудничестве появились в Маастрихтском договоре, где им был посвящен специальный раздел (раздел 12, бывший 9). С этого момента культурная политика официально стала одним из направлений деятельности Союза и начала рассматриваться как фактор экономической и социальной интеграции в Европе. В ст.51 (бывшей ст.128) Маастрихтского договора говорится, что ЕС "содействует расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие и в то же время выдвигая на первый план общее культурное наследие".

Начало культурного сотрудничества - 22 октября 1963 года, когда президент Франции Шарль де Голль и канцлер Германии Конрад Аденауэр подписали в Елисейском дворце Парижа договор о немецко-французской дружбе. Это событие явилось переломным моментом от логики ревнивого соперничества к утверждению культурной общности, служащей фундаментом для строительства единой Европы. В рамках договора был создан Франко-германский университет, совместные культурный и молодежный советы, в 80-е годы появился франко-немецкий телевизионный канал АКТЕ, а начиная с 2003 года, проводится программа совместных культурных мероприятий в других странах.

Германо-французское взаимопонимание в течение пяти десятилетий благодаря силе своей конструктивной диалектики продвигало вперед европейскую интеграцию - будь то при помощи выработки общего видения Европы, проведения общих проектов или силы убеждения их политических лидеров. Однако Европейский Союз находится сейчас на переломном пункте своего дальнейшего развития, не имея выработанного обеими странами общего видения будущего. Такое видение является не вопросом возможностей, а вопросом желания. Им удалось написать общую книгу по истории, теперь следует продолжить писать общую историю.