Смекни!
smekni.com

Современный урок литературы: классификации, концепции (стр. 10 из 14)

воспитывать гордость и уважение по отношению к русской литературе.

Подготовка: ученики делятся на три группы:

1) ученик-Шекспир, ученик-историк, ученик-литературовед, ученик-художник, два чтеца стихотворений.

2) ученик-Пушкин, ученик-историк, ученик-литературовед, ученик-художник, два чтеца стихотворений.

3) ученики-аналитики.

Группа аналитиков по ходу выступлений задает вопросы группам, готовится проанализировать материал и сделать выводы.

Возле двух "крыльев" доски стоят столы двух групп, остальные сидят напротив. План исследования определяется отдельно:

Представление эпохи (рисунок-эмблема группы и комментарий историка).

Рассказ о представителе группы.

Чтение произведений.

Выступление литературоведа.

Ход урока

Организационный момент.

Подготовка к восприятию

Про зрелость и развитость любой поэзии свидетельствует наличие в этой поэзии разнообразных жанров и видов стихотворений, которые вырабатывает национальное и мировое стихотворчество. Один с самых совершенных видов стихотворения, который выработала мировая поэзия, - сонет.

Возник он в Италии в 13 столетии, откуда и пошли во все языки и литературы мира форма и само название стихотворения (sonetto от sonare- звучать, звенеть).

Сонет состоит обычно из 14 строк, объединенных в два четырехстрочия и два трехстрочия. Построение сонета тесно связано с раскрытием в нем поэтического содержания. В четырехстрочии идет развитие темы, в трехстрочии - кульминация и развязка.

В кладовую всемирного сонетария наиболее значительный вклад внесли:

Данте Алигьери

Франческо Петрарка

Уильям Шекспир

Иоганн Вольфганг Гете

Александр Пушкин

Михаил Лермонтов

К тому времени, пока сонет пришел в русскую поэзию, всемирный сонетарий стал очень богатым. Сначала сонет был принадлежностью исключительно интимной лирики. Постепенно тематика и жанровые рамки его расширились. У Шекспира сонет наполнился философским содержанием.

Выступление первой группы.

Ученик-историк объясняет эмблему группы, отображение на ней характерных черт эпохи Возрождения.

Ученик-Шекспир (примерный рассказ): "Родился я в Англии, в семье богатого ремесленника. Учился в начальной школе родного города. Но отец мой стал банкротом и сладкая жизнь закончилась. Подался в Лондон, чтобы заработать денег на жизнь. Попал в труппу Бербеджа. А это было не абы что. Бербедж основал в Лондоне первый театр "Глобус". Тут нашел я занятия по душе, тут я нашел себя. Было в жизни всякое. В 1612 году я подался домой".

Ученик-литературовед: "Вокруг биографии великого драматурга и поэта в 18 столетии возникло много легенд. Утверждали даже, что произведения писал совсем другой человек, образованный и известный в мире, и в целях конспирации подписывался фамилией Шекспир. Вызвано это было тем, что после смерти Шекспира почти не осталось никаких сведений про его жизнь, только произведения". Уильям Шекспир в некоторой степени отступил от классической формы сонета. В первую очередь тем, что писал стихи философского содержания, нарушил трехвековую традицию европейской лирики, показав красоту не через штампованный, статичный образ, а показал красоту реальной женщины. Шекспир посвящал сонет одной теме. В первом четырехстрочии называл ее, в другом развивал, а в двустрочии подводил вывод.

Чтение сонетов

На стыке 16 и 17 столетий эпоха Возрождения подарила человечеству великого художника слова, который выдал целую книгу сонетов, работал над развитием и совершенствованием этой классической формы. Перенесемся в 19 и 20 столетия. Появились ли еще мастера сонета? Не состарился ли сонет?

Выступление второй группы

Защита эмблемы, рассказ ученика-Пушкина, чтение сонетов, рассказ ученика-литературоведа. Защита эмблемы, рассказ ученика-Пушкина, чтение сонетов, рассказ ученика-литературоведа.

Вопросы к аналитикам.

Чем близки стихотворения поэтов?

К какому виду лирики они принадлежат?

Сравните количество строк в сонетах и их разделение на смысловые части. В чем авторы отступили от классической формы? Сонет существует с 13 века. Почему поэты и сейчас используют его?

Посмотрите на тему урока, вспомните все, о чем говорилось, и сделайте общий вывод.

Подведение итогов.

Как мы видим, сонет шел к нам с 13 века. Конечно, как не остается неизменным время, так и сонет не мог остаться в начальном варианте. Но, как видите, сонет не только еще не состарился с 13 века, а наоборот вступает в 21 век все еще молодым, потому что его используют поэты, совершенствуют и развивают дальше, изобретают новые виды и формы.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

2.3 Методические возможности Интернет-ресурсов и приёмы работы с ними на уроке литературы

Один из исследовательских методов, используемых в дипломной работе, обобщение опыта работы учителей-словесников. В данном параграфе описана работа учителя русского языка и литературы МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 35" г. Саранска Ивановой Юлии Вениаминовны. Ее методическое кредо: инновационный подход к уроку литературы с использованием Интернет-ресурсов.

Как привить детям любовь к литературе? Как помочь проникнуть в замысел поэта, ощутить всю красоту и обаяние художественного слова? Все инновационные подходы к изучению литературного произведения, все приёмы организации урока, все новые средства обучения должны способствовать формированию и развитию литературно развитой личности.

Вопросу использования Интернета в школе уже несколько лет уделяют внимание специалисты самого разного уровня. Все они единодушно сходятся во мнении, что Интернет стимулирует процесс развития интеллектуальных способностей и самостоятельного критического мышления учащихся, предоставляя массу дополнительной информации. В то же время отмечается, что Интернет является лишь средством в учебном процессе и использование Интернет-технологий должно полностью контролироваться учителем, при этом к учителю предъявляются следующие требования:

Компьютерная грамотность и знание Интернет-технологий.

Организация работы учащихся по поиску и анализу необходимой информации.

Контроль за этапами работы и оценка её качества.

Каждый из этапов изучения литературной темы имеет различные цели и задачи, которыми и определяется отбор материала, позволяющего их реализовать. Знакомство с исторической эпохой требует широкого привлечения документальных материалов, характеризующих определенный временной период. Изучение биографии писателя связано с литературными экскурсиями, связанными с жизнью и творческой деятельностью писателя или поэта. Атмосферу жизни писателя передадут фотографии его самого, родных, друзей и современников. Чтение и анализ художественного произведения окажутся более эффективными, если ученики сумеют заглянуть в творческую лабораторию писателя, услышат фрагменты текстов в исполнении лучших мастеров художественного слова. Звуковое сопровождение может быть представлено тематически близкими музыкальными произведениями.

Программой предусмотрены темы, ориентированные на изучение литературы во взаимодействии со смежными видами искусств: изобразительным, сценическим, музыкальным и т.д. В презентации включаются отрывки художественных произведений, репродукции тематически близких картин, иллюстрации, фотографии, сцены из спектаклей и кинофильмов, поставленных или снятых по драматическим произведениям, музыкальные фрагменты - т.е. в одном медиа-продукте размещена обширная информация, позволяющая рассматривать творчество писателя в широком культурном контексте. Разработки-презентации, дополненные иллюстративным материалом, повышают интерес к изучаемым темам, уровень восприятия материала и устойчивого внимания учащихся. Технология слайд-лекции не устраняет учителя из учебного процесса. Основной звуковой ряд лекции - это голос самого преподавателя, который комментирует содержимое слайдов, формулировки определений, регулирует темп лекции и смены слайдов.

Все эти (а возможно, и некоторые другие) преимущества ИКТ уже оценены по достоинству учителями-словесниками. Особый интерес, на наш взгляд, представляют возможности Интернета в практике работы учителя с учетом конечной цели обучения литературе в школе: формированию литературно развитой личности.

Подготовка и защита самими учащимися проектов в форме презентаций с использованием Интернет-ресурсов переводят работу из плоскости усвоения в плоскость исследования. Учитель предлагает выбрать необходимый для раскрытия микротемы материал, используя материалы сайтов, создать свою презентацию и подготовить выступление-защиту. На всю работу уходит от 15 до 20 минут, учитывая, что работа проводится в группе, времени на уроке вполне хватает и на контроль за выполнением, и на оценивание. При этом возрастает положительный эмоциональный фактор в восприятии школьниками нового материала, повышается уровень самостоятельности, появляется элемент здорового соперничества, а дискуссии, возникающие во время защиты проектов, позволяют выводить на первый план формирование навыков коммуникации, в полном объеме остается и общение обучаемого с учителем.

Таким образом, возможности использования иллюстративного материала, находящегося на различных серверах, станут гораздо шире, если учитель не только будет демонстрировать их учащимся, но и привлечёт школьников к работе с этими ресурсами на уроке.

Направляющую роль педагога это не отменяет, т.к экспериментальная работа Ивановой Ю.В. началась именно с создания учителем Интернет-ресурсов с гиперссылками для удобства и оперативности будущей работы. Файл был помещён в специальную папку, к которой впоследствии обращались ученики. За неполный год размер списка увеличился силами самих девятиклассников.