Смекни!
smekni.com

Современный урок литературы: классификации, концепции (стр. 5 из 14)

Л.Н. Толстой писал: "Попытка основать нравственность помимо религии подобны тому, что делают дети, которые, желая пересадить нравящееся им растение, отрывает от него не нравящийся им и кажущийся им лишним корень и без корня втыкают растение в землю. Без религиозной основы не может быть никакой настоящей, непритворной нравственности, точно так же, как без корня не может быть настоящего растения".

Главная особенность русской литературы - это литература православная. И великое счастье, если учитель, ее преподающий, человек православный, живущий по законам христианской морали. Н.А. Бердяев утверждал: "Вся наша литература 19 века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человеческого мира. В самых значительных творениях она проникнута религиозной мыслью" [Бердяев, 1999: 137]. Это же можно сказать и о литературе 20 века, исключая некоторые произведения последних десятилетий. Возникает вопрос, как может педагог, отвергающий православие, донести до учащихся тот идейный смысл, который вкладывался писателем? Именно поэтому третье важное, на наш взгляд, условие успешного развития духовно-нравственных качеств воспитанников - это знание культуры православия самим учителем.

Надеюсь, определение "учитель-словесник" снова вернется в школу и станет образцом для подражания в речевой деятельности, образцом в морально-этическом, нравственном, патриотическом, духовном, православном плане.

Каким же образом возможно воспитывать духовно-нравственные качества учащихся в современной школе по современным программам? В современной школе большинство классов работают по программе А.Г. Кутузова, в которую введены разделы "Древнерусская литература" и "Духовная литература". Следует отметить, что в каждом классе отводится определенное количество на изучение духовной литературы и древнерусской, но часов мало, и все произведения стоят обособленно, чувствуется их оторванность от литературного процесса. Каждый учитель имеет право вносить некоторые изменения в программу. Так как Библия является книгой, на которой воспитывалось не одно поколение, поэтому понять глубоко произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского и др. невозможно без знаний Библии, то при изучении в 5 классе рождественских рассказов дополнительно нужно рассматривать Новый Завет: Рождество Иисуса Христа. На уроках внеклассного чтения должны подробно анализироваться рождественские рассказы, учащимся необходимо выполнять творческие работы, в которых они указывают не только особенности данного жанра, но и - главное - их нравственную направленность. При изучении рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на Елке" выделяем основные духовно-нравственные понятия, такие как добро и зло, терпение, милосердие, сострадание, любовь; начинаем работу по ведению словарика нравственных категорий.

У Л.Н. Толстого есть книга "Круг чтения", в которой собраны мысли великих людей и самого писателя по вопросам нравственности; на каждый день месяца отводится та или иная нравственная категория. Эта книга может быть незаменимым помощником при проведении такой работы. И на протяжении нескольких лет эти словарики ведутся, дополняются, изменяются. Главная цель данной работы - создать нравственный стержень, объединяющий литературные произведения в единую систему. Важно отметить, что усилить духовно-нравственное воспитание на примере большинства литературных произведений возможно в том случае, если постоянно работать над основными нравственными категориями. Работая постоянно, учащиеся приходят к выводу об их значимости и легче выявляют проблематику и тематику произведения.

В 7 классе возвращаемся к жанру рождественского рассказа при изучении произведения О. Генри "Дары волхвов", проводится урок развития речи, на котором ведется обсуждение репродукций с картин, изображающих библейские сцены, на Рождественский сюжет. Проводится сравнительный анализ ранее изученных произведений с данным рассказом; продолжается работа с нравственными категориями: любовь, самопожертвование, дар. На уроке внеклассного чтения вводится понятие святочного рассказа, его особенностей, проводится параллель между рождественскими и святочными рассказами, изучаются рассказы Н.С. Лескова "Жемчужное ожерелье" и "Неразменный рубль" за счет уроков самостоятельного или внеклассного чтения. Обобщающей работой по данной теме стал реферат девятиклассницы по теме "Жанр святочного рассказа".

В 6 классе при изучении повести А.С. Пушкина "Метель" и обращении к теме человеческого счастья, тайны брака и супружества очень важно использовать возможность ознакомить детей с такими базовыми понятиями, как таинства, храм, супруги, счастье, которые помогут постичь всю глубину и таинственность пушкинской прозы.

В 8 классе при изучении повести Пушкина "Станционный смотритель" возвращаемся к Библии, к притчам Иисуса Христа. Подробно останавливаемся на притче о блудном сыне, а также на нравственных понятиях: прощение, покаяние.

В 8 классе также можно провести урок "Влияние Оптиной пустыни на духовную жизнь", на котором говорим об истории возникновения пустыни, старчестве, изучаем "Мудрость Оптинских старцев", рассматриваем вопрос о влиянии Оптиной пустыни на жизнь Достоевского, Гоголя, Толстого. Следующий урок - "Письмо Преподобного Оптинского старца Амвросия". Одному из учащихся 10 класса можно предложить работу над рефератом "Влияние Оптиной пустыни на творчество писателей 19 века". Самым интересным и результативным является обращения к духовно-нравственным понятиям в период изучения в 9 классе повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Появляется возможность их рассмотрения с противоположных сторон: любовь и ненависть, честь и бесчестие, верность и предательство, жестокость и милость. Разбираются понятия с одним корнем: милость, милостыня, милосердие. Говорим о понятии страсти, которые являются причиной грехопадения. В 9 классе изучаем не только "Пресвятую Богородицу" Иеромонаха Романа, но и знакомимся с его жизнью, а также другими его стихотворениями. Будет целесообразным в 9 классе на последних уроках провести читательскую конференцию, к которой учащиеся готовятся в течение месяца. Используя за основу словарь нравственных категорий, они готовят выступление по самостоятельно прочитанному произведению, рассматривая те духовно-нравственные понятия, которые затрагиваются в произведении. Дополняют свои выступления высказываниями великих людей по данному вопросу. При изучении творчества поэтов как 19 века, так 20 века необходимо включать стихотворения на библейские сюжеты (В. Брюсов, А. Ахматова, Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин и др.). Также можно проводить уроки сопоставительного анализа (притча о сеятеле и стихотворения на данный сюжет Некрасова, Брюсова). Большая проблема состоит в том, что учителя литературы порой не в силах дать оценку произведения с точки зрения православия, часто это уже сформировавшееся в советское время мнение. Помочь в этом могут книги М.М. Дунаева "В горниле сомнений", "Православие и русская литература" в 5-ти томах, о. Иоанна Маслова "Симфония", написанная по произведениям Тихона Задонского, и др. книги, в которых рассматриваются проблемы духовной жизни человека, в том числе проблемы культуры в целом. В настоящее время, когда перед учителями ставятся порой жесткие рамки, - следовать неотступно программам, по которым работают, по программам, которые часто расходятся с их морально, духовно-этическими нормами - важно, хотя бы те 30%, отданные на откуп учителю, использовать с максимальной пользой для развития духовно-нравственного воспитания учащихся.

Литература как искусство построена на диалоге, в основе которого разные точки зрения на один предмет. Замечательно, если учитель проводит интегрированные уроки с искусством, историей, музыкой, факультативным курсом "Православие и русская культура", МХК. Это дает возможность расширить кругозор учащихся, рассматривать эти предметы не как стоящие особняком, а как единое культурное явление.

2. Урок литературы в современной школе: концепции, классификации, типологии, содержание и методика проведения

2.1 Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы

В методике преподавания литературы исследованы классификация, содержание, структура урока, его нравственное и эстетическое воздействие на учащихся, роль в нем проблемной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, специфика урока литературы, его творческий, эмоциональный характер, возможности интеграции предметов, формы урока: урок-лекция, урок-беседа, урок-семинар, урок-диспут, урок-практикум и т.д.